ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Определено направление расходования платы за НВОС, сумм штрафов, установленных за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде

Указанные средства будут направляться на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта РФ (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Использование указанных средств осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, в соответствии с планом указанных мероприятий субъекта РФ.

Закреплено, что плата за НВОС носит целевой характер и не может быть использована на иные цели.

(Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 02.08.2022 N 1370)

Актуализированы требования к содержанию программы производственного экологического контроля, а также порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

В частности, предусмотрено, что юридические лица, подведомственные ФСБ России, представляют отчет в ФСБ России.

Отчет в ФСБ России представляется на бумажном носителе с учетом требований законодательства РФ об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством РФ к информации ограниченного доступа.

Программа производственного экологического контроля, утвержденная до 1 сентября 2022 года, является действующей до ее корректировки в предусмотренных случаях.

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74.

(Приказ Минприроды России от 18.02.2022 N 109)

Обновлен порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Росприроднадзор осуществляет мониторинг ведения органами исполнительной власти субъектов РФ региональных государственных реестров.

Сроки предоставления государственной услуги по государственному учету объектов НВОС сокращены с 10 до 5 рабочих дней.

Результатом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов НВОС является соответствующее свидетельство, подготовленное в форме выписки из государственного реестра.

Аналогичное Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 утрачивает силу и одновременно исключено из перечня актов, на которые не распространяется механизм "регуляторной гильотины".

(Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 N 830; Письмо Росприроднадзора от 26.07.2022 N МК-02-02-27/25361)

Определение высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха будет проводиться в соответствии с методикой

Методика предназначена для определения загрязнения атмосферного воздуха как высокого и очень высокого в целях установления городских поселений и городских округов, дополнительно включаемых в эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

(Приказ Минприроды России от 17.02.2022 N 106)

С 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года на территории Сахалинской области будет проводиться эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов

Эксперимент проводится в целях создания необходимых условий для сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения.

При этом предусмотрен порядок присоединения иных субъектов РФ к проведению эксперимента на их территории.

(Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 678, от 20.04.2022 N 708 и от 05.08.2022 N 1390; Приказы Минэкономразвития России от 06.05.2022 N 247, от 29.06.2022 N 340 и от 24.08.2022 N 452)

Вводятся в действие Правила выдачи разрешения на временные сбросы

Временно разрешенные сбросы для объектов II категории устанавливаются в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, а для объектов III категории - в отношении высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), включенных в перечень загрязняющих веществ.

Временно разрешенные сбросы устанавливаются при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, на период выполнения разработанного плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых сбросов.

Заявка на получение, продление либо переоформление разрешения на временные сбросы подается юридическим лицом или ИП по установленной форме в виде документа на бумажном носителе либо в виде электронного документа.

Приводится перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на временные сбросы и перечень оснований для прекращения действия разрешения на временные сбросы.

Разрешение на временные сбросы оформляется по установленной форме в виде документа на бумажном носителе и направляется заявителю по почте с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись или в виде электронного документа и направляется посредством электронной почты.

Разрешение на временные сбросы выдается сроком на 1 год и ежегодно продлевается на 1 год в случае подачи заявки на продление разрешения юридическим лицом или ИП, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте, при условии выполнения предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды мероприятий за предыдущий год и достижения установленных планом мероприятий по охране окружающей среды показателей снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

Продление разрешения на временные сбросы допускается исключительно в период, соответствующий сроку реализации плана мероприятий по охране окружающей среды, который не может превышать 7 лет и не подлежит продлению.

(Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 N 886)

Уточняются отдельные положения Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей

Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, но выше или равен нормативу качества воды водного объекта, то НДС принимается на уровне 1,3-кратного значения фактического сброса. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС и меньше норматива качества воды водного объекта, то НДС разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.

Для объектов III категории срок актуальности расчетов НДС (7 лет) может исчисляться с момента расчета нормативов допустимых сбросов.

(Приказ Минприроды России от 18.05.2022 N 343)

Обновлена форма отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных веществах, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию

В новой форме исключена информация об использовании озоноразрушающих веществ в действующем оборудовании.

Ранее применявшаяся форма отчетности утрачивает силу.

(Постановление Правительства РФ от 18.02.2022 N 206; Письмо Минприроды России от 29.03.2022 N 20-47/10445)

Вводятся в действие Правила представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов

Отчет представляется в электронном виде в Интернете посредством заполнения регулируемой организацией формы отчета в реестре выбросов парниковых газов.

Заполненный в электронном виде отчет подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью руководителя (иного уполномоченного лица) регулируемой организации и представляется в Минэкономразвития России.

Отчет представляется регулируемой организацией ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным по установленной форме.

Оператор реестра в течение 20 дней со дня регистрации отчета в реестре проверяет полноту заполнения формы отчета.

Проверка отчета, представленного не относящейся к регулируемым организацией, осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня регистрации отчета в реестре.

Реестр выбросов парниковых газов является государственной информационной системой, содержащей отчеты о выбросах парниковых газов, и ведется в рамках ГИС "Энергоэффективность".

(Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 N 707)

Определены критерии отнесения юридических лиц и ИП к регулируемым организациям в области ограничения выбросов парниковых газов

Юридические лица и ИП относятся к регулируемым организациям в случае, если их хозяйственная и иная деятельность одновременно удовлетворяет следующим требованиям:

- сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн углекислого газа в год;

- соответствует производственным процессам и (или) видам хозяйственной и иной деятельности по перечню и показателям.

Отнесение юридического лица и ИП к регулируемым организациям осуществляется исходя из массы выбросов парниковых газов, определяемой посредством умножения показателя производственного процесса и (или) вида хозяйственной и иной деятельности за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) на соответствующий удельный коэффициент.

Для определения массы выбросов в отношении каждого парникового газа, выделение которого свойственно производственному процессу и (или) виду хозяйственной и иной деятельности, используется коэффициент пересчета величин выбросов парниковых газов в эквивалент диоксида углерода, установленный перечнем парниковых газов, в отношении которых осуществляются государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов.

(Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 N 355)

Определены порядок отнесения реализуемых проектов к климатическим проектам и порядок представления отчета о реализации климатического проекта

Предметом процедуры отнесения реализуемых проектов к климатическим проектам (валидация проекта) являются сведения о проекте, планируемом (реализуемом) юридическим лицом, ИП или физическим лицом.

Валидация проекта проводится на основании договора, заключенного между органом по валидации и исполнителем проекта. Сроки проведения валидации проекта, стоимость работ, перечень дополнительных документов и сведений, связанных с реализацией проекта, которые исполнитель проекта представляет органу по валидации, и иные условия устанавливаются таким договором.

По результатам проведения валидации проекта органом по валидации подготавливается отчет, включающий заключение о валидации проекта. Отчет о валидации проекта утверждается и подписывается руководителем органа по валидации и направляется исполнителю проекта.

После выдачи органом по валидации отчета с положительным заключением о валидации проекта исполнитель климатического проекта вправе инициировать включение сведений о планируемом (реализуемом) им климатическом проекте в реестр углеродных единиц.

Отчет о реализации климатического проекта представляется исполнителем климатического проекта оператору с использованием Единого портала госуслуг с приложением отчета о верификации результатов реализации климатического проекта, включающего положительное заключение о верификации результатов реализации климатического проекта. В случае если реализация климатического проекта происходит в несколько этапов, отчет может представляться оператору по каждому из этапов.

Приводятся критерии отнесения реализуемых проектов к климатическим проектам и форма отчета о реализации климатического проекта.

(Приказ Минэкономразвития России от 11.05.2022 N 248)

Регламентирован порядок создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре

Реестр является информационной системой, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с углеродными единицами.

Оператор проводит операции в реестре после заключения договора.

Оператор регистрирует климатический проект в реестре на основании соответствующего заявления, поданного исполнителем климатического проекта. Одновременно с регистрацией климатического проекта оператор вносит в реестр сведения о подлежащих выпуску в обращение углеродных единицах для такого климатического проекта.

Передача углеродных единиц между участниками обращения углеродных единиц осуществляется на основании распоряжения посредством списания углеродных единиц с его счета и зачисления на счет в реестре приобретателя углеродных единиц.

Углеродные единицы считаются переданными или зачтенными со дня внесения оператором соответствующей записи по счету приобретателя углеродных единиц или по счету изъятия из обращения соответственно.

Участники обращения углеродных единиц формируют и подают распоряжения, заявления об изменении сведений, заявления о регистрации климатического проекта, заявления о восстановлении, заявления о выпуске, запросы и иные документы и (или) сведения в электронном виде с использованием единого портала госуслуг.

Оператор обеспечивает хранение документов, являющихся основанием для проведения операций с углеродными единицами в реестре в отношении климатического проекта в течение всего периода обращения указанных углеродных единиц, а также в течение 5 лет со дня зачета (аннулирования) последней углеродной единицы такого климатического проекта.

(Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 N 790)

Установлена форма типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц

(Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 905)

Верификация результатов реализации климатических проектов будет проводиться по установленным правилам

Предметом верификации является проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта, которые содержатся в отчете о реализации климатического проекта.

Верификация осуществляется аккредитованным юридическим лицом или ИП, не являющимся аффилированным лицом исполнителя климатического проекта или иного лица, с которым исполнитель климатического проекта заключил договор о подготовке отчета о реализации климатического проекта.

Основанием для осуществления верификации является договор на проведение верификации, заключенный между органом по верификации и исполнителем климатического проекта или иным лицом.

В качестве итогового вывода орган по верификации указывает одно из следующих утверждений:

- данные в отчете о реализации климатического проекта достоверные (положительное заключение);

- данные в отчете о реализации климатического проекта недостоверные либо не были получены достаточные доказательства для принятия решения о достоверности или недостоверности данных (отрицательное заключение).

В случае получения положительного заключения исполнитель климатического проекта вправе инициировать выпуск в обращение углеродных единиц.

(Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 455)

Определен перечень видов деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков и их охранных зон, подлежащих согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки

Приводятся правила такого согласования.

Установлено, что ранее выданные согласования продолжают действовать бессрочно.

Лица, осуществляющие виды деятельности, включенные в перечень, и не имеющие согласования этой деятельности, обязаны до 1 декабря 2022 года уведомить федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующий национальный парк или охранная зона национального парка, об осуществлении видов деятельности, включенных в перечень, и получить согласование такой деятельности до 1 сентября 2024 года.

Осуществление видов деятельности, включенных в перечень, возможно только в тех национальных парках и их охранных зонах, режим особой охраны которых допускает такую деятельность в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, положением о национальном парке, решением об установлении охранной зоны национального парка.

(Постановление Правительства РФ от 02.06.2022 N 1018)