См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации

С 1 января 2023 г. в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации - с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

Бюджет СФР на очередной финансовый год и плановый период сформирован раздельно по каждому виду обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Доходы бюджета СФР сформированы исходя из установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативов распределения доходов от уплаченных страховых взносов исходя из единого тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (норматив установлен на уровне 72,8%), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (норматив установлен на уровне 8,9%), на обязательное медицинское страхование, установленного в размере 30% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 15,1% - свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

С 1 января 2023 г. установлен единый размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов для обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитаны исходя из среднего по видам экономической деятельности страхового тарифа в размере 0,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия. Соответствующие выпадающие доходы бюджета СФР от применения указанных пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

При формировании доходной части бюджета учтен "мораторий" на 2023 - 2025 гг. на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.

Также учтены доходы бюджета СФР от поступления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в связи с введением с 1 апреля 2022 г. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175, и с 1 января 2023 г. универсального пособия гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. N Пр-753, предоставляемых на условии софинансирования.

Расходы в части обязательного пенсионного страхования сформированы с учетом следующих особенностей:

- учтено повышение пенсионного возраста, ежегодная корректировка и индексация страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению с учетом предусмотренных законодательством параметров;

- расчет бюджетных ассигнований на осуществление отдельных полномочий, переданных СФР в виде выплат, пособий и компенсаций, осуществлен исходя из прогнозных показателей численности получателей, средних размеров соответствующих выплат и иных индикаторов в зависимости от характера мер государственной защиты (поддержки).

В части обязательного социального страхования расходы сформированы с учетом параметров, установленных действующим законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.

При расчете расходов на финансовое обеспечение единовременных и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сумма, из которой исчисляется их размер, предусмотрена с учетом ее ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.

Таблица 4.3.1. Основные характеристики бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2019 - 2025 гг. <*>

--------------------------------

<*> Без учета накопительной составляющей пенсионной системы.

млрд рублей

Показатель

2019 <**>

2020 <**>

2021 <**>

2022 <***>

2023

2024

2025

Доходы

9 490,8

11 162,3

11 178,9

11 362,3

13 629,7

14 413,0

15 336,3

Межбюджетные трансферты

3 364,0

4 947,4

4 541,1

4 200,7

5 291,5

5 402,6

5 654,2

из федерального бюджета, в т.ч.

3 346,7

4 931,7

4 525,6

4 182,7

5 073,0

5 130,5

5 359,4

переходящие от ПФР

3 303,8

4 783,0

3 764,1

3 992,2

4 940,9

4 988,6

5 209,9

переходящие от ФСС

42,8

148,7

761,5

190,5

132,1

141,9

149,5

из бюджета ФОМС

14,0

13,6

13,3

14,3

15,2

15,3

15,1

из бюджетов субъектов РФ

3,3

2,1

2,2

3,7

203,3

256,8

279,6

Собственные доходы

6 126,8

6 214,9

6 637,8

7 161,5

8 338,2

9 010,4

9 682,2

Расходы

9 302,4

10 730,7

11 405,7

11 468,6

13 494,8

14 255,1

14 924,5

переходящие от ПФР

8 564,3

9 691,9

10 088,8

10 477,0

12 452,3

13 062,4

13 617,4

переходящие от ФСС

738,1

1 038,8

1 316,9

991,6

1 042,4

1 192,7

1 307,0

Дефицит/профицит

188,4

431,6

-226,8

-106,3

134,9

157,9

411,9

в части расходов/доходов, переходящих от ПФР <****>

155,9

567,0

-338,4

-150,4

-12,9

62,3

334,3

в части расходов/доходов, переходящих от ФСС

32,5

-135,4

111,6

44,0

147,8

95,6

77,6

Справочно: с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по накопительной составляющей пенсионной системы

Доходы

9 551,6

11 206,7

11 222,8

11 432,9

13 711,2

14 495,3

15 422,1

Расходы

9 365,2

10 766,5

11 441,9

11 512,9

13 541,3

14 303,9

14 975,2

--------------------------------

<**> Отчетные данные об исполнении бюджетов ПФР и ФСС как обособленных юридических лиц.

<***> Параметры по бюджетам ПФР и ФСС с учетом показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета по состоянию на 1 сентября 2022 г. (с учетом доходов/расходов по ПФР и ФСС как обособленных юридических лиц).

<****> Дефицит в 2023 году формируется по расходам, связанным с отдельными переданными СФР полномочиями, и будет покрыт за счет неиспользованных остатков МБТ из ФБ по состоянию на 1 января 2023 г.