<Письмо> Росреестра от 11.11.2021 N 11-8361-АБ/21 "О рассмотрении обращения"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 11 ноября 2021 г. N 11-8361-АБ/21

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Росреестр рассмотрел обращение относительно установления публичного сервитута и в части установленной компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

По смыслу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.

В этой связи по поставленным в обращении вопросам Росреестр может высказать только свое мнение, которое заключается в следующем.

Порядок и условия установления публичного сервитута в целях размещений объектов, указанных в статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), урегулирован главой V.7 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 39.41 ЗК РФ границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 ЗК РФ, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. При этом публичный сервитут подлежит установлению в отношении всего линейного объекта, поскольку иное не предусмотрено ЗК РФ.

Органы, уполномоченные на принятие решений об установлении публичного сервитута, определяются в соответствии со статьей 39.38 ЗК РФ.

В силу пункта 1 указанной статьи в случаях размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях публичный сервитут устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 4.4.31 Положения "О Министерстве энергетики Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400, Минэнерго России осуществляет полномочия по принятию решений об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального значения.

Указанные положения применяются и в отношении земель и земельных участков лесного фонда, что подтверждается позицией Рослесхоза (протокол межведомственного совещания под председательством заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства В.А. Спиренкова от 1 сентября 2021 г. N ВС-14/354 при участии Минприроды России, Росреестра, Минэнерго России, Росавтодора, Минтранса России, Минобороны России).

Таким образом, органом, уполномоченным на установление публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства федерального значения, в том числе в границах земель лесного фонда, является Минэнерго России.

А.И.БУТОВЕЦКИЙ