Правила, утвержденные данным документом, действуют до 1 марта 2029 года.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 7 октября 2022 г. N 1787

ПРАВИЛА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ В МЕСТАХ ПРОИЗВОДСТВА

(В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРЕРАБОТКИ), ОТГРУЗКИ ПОДКАРАНТИННОЙ

ПРОДУКЦИИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ

ФЕДЕРАЦИЮ В ЦЕЛЯХ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОСЕВОВ И ПОСАДОК

ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ИЛИ ГРУПП ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ,

ГДЕ ВЫЯВЛЕНО РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАРАНТИННЫХ ОБЪЕКТОВ,

ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ТАКОЙ ПОДКАРАНТИННОЙ ПРОДУКЦИИ,

В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее соответственно - места производства подкарантинной продукции, подкарантинная продукция, иностранное государство).

2. Настоящие Правила не применяются в отношении подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза.

3. Контроль в местах производства подкарантинной продукции осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - надзорный орган).

4. При осуществлении контроля в местах производства подкарантинной продукции устанавливается карантинное фитосанитарное состояние подкарантинной продукции, карантинное фитосанитарное состояние территории иностранного государства и (или) мест производства подкарантинной продукции.

5. Контроль в местах производства подкарантинной продукции осуществляется при поступлении в надзорный орган:

а) обращения участника внешнеэкономической деятельности о начале поставок подкарантинной продукции из иностранного государства для осуществления контроля в местах производства подкарантинной продукции, представленного по форме согласно приложению N 1 (далее - обращение участника внешнеэкономической деятельности);

б) обращения (приглашения) уполномоченного органа по карантину растений иностранного государства (далее - уполномоченный орган иностранного государства), представленного в произвольной форме.

6. Обращение участника внешнеэкономической деятельности подается в надзорный орган через федеральную государственную информационную систему выдачи и учета фитосанитарной документации (систему учета выданных фитосанитарных документов в области карантина растений) (далее - информационная система выдачи и учета фитосанитарной документации) или федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).

7. При осуществлении контроля в местах производства подкарантинной продукции в случае, указанном в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, к обращению участника внешнеэкономической деятельности прилагаются следующие документы в электронном виде:

а) контракт на поставку подкарантинной продукции (при его наличии);

б) план завоза подкарантинной продукции (при его наличии), под которым в целях настоящих Правил понимается документ, содержащий сведения о предполагаемых объемах, сроках и местах поставок подкарантинной продукции с указанием периода отгрузки из иностранного государства, ввоза на территорию Российской Федерации, мест посева и (или) посадки, мест накопления подкарантинной продукции (с почтовыми адресами) (при наличии).

8. Надзорный орган принимает решение об отказе в рассмотрении обращения участника внешнеэкономической деятельности в случае наличия в нем и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений.

Уведомление об отказе в рассмотрении обращения участника внешнеэкономической деятельности не позднее 1 рабочего дня со дня поступления обращения участника внешнеэкономической деятельности направляется участнику внешнеэкономической деятельности через информационную систему выдачи и учета фитосанитарной документации или единый портал.

Участник внешнеэкономической деятельности вправе повторно обратиться в надзорный орган с обращением участника внешнеэкономической деятельности после устранения причин отказа в рассмотрении обращения участника внешнеэкономической деятельности.

9. Надзорный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения обращения участника внешнеэкономической деятельности и обращения уполномоченного органа иностранного государства принимает решение о проведении контроля в местах производства подкарантинной продукции.

Надзорный орган запрашивает у уполномоченного органа иностранного государства или иного компетентного органа иностранного государства информацию, необходимую для проведения контроля в местах производства подкарантинной продукции.

10. Контроль в местах производства подкарантинной продукции осуществляется посредством проведения следующих карантинных фитосанитарных мероприятий:

а) досмотр, отбор проб (образцов) и лабораторные исследования подкарантинной продукции;

б) обследование и мониторинг мест производства подкарантинной продукции на территории иностранного государства в целях установления их фитосанитарного состояния в соответствии с положениями Международной конвенции по карантину и защите растений (Рим, 1951 год, в редакции 1997 года);

в) анализ документации, содержащей информацию о фитосанитарном состоянии мест производства подкарантинной продукции, фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, ее происхождении, ассортименте и планируемом количестве такой подкарантинной продукции, подготовленной к отгрузке в Российскую Федерацию.

11. Надзорным органом с согласия и во взаимодействии с уполномоченным органом иностранного государства проводится совместный контроль в местах производства подкарантинной продукции применения карантинных фитосанитарных мер, состояния подкарантинной продукции и мест производства подкарантинной продукции с отбором (в 3 повторениях) образцов, субстрата, в который входят почва, торф и иные органические субстанции. Один образец направляется в организации, подведомственные надзорному органу, второй - в лаборатории по карантину растений уполномоченного органа иностранного государства, третий - для проведения арбитражных заключений (хранится в надзорном органе).

12. После установления в рамках контроля мест производства подкарантинной продукции карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции и мест производства подкарантинной продукции надзорный орган принимает одно из следующих решений:

а) отказывает во ввозе в Российскую Федерацию подкарантинной продукции в случае выявления по результатам лабораторных исследований карантинных объектов;

б) разрешает ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции в случае отсутствия выявления по результатам лабораторных исследований карантинных объектов.

13. В отношении мест производства подкарантинной продукции по перечню согласно приложению N 2 контроль осуществляется путем документарной проверки без проведения мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 10 и пунктом 11 настоящих Правил, за исключением случая, указанного в пункте 15 настоящих Правил.

Документарная проверка включает анализ полученной от уполномоченного органа иностранного государства, а также имеющейся в распоряжении надзорного органа информации о фитосанитарном состоянии мест производства подкарантинной продукции, фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, указанной в приложении N 2 к настоящим Правилам, ее происхождении, ассортименте и планируемом количестве такой подкарантинной продукции, подготовленной к отгрузке в Российскую Федерацию.

14. По результатам контроля мест производства подкарантинной продукции путем документарной проверки надзорный орган принимает одно из следующих решений:

а) в случае отсутствия информации о распространении карантинных объектов в местах производства подкарантинной продукции или подтверждения уполномоченным органом иностранного государства информации об отсутствии карантинных объектов в местах производства подкарантинной продукции разрешает ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, указанной в обращении участника внешнеэкономической деятельности, из мест производства подкарантинной продукции;

б) в случае указания в обращении участника внешнеэкономической деятельности недостоверных сведений и (или) получения надзорным органом от уполномоченного органа иностранного государства информации о распространении карантинных объектов в месте производства подкарантинной продукции отказывает в ввозе в Российскую Федерацию подкарантинной продукции из такого места производства подкарантинной продукции.

15. В случае обнаружения в подкарантинной продукции, указанной в приложении N 2 к настоящим Правилам, при ввозе на территорию Российской Федерации в соответствии с Правилами осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 792 "О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. N 158 "Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза", в местах производства подкарантинной продукции проводятся мероприятия, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящих Правил.

Мероприятия, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящих Правил, в отношении мест производства подкарантинной продукции в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, проводятся на основании обращения участника внешнеэкономической деятельности в отношении указанных мест производства подкарантинной продукции и осуществляются до принятия надзорным органом решения, предусмотренного подпунктом "б" пункта 12 настоящих Правил, с последующим проведением документарной проверки, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил.

По результатам контроля в местах производства подкарантинной продукции, указанной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в отношении которых проводились мероприятия, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящих Правил, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил.

16. Решения, указанные в подпункте "а" пункта 12 и подпункте "б" пункта 14 настоящих Правил, направляются в уполномоченный орган иностранного государства посредством информационной системы выдачи и учета фитосанитарной документации, а участникам внешнеэкономической деятельности - через информационную систему выдачи и учета фитосанитарной документации или единый портал в срок, не превышающий 5 рабочих дней после принятия такого решения.

17. В случае разногласий с уполномоченным органом иностранного государства арбитражный образец подкарантинной продукции и (или) субстрата, в который входят почва, торф и иные органические субстанции, направляется надзорным органом в независимую лабораторию по карантину растений. Решение о ввозе в Российскую Федерацию подкарантинной продукции принимается надзорным органом в соответствии с положениями Международной конвенции по карантину и защите растений (Рим, 1951 год, в редакции 1997 года).

18. После завершения осуществления контроля в местах производства подкарантинной продукции надзорный орган составляет отчет, в котором содержится информация о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции и (или) мест производства подкарантинной продукции, соответствующей карантинным фитосанитарным требованиям Российской Федерации.