<Письмо> ФАС России от 11.11.2022 N ПИ/102875/22 "О рассмотрении обращений"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 11 ноября 2022 г. N ПИ/102875/22

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

ФАС России рассмотрела обращения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Авиационного альянса "Аэрохимфлот" по вопросу возможности участия в государственных закупках на проведение авиационных работ, перечень которых предусмотрен приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.11.2020 N 494, авиационных структур ДОСААФ России, а также иных участников, не имеющих сертификат эксплуатанта гражданской авиации на проведение авиационных работ, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе условие о соответствии требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

При этом, исходя из совокупного толкования норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, комиссия по осуществлению закупок самостоятельно принимает решения о признании заявок участников закупки соответствующими/несоответствующими требованиям Закона о контрактной системе.

Федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта" (далее - Правила), утвержденными приказом Минтранса России от 19.11.2020 N 494, установлен, в том числе перечень авиационных работ, предусматривающих получение сертификата эксплуатанта.

ФАС России установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" регламентированы нерегулярные коммерческие перевозки пассажиров и грузов государственными воздушными судами и не регламентировано выполнение авиационных работ.

Кроме того, согласно письму Министерства обороны Российской Федерации, размещенному 25.07.2022 на своем официальном сайте и разъясняющему статус ДОСААФ России и отношение авиации ДОСААФ к государственной авиации, ДОСААФ России может выполнять авиационные работы на основании статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушными судами, зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

Таким образом, в случае, если воздушные суда организаций, входящих в структуру ДОСААФ России, а также иных участников, не имеющих сертификат эксплуатанта гражданской авиации на проведение авиационных работ, не зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации, и сами организации не относятся к гражданской авиации, правовые основания для участия в закупках, в которых установлено требование о наличии у участника закупки сертификата эксплуатанта, отсутствуют.

Также ФАС России сообщает, что в соответствии с положениями Закона о контрактной системе ФАС России и ее территориальные органы уполномочены на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, в связи с чем при проведении контрольных мероприятий решения принимаются территориальными органами ФАС России на основании представленных на заседание комиссии документов и сведений и установленных обстоятельств дела в каждом конкретном случае.

П.В.ИВАНОВ