Цели и область применения бизнес-модели организации

1. Бизнес-модель организации описывает, как организация рассматривает, например, свою организационную структуру, деятельность или масштаб деятельности, направления деятельности (включая конкурентов и клиентов по ним), процессы, возможности расширения деятельности, глобализацию, нормативные требования и технологии. Бизнес-модель организации описывает, как организация создает, сохраняет и обеспечивает финансовые выгоды или ценность в более широком смысле для своих заинтересованных сторон.

2. Стратегии - это подходы, с использованием которых руководство планирует обеспечить достижение целей организации, в том числе планируемые подходы организации к рискам, с которыми она сталкивается, и возможностям, которые перед ней открываются. С течением времени руководство меняет стратегии с учетом изменения целей организации, а также внутренних и внешних условий, в которых организация осуществляет свою деятельность.

3. Как правило, описание бизнес-модели включает следующие позиции:

- сфера деятельности организации и цели, с которыми она осуществляет данную деятельность;

- структура организации и масштаб ее деятельности;

- рынки сбыта или географическая либо демографическая сфера, а также элементы цепочки создания стоимости, в которых она работает, как осуществляется ее взаимодействие с участниками этих рынков или сфер (основные виды продукции, сегментация клиентов и методы сбыта) и на какой основе она ведет конкурентную борьбу;

- бизнес-процессы и операционные процессы организации (например, процессы инвестиционной, финансовой и операционной деятельности), используемые при осуществлении ее деятельности, с акцентом на тех элементах бизнес-процессов, которые важны для создания и сохранения ценности и получения выгод;

- ресурсы (например, финансовые, человеческие, интеллектуальные, экологические и технологические), а также другие факторы производства и взаимоотношения (например, клиенты, конкуренты, поставщики и работники), которые необходимы или важны для ведения успешной деятельности организацией;

- то, как посредством ИТ-интерфейсов и использования других технологий в бизнес-модель организации интегрировано применение ИТ в рамках взаимодействия организации с клиентами, поставщиками, кредиторами и прочими заинтересованными сторонами.

4. Бизнес-риск может незамедлительно отразиться на риске существенного искажения для видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации на уровне предпосылок или на уровне финансовой отчетности. Например, бизнес-риск, возникающий в результате значительного снижения рыночной стоимости недвижимости, может привести к повышению риска существенного искажения, связанного с предпосылками в отношении оценки, для кредитора, предоставляющего среднесрочные ипотечные кредиты. Однако тот же самый риск, особенно в сочетании с серьезным экономическим спадом, который одновременно повышает соответствующий риск кредитных убытков за весь срок по его кредитам, может иметь последствия и в долгосрочной перспективе. В результате чистая подверженность риску кредитных убытков может поставить под сомнение возможность организации продолжать непрерывно свою деятельность. В таком случае эти факторы будут иметь последствия для вывода руководства, а впоследствии - аудитора о правомерности применения допущения о непрерывности деятельности и для оценки наличия или отсутствия существенной неопределенности. Следовательно, вопрос о том, может ли бизнес-риск привести к риску существенного искажения финансовой отчетности, рассматривается с учетом конкретных обстоятельств в организации. Примеры событий и условий, которые могут приводить к рискам существенного искажения, представлены в Приложении 2.