См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Развитие системы учета, контроля и оценки налоговых расходов

В 2021 - 2022 гг. продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и методологии оценки эффективности налоговых расходов.

В Правила формирования перечня налоговых расходов РФ и их оценки внесены изменения, предусматривающие:

- совершенствование порядка оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов в нефтегазовой сфере в целях исключения из оценки конъюнктурной составляющей, обусловленной высокой волатильностью цен на энергоресурсы;

- упрощение порядка оценки технических налоговых расходов и уровня востребованности;

установлено исключение в части оценки результативности технических налоговых расходов, уточнено определение востребованности и установлено требование об установлении ее минимального уровня

- совершенствование процедуры ежегодного рассмотрения проекта перечня налоговых расходов РФ.

В соответствии с обновленным форматом госпрограмм обеспечено полноценное представление информации об их финансовом обеспечении, включающее сведения о размере налоговых расходов в сфере реализации соответствующей госпрограммы.

Таблица 1.3.1. Объем налоговых расходов Российской Федерации в 2019 - 2025 гг. (по видам налогов и сборов)

млрд рублей

2019

2020

2021 <1>

2022 <1>

2023 <1>

2024 <1>

2025 <1>

НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ <2>

5 126,4

5 333,7

7 252,1

8 254,9

8 293,0

8 906,4

9 561,1

1. НЕФТЕГАЗОВЫЕ

2 394,1

1 875,3

2 864,0

3 161,4

3 089,4

3 417,0

3 621,5

в т.ч. базовые НГД

1 479,2

1 910,8

1 777,1

1 591,1

1 833,5

2 174,9

2 352,1

1.1. Нефть

1 511,5

1 101,3

1 531,5

1 831,4

1 887,9

2 294,8

2 546,6

1.2. Газ

682,1

635,7

1 170,2

1 150,0

1 021,7

935,7

895,4

в т.ч. СПГ

158,6

226,4

237,3

272,0

225,9

210,4

191,1

1.3. СРП <3>

200,5

138,3

162,3

180,0

179,8

186,4

179,5

2. НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ

2 732,3

3 458,5

4 388,0

5 093,5

5 203,6

5 489,5

5 939,5

НДС

1 682,8

1 962,7

2 260,3

2 533,4

2 650,1

2 858,0

3 073,0

налог на прибыль <4>

196,9

283,0

513,0

567,1

525,0

567,9

620,6

страховые взносы

85,4

341,2

644,2

696,9

784,6

855,0

916,7

ввозные пошлины

62,9

96,4

124,8

267,7

129,7

120,4

129,4

имущественные налоги

360,3

392,4

432,1

470,4

510,9

532,9

576,1

прочие налоги

344,0

382,8

413,7

558,0

603,4

555,3

623,7

--------------------------------

<1> Оценка Минфина России.

<2> Без учета информации по выпадающим доходам по отдельным налоговым расходам в связи с отсутствием исходных данных (например, налоговые расходы, связанные с применением ускоренной амортизации), но с учетом налоговых льгот, освобождений и иных преференций с датой начала действия начиная с 1 января 2023 года, предлагаемые Министерством финансов Российской Федерации к включению в Перечень налоговых расходов Российской Федерации.

<3> Учитываются поступления от уплаты налогов (в налоге на прибыль поступления сверх общеустановленной ставки налога) и сборов, применяемых в рамках указанного специального режима, а также выпадающие доходы, связанные с применением льготных ставок в рамках режима СРП.

<4> Рост налоговых расходов по налогу на прибыль организаций в 2021 году связан с значительным ростом прибыли прибыльных организаций, а также введением новых льгот.

Для проведения оценки эффективности действующих инвестиционных налоговых льгот в 2022 году запущена в эксплуатацию аналитическая система "Эффективность льгот", функционал которой позволяет:

- оценить влияние инвестиционных налоговых льгот (преференциальных налоговых режимов) на финансово-экономические показатели деятельности налогоплательщиков в сопоставлении со среднеотраслевыми индикаторами;

- оценить влияние инвестиционной налоговой льготы (преференциального налогового режима) на динамику инвестиций, занятости, расходов на оплату труда и НИОКР;

- проводить оценку как по каждому налогоплательщику, так и агрегировано в рамках инвестиционной налоговой льготы (преференциального налогового режима);

- сделать вывод об эффективности предоставленных инвестиционных налоговых льгот (преференциальных налоговых режимов) и потребности по их "донастройке".

С использованием системы проведен анализ эффективности инвестиционных налоговых льгот (35 инвестиционных налоговых льгот, в том числе 12 преференциальных налоговых режимов и 23 отдельные инвестиционные налоговые льготы) за 5-летний период с 2017 по 2021 годы.

В целом, большинство действующих инвестиционных налоговых льгот могут быть признаны эффективными, а 12 преференциальных налоговых режимов с общим объемом выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 177,8 млрд рублей требуют "донастройки". Например, представляется целесообразным закрепить дополнительные обязательства по инвестициям, затратам на НИОКР, созданию рабочих мест. В приложении 5 представлены результаты анализа по инвестиционным налоговым льготам, по которым целесообразно внесение корректировок в действующее законодательство.