См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Справедливая конкурентная среда и сокращение теневого сектора

Для содействия обелению экономики и созданию справедливых конкурентных условий проводилась работа по улучшению администрирования доходов. Внедрение новых информационных технологий позволило повысить собираемость доходов бюджетов и снизить издержки для бизнеса.

Из ключевых результатов по указанному направлению можно отметить следующие:

- запуск с июля 2021 года национальной системы прослеживаемости, обеспечивающей контроль за оборотом товаров на всех этапах от ввоза до реализации в рознице;

определены правовые основы (акты ЕЭК) формирования наднациональной системы прослеживаемости товаров, основанной на информационном обмене национальных систем прослеживаемости государств - членов ЕЭК

- формирование правовых основ для проведения экспериментов по внедрению таможенного мониторинга;

установлен механизм определения порядка, сроков, мест и условий проведения экспериментов, а также круга участвующих лиц и категорий товаров

- запуск и апробация в 4 пилотных регионах нового налогового режима АУСН (с фиксированным тарифом страховых взносов) для микропредприятий с численностью до 5 сотрудников и доходами, не превышающими 60 млн рублей;

администрирование налога в бездекларационном формате на основании данных учета в личном кабинете с применением ККТ и использованием банковских счетов

- формирование правовых основ введения института единого налогового платежа, предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и др. параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;

- закрепление особенностей налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами;

определяет особенности и порядок налогообложения таких операций НДС, НДФЛ, налогом на прибыль

- сокращение издержек и создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов, а также других платежей:

- наделение Правительства РФ полномочиями по:

-- приостановке, отмене или переносу на более поздний срок мероприятий налогового контроля;

-- продлению сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, авансовых платежей по региональным и местным налогам;

-- увеличению сроков предоставления налоговой отчетности, пересмотру условий неприменения ответственности за ее не предоставление;

-- установлению дополнительных оснований предоставления отсрочки (рассрочки), условий неприменения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

- создание универсальной системы исчисления и уплаты страховых взносов, включая введение единого тарифа страховых взносов на все виды обязательного социального страхования и единой предельной величины базы, возможность уплаты взносов одним платежом;

- установление права налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций перейти в течение 2022 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, продление на месяц срока уплаты авансового платежа по налогу на прибыль организаций, который приходился на 28 марта 2022 года;

- использование по транспортному налогу повышающего коэффициента только для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн рублей;

- применение для расчета налога на имущество организаций в 2023 году кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2022 года.

В целях снижения административной нагрузки и повышения конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках, а также нивелирования санкционных ограничений принимались меры валютного контроля и регулирования:

- отмена требования репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации;

- разрешение проведения валютных операций без использования банковских счетов резидентам - участникам внешнеэкономической деятельности;

- снижение размеров штрафов за нарушения валютного законодательства Российской Федерации;

- введение моратория на применение административной ответственности за неисполнение требований валютного законодательства Российской Федерации, обусловленных применением мер ограничительного характера;

- освобождение до 31 декабря 2024 года от валютного контроля аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;

- приостановка до 31 декабря 2022 года проверок налоговыми органами соблюдения валютного законодательства РФ со стороны резидентов - участников внешнеэкономической деятельности.