Приложение

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 февраля 2022 г. N 31-КАД21-2-К6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Калининой Л.А., Николаевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 12 мая 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2021 г. по административному делу N 2а-256/2021 по административному исковому заявлению И. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары об оспаривании отказа в перерасчете земельного налога.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения административного истца, представителя административного истца М., представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Д., Ч., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

И. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г. <...>, <...>.

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 25 февраля 2020 г. удовлетворено административное исковое заявление И., поданное 20 декабря 2019 г.: в отношении указанного земельного участка на период до 31 декабря 2019 г. установлена кадастровая стоимость, равная его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 г., в размере <...> руб.

В марте 2020 г. И. обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее также - ИФНС России по г. Чебоксары) с заявлением о перерасчете земельного налога за 2016 - 2018 гг., приложив указанное решение суда.

Письмом от 2 апреля 2020 г. N 21/21/011154 налоговый орган сообщил о перерасчете земельного налога за 2017 - 2018 гг. в сторону уменьшения, указав при этом на отсутствие правовых оснований для перерасчета земельного налога за 2016 г. со ссылкой на пункт 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 20 мая 2020 г. N 97 жалоба на решение ИФНС России по г. Чебоксары от 2 апреля 2020 г. N 21/21/011154 оставлена без удовлетворения.

И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Чебоксары от 2 апреля 2020 г. N 21/21/011154 об отказе в перерасчете земельного налога за 2016 г.

Решением Московского районного суда г. Чебоксары от 20 февраля 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено: отказ ИФНС России по г. Чебоксары в перерасчете земельного налога от 2 апреля 2020 г. признан незаконным, на ИФНС России по г. Чебоксары возложена обязанность произвести перерасчет земельного налога на земельный участок с кадастровым номером <...> за 2016 г.

Удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что перерасчет ранее исчисленных налогов, согласно налоговому уведомлению от 6 июля 2019 г. N 11347052, должен быть произведен за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, то есть за 2016 - 2018 гг.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 12 мая 2021 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2021 г., указанное решение отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового требования.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики, с выводами которой согласился кассационный суд общей юрисдикции, исходила из того, что поскольку И. обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете земельного налога 11 марта 2020 г., то оснований для его перерасчета за 2016 г. не имеется.

Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций ошибочны.

Согласно пункту 1.1 статьи 391 НК РФ, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ), изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и названным пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщиками земельного налога являются физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 НК РФ, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено названным пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым упомянутого пункта, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уведомление об уплате земельного налога от 6 июля 2019 г. N 11347052, в том числе за 2016 г., направлено И. в июле 2019 г. со сроком уплаты не позднее 2 декабря 2019 г.

Таким образом, с учетом пункта 2.1 статьи 52, пункта 1.1 статьи 391 НК РФ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные административным истцом в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2013 г., однако перерасчет налога может осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления от 6 июля 2019 г., в том числе об уплате земельного налога за 2016 г.

При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты апелляционной и кассационной инстанций основаны на ошибочном толковании норм материального права.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 12 мая 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2021 г. отменить, оставить в силе решение Московского районного суда г. Чебоксары от 20 февраля 2021 г.

Председательствующий

<...>

Судьи

<...>