Утвержден

распоряжением ОАО "РЖД"

от 13 декабря 2019 г. N 2846/р

ПОРЯДОК

ВЫПЛАТЫ ПАССАЖИРАМ ДЕНЕЖНЫХ КОМПЕНСАЦИЙ ЗА ОПОЗДАНИЕ

СКОРОСТНЫХ ПОЕЗДОВ ОАО "РЖД" ИЛИ ЗА ЗАМЕНУ ПОЕЗДОВ

ДРУГИМ ТИПОМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ИЛИ ДРУГИМИ

ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжений ОАО "РЖД" от 17.11.2020 N 2528/р,

от 18.03.2022 N 663/р)

1. Настоящий Порядок определяет взаимодействие филиалов ОАО "РЖД" и их структурных подразделений при назначении выплат денежных компенсаций пассажирам за опоздание поездов "Сапсан", "Аллегро" и "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" или за замену поездов "Сапсан" и "Аллегро" другим типом подвижного состава или другими транспортными средствами, а также при назначении выплат денежных компенсаций за проезд в такси в случае опоздания поездов "Сапсан" и "Аллегро".

(в ред. распоряжений ОАО "РЖД" от 17.11.2020 N 2528/р, от 18.03.2022 N 663/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Для установления факта опоздания поезда "Сапсан", "Аллегро" или "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" учитываются данные графика исполненного движения. Учет опозданий поездов "Сапсан", "Аллегро" и "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" и отнесение их по виновности на службы и хозяйства железных дорог ведется в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 14 декабря 2009 г. N 2535р "Об утверждении приложений к внутренней форме статистической отчетности о выполнении расписания движения пассажирских поездов, инструктивных указаний и технологии автоматизированного отнесения задержек при их формировании", Распоряжением ОАО "РЖД" от 27 ноября 2014 г. N 2769р "Об утверждении основных положений о статистическом учете причин невыполнения графика движения поездов и внутренних форм статистического учета и отчетности о выполнении графика движения грузовых, расписания пассажирских и пригородных поездов" и внутренней формой статистической отчетности ДО-13ВЦ "Отчет о выполнении расписания движения пассажирских поездов по станциям посадки (высадки) пассажиров", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 23 марта 2009 г. N 567р.

3. Денежная компенсация выплачивается в следующих размерах:

1) за опоздание поездов "Сапсан", "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" и "Аллегро" (в соответствии Дополнительным соглашением N 5 от 4 сентября 2018 г. к Соглашению о порядке осуществления пассажирских перевозок в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении между ОАО "РЖД", ОАО "ФПК" и VR-Group Ltd от 13 октября 2010 г. N 1095), по вине перевозчика на станцию назначения пассажира:

а) от 60 до 119 минут (включительно) - в размере 25 процентов стоимости проезда (билет и плацкарта);

б) от 120 минут (включительно) - в размере 50 процентов стоимости проезда (билет и плацкарта), но не менее размера предусмотренного законодательством Российской Федерации;

2) за замену поезда "Сапсан" или "Аллегро" другим типом подвижного состава или другими транспортными средствами при условии доставки пассажира в пункт его назначения согласно договору перевозки - в размере 20 процентов стоимости проездного документа на поезд "Сапсан" или "Аллегро", при этом возврат стоимости полностью или частично не использованного проездного документа не производится и компенсация за опоздание не выплачивается;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 18.03.2022 N 663/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) за проезд в такси на территории Российской Федерации - в размере полной стоимости проезда в пределах одного региона (в случае прибытия поезда в г. Москва или г. Санкт-Петербург допускается проезд в такси по территории Московской или Ленинградской областей), в случае опоздания поезда "Сапсан" или "Аллегро" от 60 минут и прибытия пассажира на станцию назначения, указанную в проездном документе, в период ночного перерыва в работе общественного транспорта, за исключением поездов, прибывающих по расписанию в период ночного перерыва в работе общественного транспорта.

(пп. 3 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 17.11.2020 N 2528/р)

4. Если опоздание поезда "Сапсан" или "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности технических транспортных средств, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, возникшей не по вине ОАО "РЖД", или вследствие иных не зависящих от ОАО "РЖД" обстоятельств, выплата денежных компенсаций пассажирам не производится.

Если опоздание поезда "Аллегро" произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности технических транспортных средств, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, возникшей не по вине перевозчика, по причине забастовки, прочих акций трудового протеста или вследствие иных не зависящих от перевозчика обстоятельств, а также если пассажир до приобретения проездных документов был проинформирован о задержке отправления поезда, выплата денежных компенсаций пассажирам не производится.

Выплата денежной компенсации пассажирам за опоздание и за замену поездов "Сапсан" или "Аллегро" другим типом подвижного состава или другими транспортными средствами производится только по проездным документам, оформленным в билетных кассах и транзакционных терминалах самообслуживания (далее - ТТС) на территории Российской Федерации, и по электронным билетам, оформленным на территории Российской Федерации.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 18.03.2022 N 663/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Дирекция скоростного сообщения:

а) перед отправлением поездов "Сапсан", "Аллегро" и "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" в рейс обеспечивает наличие в поезде бланков претензии по формам согласно Приложению N 1 и Приложению N 2 (на поезда "Ласточка" 700-й нумерации выдаются только бланки претензии по форме согласно Приложению N 1);

(пп. "а" в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 17.11.2020 N 2528/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в случае очевидного опоздания поезда "Сапсан" или "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" по вине ОАО "РЖД" начальник поезда организует выдачу пассажирам в пути следования бланков претензии;

в) в случае очевидного опоздания поезда "Аллегро" по вине перевозчика кондуктор информирует пассажиров в пути следования о возможности заполнить бланки претензии, которые он выдает пассажирам, оформившим проездные документы в билетных кассах и ТТС, и электронные билеты на территории Российской Федерации;

г) в случае замены поезда "Сапсан" или "Аллегро" другим типом подвижного состава или другими транспортными средствами, начальник поезда или кондуктор информирует пассажиров в пути следования о возможности заполнить бланки претензии, которые он выдает пассажирам, оформившим проездные документы в билетных кассах и ТТС, и электронные билеты на территории Российской Федерации;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 18.03.2022 N 663/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) в случае очевидного опоздания поезда "Сапсан" или "Аллегро", и прибытия пассажира на станцию назначения, указанную в проездном документе, в период ночного перерыва в работе общественного транспорта (за исключением поездов, прибывающих по расписанию в период ночного перерыва в работе общественного транспорта), начальник или кондуктор поезда по требованию пассажиров организует выдачу в пути следования бланков претензий по форме согласно Приложению N 2 пассажирам, оформившим проездные документы в билетных кассах и ТТС, и электронные билеты на территории Российской Федерации.

(пп. "д" введен распоряжением ОАО "РЖД" от 17.11.2020 N 2528/р)

6. Пассажир заполняет все обязательные поля бланка претензии и передает заполненный бланк и проездной документ (бланк строгой отчетности) проводнику скоростного поезда, начальнику поезда или кондуктору.

7. В случае если пассажиру необходим проездной документ для отчета по месту требования или время стоянки поезда на станции назначения пассажира не позволяет оформить претензию в поезде, то пассажир может направить претензию по почте или передать в кассы ОАО "РЖД" (Дирекцию скоростного сообщения):

а) при опоздании или замене поезда "Сапсан", при опоздании поезда "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" - в течение 45 дней с даты опоздания;

(пп. "а" в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 18.03.2022 N 663/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) при опоздании или замене поезда "Аллегро" - в течение 9 месяцев с даты опоздания или замены подвижного состава;

в) при проезде в такси на территории Российской Федерации в случае опоздания поезда "Сапсан" или "Аллегро" и прибытия пассажира на станцию назначения, указанную в проездном документе, в период ночного перерыва в работе общественного транспорта - в течение 45 дней с даты опоздания поезда "Сапсан", в течение 9 месяцев со дня осуществления поездки поездом "Аллегро".

(пп. "в" введен распоряжением ОАО "РЖД" от 17.11.2020 N 2528/р)

7(1). В случае если пассажир при опоздании поезда "Сапсан" или "Аллегро" на станцию назначения, указанную в проездном документе, воспользовался услугой такси в период ночного перерыва в работе общественного транспорта, то пассажиру необходимо заполнить бланк претензии по форме согласно Приложению N 2, приложить к нему оригинал кассового чека или распечатанный электронный кассовый чек об оплате проезда в такси (в соответствии с федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"), и направить претензию по почте или передать в кассы ОАО "РЖД" (Дирекцию скоростного сообщения). Компенсация проезда в такси осуществляется только при поездке по тарифу "эконом".

(п. 7(1) введен распоряжением ОАО "РЖД" от 17.11.2020 N 2528/р)

8. Претензии пассажиров по выплатам денежных компенсаций за опоздание поездов "Сапсан", "Аллегро" и "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" или замену поездов "Сапсан" или "Аллегро" другим типом подвижного состава или другими транспортными средствами, а также за проезд в такси на территории Российской Федерации в случае опоздания поезда "Сапсан" или "Аллегро" и прибытия пассажира на станцию назначения, указанную в проездном документе, в период ночного перерыва в работе общественного транспорта (далее - претензии) регистрируются в Книге учета рассмотрения поступивших претензионных дел по форме ФДУ-19 в электронном виде.

(в ред. распоряжений ОАО "РЖД" от 17.11.2020 N 2528/р, от 18.03.2022 N 663/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Срок рассмотрения претензии составляет 30 рабочих дней с даты поступления в ОАО "РЖД" полного комплекта документов.

10. Дирекция скоростного сообщения в течение 12 дней с даты получения претензии:

а) производит расчет суммы денежной компенсации за опоздание поездов "Сапсан", "Аллегро" и "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" или замену поездов "Сапсан" или "Аллегро" другим типом подвижного состава или другими транспортными средствами, а также за проезд в такси на территории Российской Федерации в случае опоздания поезда "Сапсан" или "Аллегро" и прибытия пассажира на станцию назначения, указанную в проездном документе, в период ночного перерыва в работе общественного транспорта;

(в ред. распоряжений ОАО "РЖД" от 17.11.2020 N 2528/р, от 18.03.2022 N 663/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) составляет реестр с указанием суммы компенсации, выплачиваемой каждому пассажиру-заявителю в соответствии со статьей 110 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (для поездов "Сапсан" и "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД"), и суммы, выплачиваемой по решению ОАО "РЖД" сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации;

в) на основании информации, указанной в претензии, вводит персональные данные пассажира-заявителя в Единую корпоративную автоматизированную систему управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР) и данные контрагента в Единую корпоративную автоматизированную систему управления финансовыми ресурсами;

г) представляет реестр с указанием суммы компенсации, выплачиваемой каждому пассажиру-заявителю, в подразделение Центра корпоративного учета и отчетности "Желдоручет" (далее - Центр корпоративного учета), обеспечивающее ведение бухгалтерского и налогового учета Дирекции скоростного сообщения.

11. Центр корпоративного учета в течение 6 дней со дня получения указанных в пункте 10 настоящего Порядка первичных учетных документов:

а) вводит в ЕК АСУТР соответствующие суммы компенсации, производит исчисление и удержание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с суммы компенсаций сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации. Удержание НДФЛ с суммы компенсаций за проезд в такси на территории Российской Федерации в период ночного перерыва в работе общественного транспорта не производится;

(пп. "а" в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 17.11.2020 N 2528/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) представляет в Дирекцию скоростного сообщения реестр для перечисления денежной компенсации пассажирам-заявителям и уплаты НДФЛ.

12. Дирекция скоростного сообщения в течение 12 дней с даты получения указанного в пункте 11 настоящего Порядка реестра:

а) издает приказы о выплате пассажирам-заявителям денежной компенсации за опоздание поездов "Сапсан", "Аллегро" и "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" или за замену поездов "Сапсан" или "Аллегро" другим типом подвижного состава или другими транспортными средствами, а также за проезд в такси на территории Российской Федерации в случае опоздания поезда "Сапсан" или "Аллегро" и прибытия пассажира на станцию назначения, указанную в проезднбм документе в период ночного перерыва в работе общественного транспорта;

(в ред. распоряжений ОАО "РЖД" от 17.11.2020 N 2528/р, от 18.03.2022 N 663/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) составляет заявку на финансирование, согласовывает ее с Управлением "Казначейство" Департамента Корпоративных финансов и возвращает в Центр корпоративного учета с приложением оригиналов приказов и реестров для уплаты НДФЛ в бюджет и перечисления денежных средств пассажирам-заявителям;

в) направляет пассажирам-заявителям письменный ответ о результатах рассмотрения претензий;

г) производит уплату НДФЛ в бюджет и перечисление денежных средств пассажирам-заявителям.

13. В случае выявления ошибок в данных, указанных пассажиром-заявителем в претензии (а также в случае возврата перечисленных денежных средств), Дирекция скоростного сообщения уведомляет об этом пассажира-заявителя с указанием сроков и способов повторного представления уточненных данных для выполнения ОАО "РЖД" своих обязательств.

14. Центр корпоративного учета в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации по окончании налогового периода формирует и представляет в налоговый орган отчетность в отношении лиц, получивших денежную компенсацию за опоздание поездов "Сапсан", "Аллегро" и "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" или за замену поездов "Сапсан" или "Аллегро" другим типом подвижного состава или другими транспортными средствами.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 18.03.2022 N 663/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Расходы на выплату денежных компенсаций за опоздание поездов "Сапсан", "Аллегро" и "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД" или за замену поездов "Сапсан" или "Аллегро" другим типом подвижного состава или другими транспортными средствами, а также за проезд в такси на территории Российской Федерации в период ночного перерыва в работе общественного транспорта, учитываются Дирекцией скоростного сообщения. Планирование и фактическое отражение в платежном балансе операций по выплате денежных компенсаций за опоздание поездов осуществляется в установленном порядке по статье платежного баланса N 1930 (81) "Расходы по возмещению причиненных убытков и нарушений условий договоров и правовых норм".

(в ред. распоряжений ОАО "РЖД" от 17.11.2020 N 2528/р, от 18.03.2022 N 663/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Должностные лица филиалов ОАО "РЖД" и их структурных подразделений, по вине которых произошло опоздание поезда "Сапсан", "Аллегро" и "Ласточка" 700-й нумерации перевозчика ОАО "РЖД", привлекаются к дисциплинарной ответственности.