<Письмо> ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 27.05.2022 N 08-05-1/8632-НБ <О необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы и согласования с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия проектной документации в случае ее первичного направления на градостроительную экспертизу>

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"

ПИСЬМО

от 27 мая 2022 г. N 08-05-1/8632-НБ

ФАУ "Главгосэкспертиза России", рассмотрев обращение о необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы и согласования с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия проектной документации в случае ее первичного направления на градостроительную экспертизу, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части оценки соответствия проектной документации объектов капитального строительства требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, без дополнительного проведения государственной экологической экспертизы, государственной историко-культурной экспертизы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. N 579 утверждены особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. N 579 (далее - Особенности), при проведении в отношении проектной документации государственной экспертизы проектной документации в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), не проводится государственная историко-культурная экспертиза в отношении проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

В силу пункта 3 части 13 статьи 48 ГрК РФ содержащиеся в представляемой на экспертизу проектной документации решения и мероприятия должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (в случае подготовки проектной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности таких объектов).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Статья 40 Федерального закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимает меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями ГрК РФ, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия (пункт 1 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ).

В соответствии с подпунктом "ж(1)" пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ, необходимо представление положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Учитывая совокупность изложенных требований нормативно-правовых актов, можно сделать однозначный вывод о том, что первоочередным является согласование проектной документации уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, а принятие решения уполномоченным органом охраны о возможности проведения работ по сохранению осуществляется при согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению с учетом положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Проведение государственной историко-культурной экспертизы при проведении государственной экспертизы проектной документации в порядке, установленном ГрК РФ, действующим градостроительным законодательством не предусмотрено, в связи с чем можно сделать вывод о том, что проведение государственной историко-культурной экспертизы осуществляется на стадии подготовки проектной документации, а не на стадии государственной экспертизы.

При этом если в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной ГрК РФ, в отношении согласованной уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в проектную документацию были внесены изменения, то государственная экспертиза проектной документации, предусмотренная ГрК РФ, в отношении проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия должна проводиться без проведения дополнительной государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ), т.е. повторное заключение ГИКЭ для проведения государственной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с даты вступления в силу Особенностей (а именно с 14.04.2022 по 31.12.2022) не требуется.

В то же время дополнительно обращаем внимание на то, что при внесении любых изменений в проектную документацию в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной ГрК РФ, в отношении проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, затрагивающих предмет охраны объекта культурного наследия, требуется согласование проектной документации (измененных решений) уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, с целью соблюдения требований, установленных статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ.

Н.В.БОГОМОЛОВА