См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Доходы федерального бюджета

На прогнозном горизонте в 2023 г. ожидается снижение доходов федерального бюджета (за счет сокращения нефтегазовых доходов) с последующим восстановлением тенденции к росту доходов федерального бюджета на фоне выхода российской экономики на траекторию устойчивого роста.

На доходы будут оказывать влияние изменения законодательства, в т.ч. повышение экспортных пошлин и НДПИ на природный газ, повышение налога на прибыль экспортеров СПГ, корректировка демпфирующего механизма в обратном акцизе на нефтяное сырье (и сопутствующее уточнение надбавки в ставке НДПИ на нефть), введение экспортных пошлин на удобрения и уголь, а также снижение ставок ввозных пошлин на товары "критического" импорта, расширение льгот и преференций в рамках "IT-маневра", предоставление льгот для туристической и иных отраслей.

Эти меры в соответствии с целями и задачами бюджетной политики не только обеспечат положительный эффект с фискальной точки зрения, но и будут содействовать структурной трансформации экономики.

Нефтегазовые доходы после ожидаемого роста до 8,0% ВВП в 2022 году на фоне всплеска цен на энергоресурсы будут снижаться по отношению к ВВП (до 5,0% в 2025 г.) на прогнозном горизонте как вследствие стабилизации ценовой конъюнктуры (после резких колебаний в 2020 - 2022 гг.) и сокращения объемов экспорта природного газа, так и в результате увеличения доли добычи нефти на месторождениях с льготными режимами налогообложения (в том числе с учетом начала применения с 2024 г. нового вычета для выработанных месторождений в рамках режима НДД).

Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета на прогнозном горизонте 2023 - 2025 гг. в целом будут стабильны (на уровне порядка 11,5% ВВП) на фоне восстановления экономического роста после спада в 2022 г.

Таблица 4.1.2. Доходы федерального бюджета в 2019 - 2025 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021

2022 <*>

2023

2024

2025

ДОХОДЫ, ВСЕГО

20 188,8

18 719,1

25 286,4

27 693,1

26 130,3

27 239,8

27 979,4

%% ВВП

18,5

17,5

19,3

19,0

17,4

17,1

16,4

НЕФТЕГАЗОВЫЕ

7 924,3

5 235,2

9 056,5

11 666,2

8 939,0

8 656,3

8 488,5

%% ВВП

7,3

4,9

6,9

8,0

6,0

5,4

5,0

базовые НГД

4 967,4

5 557,6

5 889,5

6 563,6

8 000,0

8 000,0

8 000,0

дополнительные НГД

2 956,8

-322,3

3 169,0

5 102,6

939,0

656,3

488,5

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ

12 264,5

13 483,8

16 229,9

16 027,0

17 191,3

18 583,5

19 490,9

%% ВВП

11,2

12,6

12,4

11,0

11,5

11,6

11,4

Оборотные налоги (НДС, акцизы <**>, пошлины)

8 842,8

8 906,8

11 216,6

11 181,8

12 614,1

13 485,5

14 336,5

%% ВВП

8,0

8,3

8,6

7,7

8,4

8,4

8,4

Налоги на доходы

1 185,0

1 091,4

1 643,1

1 705,0

1 786,0

2 089,9

2 250,8

Дивиденды (вкл Сбербанк)

622,3

633,9

550,7

850,1

544,1

845,2

823,6

Рентные налоги ГМК (НДПИ, ЭП, акциз на сталь)

53,2

53,2

279,5

269,6

367,7

306,0

232,3

Другие доходы

1 561,2

2 798,5

2 540,0

2 020,5

1 879,4

1 856,9

1 847,7

в т.ч. нерегулярного характера

155,6

1 313,2

643,9

125,7

70,8

66,5

80,8

--------------------------------

<*> Оценка.

<**> За исключением акциза на сталь.