Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Порядок передачи имущества налоговым органам и его оценки

II. Порядок передачи имущества налоговым органам

и его оценки

8. Принятие мер по охране и оценка переданных налоговым органам конфискованного и наследственного имущества, кладов, а также имущества, признанного бесхозяйным, возлагается на налоговые органы.

Налоговые органы осуществляют контроль за полнотой и своевременностью передачи им имущества, указанного в п. 1 настоящей Инструкции.

В этих целях они не реже одного раза в год производят проверку в государственных нотариальных и судебных органах, а также больницах, домах престарелых граждан, гостиницах и других аналогичных организациях, органах Министерства внутренних дел СССР (только по вопросам полноты и своевременности передачи бесхозяйного имущества, находок, конфискованных предметов мелкой спекуляции и валютных ценностей).

9. Имущество, конфискованное судебными органами, передается в натуре представителю соответствующего налогового органа судебным исполнителем в течение 20 дней со дня получения им исполнительного листа.

При передаче имущества представителю налогового органа вручается копия описи, составленной в процессе предварительного следствия, или второй экземпляр акта описи (ареста) имущества, составленного судебным исполнителем и утвержденного народным судьей.

В описи имущества исполнителем должны быть сделаны отметки об освобождении части имущества от ареста (исключении имущества из описи) на основании решения суда, о реализации части имущества, если такая реализация производилась для удовлетворения предъявленных к должнику требований, а также отметки об утрате или порче подлежащего конфискации имущества на момент передачи его представителю налогового органа. Судебный исполнитель сообщает также данные о стоимости реализованных скоропортящихся продуктов.

Прием и передача имущества в натуре подтверждаются подписями судебного исполнителя и представителя налогового органа на экземплярах акта описи (ареста) имущества.

В аналогичном порядке передается налоговым органам имущество, конфискованное по решениям других уполномоченных на то государственных органов, в тех случаях, когда в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик реализация конфискованного имущества осуществляется налоговыми органами.

10. При переходе к государству имущества по праву наследования нотариальный орган направляет соответствующему налоговому органу, получившему свидетельство о праве государства на наследство, опись этого имущества, подписанную государственным нотариусом, понятыми и заинтересованными лицами (если они принимали участие в описи).

В том случае, если за счет указанного в описи имущества в соответствии с законодательством союзных республик о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами были произведены соответствующие расходы или выплаты (по уходу за наследодателем во время его болезни, а также на его похороны; на содержание граждан, находившихся на иждивении наследодателя; по охране наследственного имущества, по управлению им; по публикации сообщения о вызове наследников), в описи должно быть указано, какие суммы израсходованы на указанные цели и какие предметы реализованы для покрытия произведенных расходов.

После получения свидетельства о праве государства на наследство и соответствующей описи работник налогового органа в присутствии ответственного хранителя и представителя жилищно-эксплуатационной конторы, домоуправления или уличного комитета, а в сельской местности - представителя исполкома сельского Совета народных депутатов проверяет наличие наследственного имущества в помещениях, в которых оно находится, и принимает его от ответственного хранителя на учет, о чем в описи этого имущества, полученной от нотариального органа, делается соответствующая отметка.

11. Лица, обнаружившие клад, должны сдать его налоговому органу, подав при этом письменное заявление, в котором указываются обстоятельства обнаружения клада. Клад может быть сдан и в местное отделение милиции. При сдаче клада налоговому органу последний приглашает работника отделения милиции для составления протокола и взятия клада под охрану. В протоколе отражаются:

объяснение лица, обнаружившего клад, и показания очевидцев (если они имеются) о месте и обстоятельствах обнаружения клада;

подробное описание предъявленных предметов клада (их внешний вид, объемы, весовые показатели и т.д.);

подтверждение факта добровольной сдачи клада.

Протокол составляется в четырех экземплярах, подписывается работниками налогового органа и отделения милиции, лицом, сдавшим клад, и очевидцами (если они имеются). Один экземпляр протокола вручается лицу, сдавшему клад, один остается у налогового органа, один передается представителю отделения милиции, принявшему клад под охрану, и один экземпляр прилагается к сопроводительному письму при отсылке в последующем в Гохран <*> (или передаче в музей или центру религиозного объединения).

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

В таком же порядке составляется протокол, если лицо, обнаружившее клад, сдает его в отделение милиции.

До реализации клада налоговый орган совместно с отделением милиции и с участием специалистов - экспертов местных органов культуры и торговли проводят экспертизу предметов клада для их предварительной оценки и решения вопроса о возможности отнесения их к художественным, историческим или иным культурным ценностям или к предметам религиозного культа. Результаты экспертизы и оценки предметов клада оформляются актом, который подписывается всеми лицами, принимавшими участие в экспертизе и оценке. Акт составляется в трех экземплярах, из которых один экземпляр передается налоговому органу, один прилагается к протоколу, высылаемому в Гохран (или музей или в центр религиозного объединения), и один экземпляр передается отделению милиции.

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

Предметы клада, подлежащие передаче в музей, передаются налоговыми органами представителю музея в соответствии с подпунктом "и", а подлежащие передаче центру религиозного объединения передаются представителю этого объединения в соответствии с подпунктом "ж" пункта 16 настоящей Инструкции.

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

Драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, принятые в составе клада, пересылаются органами Министерства внутренних дел СССР в Гохран в порядке, указанном в подпункте "к" пункта 16 настоящей Инструкции.

------------------------------

<*> Государственное хранилище ценностей.

12. Если при передаче налоговому органу конфискованного или при приеме наследственного имущества будет установлена утрата, недостача или повреждение этого имущества, налоговый орган предъявляет к лицу, принявшему его на хранение, требование о внесении в десятидневный срок в бюджет суммы стоимости недостающих или поврежденных предметов. Если причитающаяся бюджету сумма за указанное имущество не будет внесена в бюджет в десятидневный срок, налоговый орган предъявляет (в десятидневный срок) в народном суде иск о взыскании с лица, принявшего имущество на хранение, стоимости недостающих или поврежденных предметов. При обнаружении случаев хищения (в том числе путем присвоения или растраты) или умышленного уничтожения, повреждения находившихся на ответственном хранении предметов, налоговый орган направляет соответствующие материалы следственным органам для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности и одновременно предъявляет иск о взыскании с виновных стоимости указанных предметов.

13. Оценка конфискованного, бесхозяйного или наследственного имущества, а также кладов производится комиссией, состоящей из представителей налогового органа и организации, которой передается это имущество для реализации или использования в 5-дневный срок со дня принятия его на учет налоговым органом.

Находящиеся в составе указанного имущества почтовые марки, в том числе коллекции почтовых марок, пересылаются для оценки и реализации в порядке, предусмотренном подпунктом "е" пункта 16 настоящей инструкции.

При разногласии в оценке отдельных предметов между представителями налогового органа и предприятия или организации, которым передается имущество, оценка этих предметов производится приглашенным специалистом - экспертом. Экспертиза должна быть произведена не позднее десятидневного срока со дня первоначальной оценки, вызвавшей разногласия. Работы по экспертизе оплачиваются в порядке, предусмотренном в пункте 35 настоящей Инструкции.

Оценка имущества может производиться на месте его выявления или после доставки на базу торговой организации или предприятию, принимающему это имущество для использования.

14. Принятое на учет налоговыми органами имущество оценивается:

а) товарно-материальные ценности (кроме импортных товаров), не бывшие в употреблении и на которые установлены государственные розничные цены, оцениваются исходя из этих цен с учетом качества вещей, их морального износа и спроса покупателей (но не выше установленных розничных цен);

(в ред. письма Минфина СССР от 13.08.91 N 46)

При этом на товары и другие материальные ценности, имеющие моральный износ, устанавливается скидка на устарелость фасона, модели и т.д. в соответствии с перечнями и шкалами скидок, установленными местными органами торговли;

б) товарно-материальные ценности, на которые отсутствуют розничные цены и установлены только оптовые цены без налога с оборота - по этим ценам с учетом износа. В том случае, если на товары и другие материальные ценности установлены оптовые цены с налогом с оборота - по оптовым ценам с налогом с оборота с учетом износа;

в) товарно-материальные ценности (в том числе импортные), на которые не установлены государственные цены, оцениваются применительно к действующим государственным ценам на аналогичные товары с учетом их технических характеристик, их качества, внешнего оформления, оригинальности исполнения, а также спроса покупателей. Для оценки таких товаров приглашаются специалисты - эксперты. Таким специалистом - экспертом (в случае отсутствия разногласий у членов комиссии) может быть товаровед комиссионного магазина, принимающего товар для реализации;

(в ред. письма Минфина СССР от 13.08.91 N 46)

г) товарно-материальные ценности, имеющие износ свыше 50%, оцениваются по ценам возможной реализации без указания артикулов и прейскурантных цен;

д) скот и лошади (кроме племенных), птица, кролики, семьи пчел, а также кожевенное и пушно-меховое сырье, немытая шерсть, зерно, фураж, картофель, овощи и другая сельскохозяйственная продукция, на которую установлены государственные закупочные цены, - по этим ценам, а сельскохозяйственная продукция, на которую не установлены закупочные цены, - по ценам возможной реализации;

е) племенные лошади, а также многолетние плодово-ягодные насаждения и посевы - по ценам, определяемым в порядке, установленном законодательством союзных республик;

ж) строения - по инвентаризационной оценке, а при ее отсутствии - по оценке, принятой для целей государственного страхования;

з) драгоценные металлы в слитках (кроме золота) не ювелирных проб, а также в шлихе, самородках, полуфабрикатах и деталях таковых, в изделиях производственного и лабораторного назначения, в виде производственных отходов (опилки, стружки и т.п.), драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, а также природный жемчуг) в необработанном виде - по установленным для промышленности отпускным ценам, утвержденным Госкомцен СССР;

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

и) ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов без вставок драгоценных и полудрагоценных камней и со вставками таких камней и лом этих изделий, драгоценные (в обработанном виде), полудрагоценные (граненые) камни и изделия из них, а также природный жемчуг, бывшие в употреблении зубные протезы, элементы съемных протезов, предметы религиозного культа, а также относящиеся к валютным ценностям медали и жетоны дореволюционного чекана, монеты дореволюционного и советского чекана, юбилейные и памятные медали и монеты, монеты иностранных государств, золото в слитках, а также серебро, платина, палладий в слитках ювелирных проб - по скупочным ценам, утвержденным Государственным комитетом СССР по ценам на изделия, скупаемые у населения скупочными пунктами Министерства торговли СССР и учреждениями Госбанка СССР.

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

Оценка ценностей, указанных в подпунктах "з" и "и" производится с участием специалиста - оценщика, приглашенного налоговым органом, и является предварительной. Окончательная оценка ценностей производится Главным управлением по контролю за использованием драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов СССР, которое рассчитывается за ценности с налоговым органом в порядке, предусмотренном подпунктом "к" пункта 16 настоящей Инструкции;

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

к) остальные валютные и другие ценности - в следующем порядке:

- иностранная валюта (банкноты, казначейские билеты, монеты), платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в иностранной валюте оцениваются предварительно по их номиналу в валюте;

банковские платежные документы в рублях, приобретаемые за иностранную валюту, оцениваются предварительно по номиналу. Окончательную оценку указанных ценностей производит Внешэкономбанк СССР;

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

- облигации государственных займов, срок выкупа и оплаты которых не истек, - по их нарицательной стоимости или соответственно в сумме выпавших на них выигрышей. Облигации государственных займов, срок выкупа и оплаты которых истек, уничтожаются в установленном порядке;

- сберегательные и вкладные книжки, аккредитивы и расчетные чеки и чековые книжки Сбербанка СССР - по остатку сумм, которые значатся по этим документам;

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

- билеты денежно-вещевых и других лотерей проверяются налоговым органом по таблицам выигрышей. Билеты, на которые выпали выигрыши, если не истек указанный в билетах срок получения выигрышей, оцениваются в размере стоимости выпавших на них выигрышей.

Билеты, на которые не выпали выигрыши, и билеты, на которые выпали выигрыши, но срок получения выигрышей истек, уничтожаются налоговым органом.

Билеты, по которым ко дню передачи их налоговому органу не проведен тираж выигрышей, хранятся в налоговом органе наравне с бланками строгой отчетности. После проведения тиража билеты проверяются, оцениваются или уничтожаются в установленном порядке;

л) непогашенные советские почтовые марки, находящиеся в почтовом обращении, - по их номинальной стоимости.

Все остальные советские, а также иностранные марки, пригодные к реализации, - по ценам в соответствии с прейскурантами и каталогами Издательско - торгового центра "Марка". Марки с небольшими филателистическими дефектами могут быть уценены до 50% их стоимости. По ценам, указанным в настоящем подпункте, производится оценка почтовых марок Издательско - торговым центром "Марка".

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

15. О произведенной оценке имущества составляется акт описи и оценки в необходимом количестве экземпляров по прилагаемой форме (Приложение N 1). Акт подписывается членами комиссии, а также специалистом - оценщиком (экспертом), если он был приглашен для оценки имущества. В конце акта указывается, в каком количестве экземпляров он составлен.

В акте описи и оценки имущества отражается: полное и точное наименование каждого отдельного предмета или группы однородных, равноценных предметов, подробное описание отличительных признаков каждого предмета (наименование материала, из которого изготовлен каждый предмет, количество, вес, длина, качество, процент морального и физического износа предмета и т.д.), а также цена по действующему прейскуранту и с учетом износа.

На находящиеся в составе конфискованного, наследственного, бесхозяйного имущества и кладов ценности (перечисленные ниже) составляется отдельный акт описи и оценки по форме согласно Приложению N 1.

В этом акте описи и оценки указывается:

а) по советской валюте - общая сумма; по иностранной валюте - наименование, какого государства, достоинство денежных билетов и монеты, год выпуска, сумма по номиналу валюты;

- по платежным документам и фондовым ценностям в иностранной валюте, банковским платежным документам в рублях, приобретаемым за иностранную валюту - наименование документов (ценностей), а также государства и банка (организации или компании), выдавших (выпустивших) эти документы, сумма по номинальной стоимости каждого документа в отдельности;

б) по облигациям государственных займов - название займа, нарицательная стоимость, номер облигации, номер серии и номер разряда каждой облигации, по облигациям свободно обращающихся займов, кроме того, указывается размер выигрыша и предельный срок выплаты этого выигрыша;

в) по сберегательным и вкладным книжкам, расчетные чеки и чековые книжки Сбербанка СССР, аккредитивам и сохранным свидетельствам - фамилия, имя и отчество владельца, номер и дата выдачи документа, номер и местонахождение учреждения Сберегательного банка СССР или наименование учреждения Госбанка СССР, выдавших документ, и числящаяся по нему сумма;

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

г) по билетам денежно-вещевых и других лотерей - название лотереи, какого выпуска и какого года эта лотерея, номер билета, номер серии и номер разряда каждого билета, предельный срок получения выигрыша.

Против билетов, на которые не выпали выигрыши, в акте описи и оценки проставляется: "не выиграл". Против билетов, на которые выпали выигрыши, но срок получения выигрышей ко дню передачи этих билетов налоговому органу истек, в акте описи и оценки делается отметка "срок истребования выигрыша истек";

д) по драгоценным и полудрагоценным камням, природному жемчугу, драгоценным металлам и изделиям из них - подробное наименование каждого предмета, наименование металла, из которого изготовлено изделие, и находящихся на нем камней, проба, вес в граммах и отдельные отличительные признаки и качество.

Акты описи и оценки имущества рассматриваются и утверждаются руководством соответствующего налогового органа не позднее трех дней после их составления.

В исключительных случаях, когда непосредственно после принятия налоговым органом имущества оно не может быть передано торговой или другой организации для реализации, переработки или использования, это имущество передается налоговым органом на ответственное хранение организации или лицу, у которых оно было обнаружено, или его родственнику, или иному лицу под расписку на описи имущества.

В этом случае в конце описи указывается: фамилия, имя, отчество лица, принявшего имущество на ответственное хранение, наименование организации, в которой он работает, занимаемая должность, подробный адрес, а также дата и номер его паспорта, кем он выдан, и что об ответственности за недостачу или порчу имущества лицо, принявшее его на хранение, предупреждено.

Расходы по хранению имущества возмещаются в порядке, предусмотренном п. 35 настоящей Инструкции.