ТРАНСПОРТ

Обновлены примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

В частности, вводятся новые программы переподготовки водителей с категории "А" и "М", подкатегории "А1" на категорию "В", с категории "Tb" на категории "B", "C", "D" и подкатегории "B1", "C1", "D1".

Утрачивают силу Приказы Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 и от 12.05.2015 N 486.

(Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 N 808; Письмо Минпросвещения России от 10.04.2022 N 05-ПГ-МП-10841, Письмо МВД России от 19.05.2022 N 13/6-П-4450; "Разъяснения о вступлении в силу примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. N 808" (утв. Минпросвещением России))

Обновлены типовые программы профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтранса России от 21.09.2016 N 273.

(Приказ Минтранса России от 11.01.2022 N 1)

Обновлены правила выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов

Специальное разрешение будет выдаваться на срок не более одного года. При этом срок действия специального разрешения не может превышать срок действия документа, подтверждающего право владения транспортным средством (если владение транспортным средством осуществляется не на праве собственности).

Заявление о выдаче специального разрешения и прилагаемые к нему документы могут быть представлены владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченный орган, в том числе, в электронном виде с использованием Единого портала госуслуг.

Детализированы правила согласования маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов.

Уточняются положения, касающиеся сроков переоформления и выдачи дубликата специального разрешения.

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтранса России от 12.08.2020 N 304.

(Приказ Минтранса России от 11.04.2022 N 127)

Установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей, являющихся ИП и управляющих автомобилем самостоятельно

Продолжительность рабочего времени такого водителя не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период 1 месяц. Разделение рабочего дня (смены) такого водителя допускается по его решению.

Время перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) определяется водителем в установленных пределах.

Также предусмотрено, что водителям, работающим вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях и эксплуатирующим автомобиль вне границ населенных пунктов, допускается сокращать еженедельный отдых до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.

(Приказ Минтранса России от 12.01.2022 N 5)

Сокращаются обязательные требования безопасности транспортных средств, предъявляемые при проведении технического осмотра

Перечень сокращен с 82 до 55 позиций.

В новой редакции приводятся формы диагностической карты транспортного средства и диагностической карты автобуса.

(Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 306)

Внесены изменения в требования к тахографам, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, а также в правила использования тахографов

Ряд изменений учитывает новые положения Закона об электронной подписи.

Перечень транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами, дополняется транспортными средствами органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи.

Кроме того, уточняется, что к транспортным средствам, не подлежащим оснащению тахографами, относятся транспортные средства, сведения о которых включены в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок.

Водитель обязан использовать одну действующую карту водителя, оформленную в отношении него. Допускается оформление в отношении водителя двух карт водителя при условии, что дата начала действия второй карты наступает не ранее окончания срока действия первой карты.

Руководитель юридического лица, ИП, мастер по обслуживанию тахографов, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечнях сведений о мастерских и мастерах по обслуживанию тахографов, обязаны использовать не более одной действующей карты мастерской, оформленной в отношении соответствующего лица. Допускается оформление в отношении каждого из указанных лиц двух карт мастерской при условии, что дата начала действия второй карты наступает не ранее окончания срока действия первой карты.

(Приказ Минтранса России от 03.02.2022 N 27)

В заявке на получение специального разрешения на проезд крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства потребуется указывать больше сведений

Так, в заявке теперь нужно указывать:

- страну регистрации ТС;

- код налогового органа в стране регистрации - для заявителей, зарегистрированных за пределами РФ;

- предполагаемую максимальную скорость движения ТС (автопоезда), км/ч.

(Приказ Минтранса России от 24.03.2022 N 95)

Реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов будет формироваться в установленном порядке

Реестр формируется и ведется Минтрансом России в электронной форме и размещается на его официальном сайте.

В реестр включаются сведения об операторах информационных систем электронных перевозочных документов, соответствующих установленным требованиям.

Плата за включение операторов в реестр и их исключение из реестра, а также за внесение изменений в сведения не взимается.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными.

(Приказ Минтранса России от 10.02.2022 N 40)

Регламентирован порядок представления информации в государственную информационную систему электронных перевозочных документов

Срок представления электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, оператором информационной системы в ГИС ЭПД не должен превышать 10 минут с момента получения такой информации от участников информационного взаимодействия, которыми являются грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, фрахтователь и фрахтовщик.

ГИС ЭПД присваивает уникальный код электронному перевозочному документу для последующей обработки электронных перевозочных документов в государственной информационной системе (уникальный идентификатор документа).

Приводятся виды информации, представляемой в ГИС ЭПД.

Определен перечень органов государственной власти РФ, которым предоставляются электронные перевозочные документы, сведения, содержащиеся в них, и иная информация, содержащаяся в ГИС ЭПД.

Также установлены технические требования к информационным системам электронных перевозочных документов.

(Постановление Правительства РФ от 03.03.2022 N 281)

Электронные перевозочные документы должны подписываться участниками информационного взаимодействия усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью

Уточняются требования к оператору ГИС ЭПД.

Оператор, в частности, должен:

- на день подачи им заявления о включении в реестр операторов ГИС ЭПД не иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

- на день подачи им заявления о включении в реестр операторов ГИС ЭПД не находиться в процессе реорганизации, ликвидации или предстоящего исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, а также не являться лицом, в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

(Федеральный закон от 06.03.2022 N 39-ФЗ)

Установлены правила обмена электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них

Направление и получение файлов обмена между участниками информационного взаимодействия, а также направление файлов обмена в ГИС ЭПД осуществляются через информационную систему в соответствии с:

- Правилами направления электронных транспортных накладных и сведений, содержащихся в них, в ГИС ЭПД по установленной схеме;

- Правилами направления электронных заказов-нарядов и сведений, содержащихся в них, в ГИС ЭПД по установленной схеме;

- Правилами направления электронных сопроводительных ведомостей и сведений, содержащихся в них, в ГИС ЭПД по установленной схеме.

При направлении файлов обмена в государственную информационную систему шифрование файлов обмена не допускается.

Обмен файлами обмена участники информационного взаимодействия осуществляют посредством информационных систем в соответствии с соглашением об электронном документообороте перевозочных документов.

(Постановление Правительства РФ от 21.05.2022 N 931)

Регламентированы правила включения юридических лиц в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов и исключения из него

Плата за проведение процедуры проверки соответствия соискателя не взимается.

Для включения в Реестр Соискатель представляет в Минтранс России посредством Единого портала госуслуг или через действующие на момент подачи сервисы (включая электронную почту), информация о которых размещается на официальном сайте Минтранса России, заявление и копии документов, подтверждающих соответствие обязательным требованиям.

Срок рассмотрения документов соискателя и принятия решения Минтранса России по согласованию с ФНС России - 15 рабочих дней.

По результатам рассмотрения заявления соискателя, а также демонстрации работоспособности программного обеспечения, Минтранс России по согласованию с ФНС России принимает решение о включении либо об отказе во включении соискателя в Реестр.

Срок действия статуса реестровой записи "действует" устанавливается по сроку действия документов (имеющих сроки действия), представленных соискателем для включения в Реестр.

Приводится перечень случаев, в которых Минтранс России по согласованию с ФНС России принимает решение об исключении оператора информационной системы электронных перевозочных документов из Реестра.

(Приказ Минтранса России от 25.05.2022 N 200)

Вводится в действие Положение о федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним

Функции оператора федеральной системы осуществляет Минсельхоз России.

Приводится перечень сведений, размещаемых в федеральной системе.

Федеральная система представляет собой совокупность реестра органов гостехнадзора, реестра самоходных машин и других видов техники и их владельцев (собственников), а также реестра лиц, допущенных к управлению самоходными машинами.

Доступ пользователей информации и иных заинтересованных лиц к информации, содержащейся в федеральной системе, осуществляется при условии идентификации и аутентификации с использованием ЕСИА.

Информация, содержащаяся в федеральной системе, предоставляется без взимания платы.

В федеральной системе формируется ответ на поступивший запрос, а также сохраняется информация о поступившем запросе и предоставленной по нему из федеральной системы информации. Срок подготовки и направления ответа на запрос не может превышать 5 рабочих дней.

(Постановление Правительства РФ от 12.05.2022 N 854)

Внесены изменения в Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники

Уточняется, что в органах гостехнадзора не регистрируются транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и номерных компонентов в виде двигателя, кузова, рамы, коробки передач, основного ведущего моста, в том числе из бывших в употреблении, а также серийно выпускаемые транспортные средства и техника, собранные из бывших в употреблении запасных частей и номерных компонентов.

Для государственной регистрации техники потребуется представлять свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения техники (в случае снятия техники с государственного учета после утилизации).

Не допускается требовать представления от заявителя сведений и документов, которые могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Не позднее чем за 10 календарных дней до истечения срока государственной регистрации техники орган гостехнадзора информирует владельца техники об истечении указанного срока и формирует запрос на предоставление документов для пролонгации действия государственной регистрации в личном кабинете заявителя на Едином портале госуслуг.

Расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные.

Максимальный (предельный) срок предоставления государственной услуги не должен превышать 10 рабочих дней, в которые не включен срок приостановления предоставления государственной услуги.

В новой редакции приводится перечень цифровых кодов РФ и закрепленных за ними серий государственных регистрационных знаков.

Ряд изменений направлен на приведение Правил в соответствие с Федеральным законом от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники".

(Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 917)

Правительство РФ установило перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники

(Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 916)

Уточняются Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)

Закреплено, что удостоверение и временное удостоверение считаются действительными на территории РФ независимо от места выдачи.

Записи в удостоверении производятся с использованием печатающих устройств. По желанию заявителя в дополнение к удостоверению на бумажном носителе может быть выдано удостоверение в виде электронного документа.

При подаче заявления о выдаче удостоверения с использованием единого или региональных порталов госуслуг удостоверение в виде электронного документа направляется в личный кабинет заявителя на едином или региональном порталах.

Заявление о сдаче экзаменов на право управления самоходными машинами соответствующей категории может быть подано в электронной форме с использованием единого или региональных порталов госуслуг.

По желанию заявителя органом гостехнадзора должна быть предоставлена возможность участия в теоретическом экзамене в дистанционной форме.

Кандидат, не сдавший практический экзамен на первом этапе, ко второму этапу практического экзамена (движение в реальных условиях эксплуатации) не допускается.

Самоходные машины, используемые для проведения второго этапа практического экзамена, должны быть оборудованы средствами аудио- и видеорегистрации.

Не позднее чем за 2 календарных месяца до дня истечения срока действия удостоверения орган гостехнадзора информирует гражданина об истечении указанного срока и формирует запрос на представление документов для замены удостоверения в личном кабинете заявителя на едином или региональном порталах госуслуг.

Сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами, и лицах, лишенных права управления транспортными средствами, а также информация о выданных удостоверениях вносятся или направляются органом гостехнадзора в ФГИС учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним.

(Постановление Правительства РФ от 21.05.2022 N 932)

Урегулированы отдельные вопросы, связанные с введением в РФ электронного паспорта самоходной машины и других видов техники

Определены:

- предельные размеры платы за оформление электронного паспорта и внесение в него изменений;

- состав содержащихся в электронном паспорте дополнительных сведений и правила их формирования;

- особенности взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на оформление электронных паспортов организациями, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ, автоматизированной системой "Система электронных паспортов" и организациями-изготовителями по вопросам электронных паспортов.

В частности, предусмотрена возможность внесения в электронный паспорт сведений об уплате утилизационного сбора, о ДТП с участием машины, об ограничениях (обременениях) в отношении машины, о государственной регистрации машины.

(Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 981)

Определены порядок и условия предоставления уполномоченным организациям полномочий по оформлению электронных паспортов самоходных машин и других видов техники

Приводится перечень полномочий по оформлению электронных паспортов и внесения в них изменений, предоставляемых организациям.

Для предоставления полномочий по оформлению электронных паспортов организация представляет в Минпромторг России комплект документов на бумажном носителе посредством почтового отправления или при наличии технической возможности в форме электронного документа посредством Единого портала госуслуг.

Регламентирован порядок принятия Минпромторгом России решения о наделении организаций указанными полномочиями.

Сведения об уполномоченных организациях включаются в российскую часть единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств - членов ЕАЭС и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники.

(Приказ Минпромторга России от 31.05.2022 N 2197)

Актуализирован перечень документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности

Среди документов потребуется представлять:

- копию свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;

- копию договора с аттестующей организацией (в случае обращения в компетентный орган, привлекающий аттестующие организации).

Уточняется, что справка, подтверждающая отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании и отсутствие диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией, и справка о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, должны быть выданы не ранее 60 дней до дня их представления.

Также предусмотрено, что формирование документов по учету выданных заключений об отсутствии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение осуществляется с использованием ЕГИС ОТБ.

Срок хранения учетных документов в органе аттестации составляет теперь 5 лет.

(Приказ Минтранса России от 06.04.2022 N 121)

Определен порядок обеспечения доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве

Субъекты транспортной инфраструктуры должны обеспечить накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТС ОТБ) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) или паспортами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств (ТС).

Накопление, обработка и хранение в электронном виде данных производятся на ОТИ или ТС, оснащенных ТС ОТБ.

Организация доступа к данным с ТС ОТБ ОТИ или ТС возлагается на лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, а выполнение действий по доступу к данным с ТС ОТБ ОТИ или ТС - на должностное лицо, выполняющее указанные действия.

Субъекты транспортной инфраструктуры должны обеспечить подключение оборудования подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность на ОТИ, к локальной вычислительной сети, используемой на ОТИ, или к линиям связи для беспрепятственного дистанционного приема данных с ТС ОТБ в режиме реального времени.

(Приказ Минтранса России от 23.06.2021 N 208)

Обновлены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов

Особенности устанавливают режим рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников ж/д транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования, выполняющих работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов.

Особенности распространяются на юридических лиц и ИП, выполняющих работы (оказывающих услуги) для пользователей услуг ж/д транспорта общего пользования, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом ж/д подвижного состава и технических средств, используемых на ж/д транспорте.

Особенности не регулируют рабочее время и время отдыха работников ж/д транспорта, осуществляющих деятельность в области строительства, ведомственной охраны, образовательной деятельности, торговли, медицинского обслуживания, общественного питания (включая вагоны-рестораны, вагоны-кафе, вагоны-бары), а также работников, для которых применяется вахтовый метод организации работ.

В частности, закреплено, что в целях обеспечения непрерывности производственного процесса работы организации допускается изменение графиков сменности в течение учетного периода.

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтранса России от 09.03.2016 N 44.

(Приказ Минтранса России от 11.10.2021 N 339)

Электронную грузобагажную квитанцию на ж/д транспорте нужно будет оформлять по установленной форме

(Приказ Минтранса России от 12.01.2022 N 3)

Обновлен порядок пономерного учета железнодорожного подвижного состава

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтранса России от 19.07.2017 N 267.

(Приказ Минтранса России от 25.04.2022 N 151, Приказ Росжелдора от 14.04.2022 N 200)

Урегулированы отдельные вопросы эксплуатации беспилотных авиационных систем и их элементов

Установлено, что обязательной сертификации подлежит деятельность юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов нетиповой конструкции, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, а также светосигнального и метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

На экспериментальные воздушные суда и беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ, должны наноситься учетные опознавательные знаки.

Вводится понятие летной годности беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, под которой понимается состояние беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, при котором они соответствуют типовой конструкции или характеристикам, установленным актом оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию.

Сертификат типа воздушного судна будет выдаваться, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы соответствуют требованиям сертификационного базиса.

При этом под сертификационным базисом понимается совокупность требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.

Сертификационный базис разрабатывается юридическим лицом, осуществляющим разработку беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, и утверждается Росавиацией.

Вводятся положения, касающиеся поддержания летной годности.

Беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, а также владельцы беспилотных воздушных судов смогут привлекаться к обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ.

(Федеральные законы от 30.12.2021 N 488-ФЗ и от 14.03.2022 N 56-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 12.08.2022 N 1407)

Регламентирован порядок проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением

Медицинские осмотры членов экипажа и диспетчеров УВД осуществляются в ходе предполетной (предсменной) подготовки к полетам (смене).

Также медицинские осмотры проводятся по окончании полета (смены) в случаях:

- если во время полетной смены члена экипажа или смены диспетчера УВД произошли авиационное происшествие или серьезный инцидент с участием этого члена экипажа, диспетчера УВД;

- если у работодателя, владельца воздушного судна, командира воздушного судна, старшего диспетчера или уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) имеются основания полагать, что член экипажа, диспетчер УВД находится на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Определены критерии, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что член экипажа, диспетчер УВД находится на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (остаточного явления такого опьянения).

Организация проведения медицинских осмотров возлагается на работодателя, а в отношении членов летного экипажа, выполняющих полеты в целях авиации общего назначения, - на владельца воздушного судна.

Результаты проведенных медицинских осмотров вносятся в Журнал предполетного (послеполетного), предсменного (послесменного) медицинского осмотра, который ведется в бумажном или в электронном виде.

(Приказ Минтранса России от 10.12.2021 N 438)

Обновлен порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями

Новый порядок не распространяется на летный экипаж сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 кг и менее.

Установлены:

- требования к состоянию здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением, лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением;

- перечень проводимых исследований, периодичность проведения обязательного медицинского освидетельствования;

- порядок создания и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии и врачебно-летных экспертных комиссий, требования к квалификации их членов;

- форма медицинского заключения о годности членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД к выполнению работ по таким должностям.

Утрачивают силу Приказы Минтранса России от 22.04.2002 N 50 и от 26.06.2017 N 241.

(Постановление Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742; Приказ Минтранса России от 10.12.2021 N 437)

Регламентирована процедура проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц из числа специалистов авиационного персонала

Предварительные и периодические осмотры включают в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и проводятся в целях определения состояния здоровья лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, включенных в перечень специалистов, утвержденный Приказом Минтранса России от 04.08.2015 N 240.

Периодические осмотры должны проводиться с установленной периодичностью.

Организация проведения предварительных и периодических осмотров возлагается на работодателя. Предварительные и периодические осмотры проводятся за счет средств работодателя.

Приводятся рекомендуемые образцы необходимых документов.

(Приказ Минтранса России от 11.02.2022 N 41)

Обновлены правила проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа и специалистов по техобслуживанию гражданского воздушного судна, по обеспечению полетов, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил

Также урегулированы вопросы выдачи, приостановления действия и аннулирования указанных свидетельств.

Ранее выданные свидетельства лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации действительны и замене не подлежат, за исключением случаев замены свидетельств взамен утраченных (пришедших в негодность).

Аналогичное Постановление Правительства РФ от 06.08.2013 N 670 утрачивает силу и одновременно исключено из перечня актов, на которые не распространяется механизм "регуляторной гильотины".

(Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 N 193)

Обновлены требования к юридическим лицам и ИП, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки

Для получения сертификата эксплуатанта юридическое лицо или ИП, подавший заявку в уполномоченный орган на получение сертификата эксплуатанта или на внесение изменений в условия эксплуатации воздушных судов, должен подтвердить соответствие установленным требованиям.

Утрачивает силу Приказ Минтранса России от 13.08.2015 N 246.

(Приказ Минтранса России от 12.01.2022 N 10; Распоряжение Минтранса России от 29.07.2022 N ИЧ-191-р)

Обновлены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта

Субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчики в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны в числе прочего утвердить до 1 октября 2022 года паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства воздушного транспорта по типовой форме. Для однотипных транспортных средств, эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы, паспорт транспортного средства может разрабатываться на группу транспортных средств.

Ранее утвержденные паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства воздушного транспорта до 1 октября 2022 года подлежат аннулированию одновременно с утверждением нового паспорта и направлением этого паспорта в течение 7 дней после его утверждения в Росавиацию.

Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 05.10.2020 N 1604.

(Постановление Правительства РФ от 21.04.2022 N 731)

Уточняется порядок лицензирования разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники

Установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе, копии документов об образовании и (или) квалификации лиц, осуществляющих выполнение заявленных работ (услуг), в случае отсутствия сведений о них в ФИС ФРДО. В случае если сведения об образовании и (или) квалификации внесены в ФИС ФРДО, соискатель лицензии, лицензиат вместо копий документов указывает в заявлении о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) необходимые сведения (реквизиты документов).

Заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и прилагаемые к нему документы теперь направляются в форме электронных документов (пакета электронных документов) с использованием единого портала госуслуг.

Документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и (или) информацию ограниченного распространения, соискатель лицензии (лицензиат) вправе представить на бумажном носителе непосредственно в лицензирующий орган или направить в порядке, установленном законодательством РФ (не позднее дня поступления в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий)).

(Постановление Правительства РФ от 28.02.2022 N 258)

Определены правила проведения обязательной сертификации радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения

Документами, подтверждающими соответствие указанного оборудования сертификационному базису, являются:

- сертификат типа;

- сертификат единичного экземпляра (партии) оборудования;

- заключение уполномоченного органа по результатам периодических испытаний оборудования для серийного изготавливаемого оборудования.

Документом, подтверждающим соответствие деятельности юридических лиц, осуществляющих изготовление оборудования, является сертификат изготовителя радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи.

Регламентированы, в частности:

- порядки проведения обязательной сертификации вновь разработанного, модернизированного (доработанного) оборудования, а также порядок сертификации оборудования на этапе серийного изготовления;

- порядок аннулирования, приостановления, введения ограничений в действие сертификатов, возобновления действия сертификатов и снятия введенных ограничений в действие сертификатов.

Приводятся рекомендуемые образцы сертификата типа и сертификата единичного экземпляра оборудования, а также рекомендуемый образец сертификата изготовителя.

(Приказ Минтранса России от 04.04.2022 N 116)

Сертификационные центры и испытательные лаборатории в гражданской авиации должны соответствовать установленным требованиям

Центр (лаборатория) в целях аккредитации, выдачи дубликата аттестата по аккредитации, переоформления аттестата по аккредитации подает в орган по аккредитации заявление.

Срок проведения оценки соответствия не должен превышать 180 рабочих дней со дня регистрации органом по аккредитации заявления.

Срок действия аттестата аккредитации составляет 5 лет.

(Приказ Минтранса России от 13.04.2022 N 135)

Росавиацией определен перечень областей аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий

(Приказ Росавиации от 24.06.2022 N 418-П)

Уточняются требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию

Например, на субъектов транспортной инфраструктуры, а также капитана морского порта во взаимодействии с организацией, управляющей государственным имуществом в морском порту, возлагается обязанность информировать физических лиц, следующих либо находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о границах зоны транспортной безопасности и необходимости соблюдения установленных требований посредством размещения информации на границах зоны транспортной безопасности и в местах прохода (проезда) на объекты транспортной инфраструктуры.

Уточняются дополнительные обязанности капитана морского порта во взаимодействии с организацией, управляющей государственным имуществом в морских портах.

Предусматривается, что порядок допуска транспортных средств в зону транспортной безопасности акватории морского порта должен предусматривать наблюдение за судами в зоне транспортной безопасности акватории морского порта с использованием технических средств.

Скорректирована типовая форма паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащего категорированию.

(Постановление Правительства РФ от 25.12.2021 N 2485)

Регламентирован порядок выдачи администрациями бассейнов внутренних водных путей согласия на использование береговой полосы в пределах внутренних водных путей

Для получения согласия в целях судоходства за границами населенных пунктов, возведения некапитальных строений, сооружений для судоходства, в том числе для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами, а также строительства зданий и сооружений заявитель направляет в администрацию соответствующего бассейна внутренних водных путей РФ заявление в произвольной форме.

Приводится перечень сведений, указываемых в заявлении, и перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Определен перечень оснований для принятия администрацией решения об отказе в выдаче согласия.

Согласие выдается на срок, указанный в заявлении. В случае непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами - на срок не более чем 1 год.

(Приказ Минтранса России от 13.12.2021 N 442)

Минтрансом России установлен порядок осуществления морской и портовой буксировки

(Приказ Минтранса России от 16.05.2022 N 179)

Обновлены правила плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтранса России от 26.10.2017 N 463.

(Приказ Минтранса России от 12.11.2021 N 395)

Определены требования к составу и содержанию документации по удалению затонувшего имущества и критерии оценки такой документации

(Приказ Минтранса России от 12.05.2022 N 176)