КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК

Определен порядок отнесения субъектов контроля в сфере госзакупок к определенной категории риска

Предусмотрено, что контрольный орган включает в план проведения плановых проверок субъекты контроля с учетом их отнесения к категориям риска.

Категории риска делятся на высокую, среднюю и низкую категории риска.

Отнесение субъектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании следующих критериев:

- количество закупок, проведенных с нарушениями законодательства о контрактной системе, выявленными по результатам рассмотрения жалоб участников закупок и проведения на их основании внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;

- количество случаев неисполнения субъектами контроля предписаний;

- количество случаев по невключению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае одностороннего отказа со стороны заказчика от исполнения контракта с таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Приводятся формулы, по которым определяются каждый из указанных критериев, а также формула расчета категории риска.

Субъекты контроля, набравшие от 60 до 100 баллов включительно, относятся к категории высокого риска, набравшие от 30 до 60 баллов включительно - к категории среднего риска, набравшие до 30 баллов включительно - к категории низкого риска.

(Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576)

Установлены требования к независимым гарантиям при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ

Несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником закупки с участием субъектов МСП, установленным требованиям является основанием для отказа в принятии ее заказчиком.

Гарант в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, обязан за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку (пени) в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии.

Независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП:

- должна содержать указание на срок ее действия, который не может составлять менее одного месяца с даты окончания предусмотренного извещением об осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов МСП, документацией о такой закупке срока исполнения основного обязательства;

- не должна содержать условие о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение участником закупки обязательств, обеспечиваемых независимой гарантией.

При этом к указанной независимой гарантии до 1 апреля 2023 года не применяется требование о том, что информация о ней должна быть включена в реестр независимых гарантий.

Одновременно в Законе о контрактной системе уточняются требования к независимой гарантии.

Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями, утверждены и размещены в ЕИС до 1 октября 2022 года.

(Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ)

В описание предмета конкурентной закупки, проводимой в соответствии с Законом N 223-ФЗ, можно будет включать наименование страны происхождения товара

Предметом одного договора теперь могут быть одновременно:

- подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, работы по строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капитального строительства (если проектная документация объекта капитального строительства предусматривает оборудование, необходимое для его эксплуатации, то наряду с выполнением указанных работ в предмет договора можно включить поставку такого оборудования);

- выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капитального строительства и поставка оборудования, необходимого для его эксплуатации (в случае, когда проектная документация объекта капитального строительства предусматривает такое оборудование).

Также уточнено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого введены санкции или меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

Уведомления и заключения, выданные в отношении планов закупки, содержащих информацию о закупках, предусмотренных ч. 15 ст. 5.1 Закона о контрактной системе, не подлежат размещению на официальном сайте.

(Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397; Письмо Минфина России N 24-01-07/45863, Минстроя России N 21909-СМ/09 от 18.05.2022)

Урегулированы вопросы, касающиеся конфликта интересов при осуществлении госзакупок и закупок юридических лиц

Закреплено, что руководитель заказчика, руководитель контрактной службы, работники контрактной службы, контрактный управляющий, член комиссии по осуществлению закупок обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Вводятся новые перечни лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок.

Член комиссии по осуществлению закупок обязан незамедлительно сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению его в составе такой комиссии. В случае выявления в составе комиссии таких физических лиц заказчик обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, соответствующими установленным требованиям.

Положения о закупках в рамках Закона N 223-ФЗ, которые не соответствуют новым требованиям, должны быть приведены в соответствие с этими требованиями, утверждены и размещены в ЕИС до 1 октября 2022 года. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения в ЕИС скорректированного положения о закупке, но не позднее 1 октября 2022 года, завершаются по старым правилам.

(Федеральный закон от 11.06.2022 N 160-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор: "Подписан закон о конфликте интересов при госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц".

Регламентирован порядок проведения отдельными видами юридических лиц закупок у субъектов МСП по принципу "электронного магазина"

Заказчик вправе установить в положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которого предусматривает следующее:

- осуществление закупки в электронной форме на электронной площадке;

- цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн рублей;

- размещение участником закупки из числа субъектов МСП на электронной площадке предварительного предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги;

- размещение заказчиком на электронной площадке информации о закупаемом товаре, работе, услуге, требований к таким товару, работе, услуге, участнику закупки из числа субъектов МСП;

- определение оператором электронной площадки из состава предварительных предложений соответствующих требованиям заказчика предложений участников закупки из числа субъектов МСП;

- определение согласно критериям оценки, утвержденным в положении о закупке, заказчиком участника (участников) закупки из числа субъектов МСП, с которым (которыми) заключается договор (договоры), из участников закупки, определенных оператором электронной площадки;

- заключение с использованием электронной площадки договора (договоров) с участником (участниками) закупки из числа субъектов МСП, определенным (определенными) заказчиком, на определенных условиях, а также предложением соответствующего участника закупки о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги.

(Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2323)

Уточняется Закон о контрактной системе

Заказчик не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, обязан направить обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Поставщик включается в реестр недобросовестных поставщиков в том числе за отказ от исполнения контракта без оснований.

(Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

С 1 июля 2022 года обмен документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением обязательств по контракту, заключенному по результатам электронных процедур, будет осуществляться через ЕИС

Обмен осуществляется путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием ЕИС, подписываются усиленной электронной подписью и размещаются в ЕИС без размещения на официальном сайте.

Кроме того, установлены особенности заключения контракта на оказание услуги, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства инвестора по созданию или реконструкции имущества на территории субъекта РФ, используемого для оказания такой услуги для обеспечения нужд субъекта РФ.

Внесены корреспондирующие изменения в некоторые акты Правительства РФ

(Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 01.12.2021 N 2151 и от 27.01.2022 N 60)

Вводится обязательное требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций или мер ограничительного характера

Изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.

Указанные положения применяются к отношениям, связанным с осуществлением госзакупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 июля 2022 года, а также в случае заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) после 1 июля 2022 года.

(Постановление Правительства РФ от 23.05.2022 N 937; Информационное письмо Минфина России от 27.06.2022 N 24-01-09/61077)

Существенные условия госконтрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автодорог общего пользования федерального значения, в 2022 году могут быть изменены

В связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы по соглашению сторон в 2022 году допускается изменение существенных условий таких госконтрактов, заключенных до 1 июля 2022 года, сторонами которых являются Росавтодор или подведомственные ему федеральные казенные учреждения, если при исполнении таких контрактов возникли независящие от сторон контрактов обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения, при соблюдении ряда условий.

До 1 января 2023 года исполнители госконтрактов смогут превышать установленные нормативы финансирования на капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог. Допустимый процент таких отклонений будет рассчитываться по установленной методике.

(Постановление Правительства РФ от 28.06.2022 N 1148)