КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК. ТОРГИ

Вступают в силу комплексные изменения в порядок осуществления госзакупок

В частности, устанавливаются единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.

Сокращается количество конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). К ним теперь относятся конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме), аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме) и запрос котировок в электронной форме.

По общему правилу заказчик вправе проводить электронный запрос котировок, если НМЦК не превышает 3 млн рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать 20% совокупного годового объема закупок заказчика или 100 млн рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошлом году составил менее 500 млн рублей.

Оптимизирован порядок проведения совместных конкурсов и аукционов.

На денежные средства, заблокированные на специальном банковском (специальном) счете участника закупки в соответствии с Законом о контрактной системе и Законом о закупках юридических лиц, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Также на указанные средства не распространяются положения об аресте денежных средств.

Если при применении конкурентных способов НМЦК составляет 20 млн рублей и более, то заказчик (за исключением закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) контракта или договора, заключенного в соответствии с Законом о закупках юридических лиц, в течение 3 лет до даты подачи заявки при условии исполнения требований об уплате неустоек (штрафов, пеней). Стоимость исполненных обязательств по такому контракту (договору) должна составлять не менее 20% НМЦК.

Изменяется порядок предоставления обеспечения заявок на участие в закупках. Так, например, заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении в случае, если НМЦК не превышает 1 млн рублей.

Вводится возможность предоставления независимых гарантий, выданных государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", а также региональными гарантийными организациями.

Уточняется и расширяется перечень случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Скорректированы особенности исполнения контракта. Например, документ о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, должен формироваться и подписываться в электронной форме с использованием ЕИС. Расширяется перечень случаев изменения существенных условий контрактов.

Предусматриваются переходные положения. Обновлен ряд подзаконных актов.

(Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 12.10.2021 N 1736, от 20.11.2021 N 1994, от 24.11.2021 N 2014, от 25.11.2021 N 2036 и N 2044, от 29.11.2021 N 2088, от 01.12.2021 N 2151, от 04.12.2021 N 2201, от 29.12.2021 N 2571 и от 31.12.2021 N 2603; Распоряжения Правительства РФ от 30.10.2021 N 3095-р и N 3096-р; Приказы Минфина России от 15.11.2021 N 175н, от 22.11.2021 N 191н, от 24.12.2021 N 225н, N 226н и N 227н, Приказ Казначейства России от 10.12.2021 N 39н; Письмо Минпросвещения России от 16.09.2021 N 06-1346, Письма Казначейства России от 19.11.2021 N 07-04-05/14-28375, от 25.11.2021 N 14-00-05/28954, от 28.12.2021 N 95-09-11/10-640, от 30.12.2021 N 07-04-05/14-33086, от 08.02.2022 N 14-00-05/2543 и от 04.05.2022 N 07-04-05/03-10967, Письмо Минфина России от 21.12.2021 N 24-03-08/104212, Письмо Минтранса России от 27.12.2021 N Д2/32814-ИС, Письмо Минстроя России от 30.12.2021 N 58202-СМ/09, Письмо Росреестра от 28.12.2021 N 20-02798/21@, Информационное письмо Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138, Информация Минфина России)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитические обзоры правовой информации:

Обзор: "Проводить госзакупки станет проще: опубликованы оптимизационные поправки к закону N 44-ФЗ";

Обзор: "Январские новшества 2022 года в работе специалиста по закупкам";

Обзор: "Основные изменения в госзакупках в 2022 году";

Обзор: "Как обновили доптребования к участникам госзакупок: обзор изменений".

С 1 января 2022 года срок оплаты по контрактам должен составлять не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке

По контрактам, заключенным по итогам закупки только среди СМП и социально ориентированных НКО, этот срок с 1 января 2022 года составляет не более 10 рабочих дней.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28.06.2021 N 1034 введено общее правило, согласно которому получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, обязательство по оплате товара, работы или услуги, в том числе отдельного этапа, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подписания ими документа о приемке (а в случае заключения контракта с СМП или социально ориентированной НКО - 7 рабочих дней). При этом предусмотрен ряд исключений.

(Федеральный закон от 01.07.2021 N 277-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 28.06.2021 N 1034; Информация Минфина России)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитические обзоры правовой информации:

Обзор: "Январские новшества 2022 года в работе специалиста по закупкам";

Обзор: "Основные изменения в госзакупках в 2022 году"

С 15% до 25% совокупного стоимостного объема закупок повышается минимальный объем закупок, подлежащих осуществлению заказчиками у СМП и социально ориентированных НКО

Данное правило действует при:

- проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные НКО;

- осуществлении закупок с привлечением субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО.

Кроме того, уточняется, что национальный режим при осуществлении госзакупок не применяется в случае закупок органами внешней разведки и органами федеральной службы безопасности в целях обеспечения безопасности государства.

(Федеральный закон от 01.07.2021 N 277-ФЗ; Информация Минфина России)

Обновлены правила оценки заявок на участие в госзакупках

Новые правила устанавливают порядок оценки заявок на участие в госзакупке, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусматривающего порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

В частности, установлены особенности оценки заявок участников закупок, по результатам которых заключаются контракты на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги.

Определены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в госзакупке, предметом которой являются услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.

Новые правила применяются при осуществлении госзакупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по которым направлены после 1 января 2022 года.

Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.

(Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604; Информация ФАС России)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор: "По каким правилам оценивать заявки участников госзакупок".

Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ по вопросам участия субъектов МСП в закупках отдельными видами юридических лиц

Требования о годовом объеме закупок, которые заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП, распространены на всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и не являющихся субъектами МСП.

С 20% до 25% увеличивается годовой объем закупок у субъектов МСП, а также с 18% до 20% годовой объем закупок, участниками которых являются только субъекты МСП.

Предусматривается формирование и автоматическое направление с помощью ЕИС заказчику результатов мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов МСП в закупке.

Указанные положения не применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, возникшим до 1 января 2022 года.

(Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 N 1128)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор: "Январские новшества 2022 года в работе специалиста по закупкам".

Обновлены требования к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления госзакупок

Установлены требования к:

- банкам, осуществляющим выдачу независимых гарантий в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств;

- банкам, в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок;

- фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств), являющимся участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства и осуществляющим выдачу независимых гарантий в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств.

Отдельные акты приведены в соответствие с Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

Утрачивают силу:

- Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов";

- Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 N 748 "О требованиях к банкам, в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

(Постановление Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369)

Уточняются правила вступления в силу законов о внесении изменений в Закон о контрактной системе

Федеральные законы, вносящие изменения в положения Закона о контрактной системе, касающиеся планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов их определения, контроля и аудита в сфере закупок, мониторинга закупок, вступают в силу:

- по общему правилу - не ранее 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия;

- в случае принятия закона после 1 октября текущего календарного года - не ранее 1 января года, следующего за очередным календарным годом.

(Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Обновлен Порядок регистрации в ЕИС

Также установлен Порядок пользования ЕИС.

Процедуры учитывают нормы Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

Предусмотрены переходные положения.

(Приказ Казначейства России от 10.12.2021 N 39н)

Определены перечни товаров, работ и услуг, при закупках которых предоставляются преимущества учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов

(Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р)

Скорректирован порядок рассмотрения Правительством РФ обращений, содержащих предложение об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении госзакупок

Определено, что экспертное заключение Правительства РФ составляется в том числе на основании заключения Минпромторга России о наличии (отсутствии) сведений об указанных в предмете государственного контракта и (или) описании объекта закупки закупаемых товарах в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ, в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, евразийском реестре промышленных товаров государств - членов ЕАЭС.

Также закреплено, что экспертное заключение должно содержать, в числе прочего, оценку влияния решения об осуществлении закупки у единственного исполнителя на поддержку российских товаропроизводителей в части информации о наличии (отсутствии) сведений об указанных (при наличии) в предмете государственного контракта и (или) описании объекта закупки закупаемых товарах в данных реестрах.

(Постановление Правительства РФ от 03.12.2021 N 2191)

Направление обращения в отношении единственного поставщика, соответствующего требованиям, установленным в извещении, документации, приглашении принять участие в определении поставщика, а также регистрация такого обращения теперь осуществляются с использованием ЕИС

При проведении электронной процедуры:

- заказчик формирует обращение, прилагает к нему необходимую информацию и документы с использованием ЕИС и подписывает их усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика;

- обращение направляется автоматически с использованием ЕИС в контрольный орган в сфере закупок не позднее одного часа с момента его подписания;

- обращение считается поступившим в контрольный орган в сфере закупок в день его поступления в контрольный орган в сфере закупок.

При проведении электронной процедуры направление контрольным органом в сфере закупок заказчику решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком или об отказе в таком согласовании осуществляется с использованием ЕИС путем направления уведомления о размещении таких решения и предписания в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений.

(Постановление Правительства РФ от 30.06.2020 N 961)

Уточняются меры стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ при осуществлении госзакупок

Уточняется, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет, в том числе, информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ (ЕАЭС) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий)).

Подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции теперь также является наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена ЕАЭС по форме СТ-1, - для целей осуществления закупок радиоэлектронной продукции, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены:

- до 31 декабря 2022 года включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, являющейся медицинским изделием и классифицируемой в рамках следующих кодов в соответствии с (ОКПД2) ОК 034-2014: 26.51.53.140, 26.51.53.190, 26.51.70.110, 26.60.11.111, 26.60.11.112, 26.60.11.113, 26.60.12.110, 26.60.12.129, 32.50.1, 32.50.21.112, 26.60.11.119, 26.60.11.120, 26.60.11.129, 26.60.11.130, 26.60.12.111, 26.60.12.119, 26.60.12.120, 26.60.12.124, 27.40.39.110, 32.50.13.190, 32.50.13, 26.60.12.121, 26.60.12.122, 26.60.12.123, 26.60.12.131, 26.60.12.132, 26.60.13.130, 26.60.13.190, 26.60.13, 26.60.13.120, 26.60.13.140, 26.60.13.150, 26.60.13.180, 26.60.13.190, 28.25.13.110, 32.50.50, 28.25.14.110, 32.50.50.190, 32.50.12, 32.50.21.121, 32.50.21.122, 32.50.21.129, 32.50.21.160, 32.99.59.000;

- до 30 июня 2022 года включительно - в отношении иной радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются государства - члены ЕАЭС (за исключением РФ).

Исключается необходимость получения разрешения Минпромторга России в целях подтверждения отсутствия производства промышленной продукции на территории РФ.

(Постановление Правительства РФ от 06.12.2021 N 2213)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор: "При госзакупке иностранных промтоваров и радиоэлектроники ограничения допуска станут применять иначе".

Вводится новый порядок определения НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

В частности, уточняются показатели, участвующие в расчетах в отношении городского наземного электротранспорта.

Так, например при расчете максимальной стоимости работы транспортных средств за весь срок действия контракта теперь учитывается срок службы транспортных средств и не учитывается вознаграждение за реализацию билетов.

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтранса России от 30.05.2019 N 158.

(Приказ Минтранса России от 20.10.2021 N 351)

В отношении отдельных медицинских изделий из ПВХ, а также из иных пластиков, полимеров и материалов снижена предельная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции для целей допуска к госзакупкам

(Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 N 76)

При поступлении в орган контроля обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений будет включаться информация о результате рассмотрения такого обращения

При этом информация о размещении в реестре результата рассмотрения обращения о проведении внеплановой проверки представляется на электронную площадку автоматически.

(Постановление Правительства РФ от 30.06.2020 N 961)

Расширяется перечень случаев взаимодействия оператора электронной площадки и контрольного органа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

(Постановление Правительства РФ от 30.06.2020 N 961)

С 1 января 2022 года в целях осуществления мониторинга закупок Минфину России будет доступен ряд сведений из ЕИС

(Постановление Правительства РФ от 27.05.2021 N 814)

С 1 января 2022 года расширяется перечень информации, проверяемой Казначейством России при ведении реестра контрактов

Проверке теперь подлежит:

- соответствие информации об исполнении контракта (его этапа), о расторжении контракта его условиям (изменениям);

- непротиворечивость информации и документов об исполнении контракта (его этапа), о расторжении контракта друг другу, условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства.

(Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1400)

Возобновляют действие отдельные положения Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками

Речь идет о положениях, в соответствии с которыми Казначейство России проверяет наличие подтверждения органами управления государственными внебюджетными фондами, финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований соответствия информации об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта) документу о приемке.

(Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084)

С 1 января 2022 года Казначейство России будет проверять финансовое обеспечение по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества, сформированному в ГИИС управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Данное положение применяется в отношении закупок, по результатам которых заключается контракт, предметом которого являются приобретение объектов недвижимого имущества, подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.

(Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799)

С 1 января 2022 года в отношении ряда товаров увеличивается минимальная доля закупок товаров российского происхождения

Одновременно в перечень таких товаров включен ряд музыкальных инструментов.

(Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013 и от 23.12.2021 N 2419)

С 1 января 2022 года при подготовке отчета об объеме закупок российских товаров для достижения минимальной доли закупок, обоснования невозможности достижения минимальной доли закупок заказчики должны применять положения Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014

В отношении отдельных товаров повышается размер минимальной обязательной доли закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.

Определена минимальная обязательная доля указанных закупок в отношении музыкальных инструментов.

(Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 и от 24.06.2021 N 983)

Вступают в силу изменения в Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну

В реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, будут включаться сведения о санкционировании в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне предоставления выписок из реестра контрактов о включенных в реестр контрактов сведениях в отношении исполненного таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта либо об отказе в таком санкционировании.

Указанные сведения заказчик формирует и направляет в уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) в целях участия в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования, вправе направить с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне в уполномоченный орган запрос о предоставлении выписки из реестра контрактов о включенных в реестр контрактов сведениях в отношении исполненного таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта.

Уполномоченный орган не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем поступления такого запроса о предоставлении выписки, предоставляет направившему такой запрос поставщику (подрядчику, исполнителю) на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства о государственной тайне:

- выписку из реестра контрактов;

- информацию об отказе в предоставлении выписки.

(Постановление Правительства РФ от 17.06.2021 N 919)

Юридические лица, ИП, заключившие не на организованных торгах договоры, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на минеральные удобрения, содержащие соединения фосфора, азота или калия, имеют право с 1 января по 31 августа 2022 года (включительно) в добровольном порядке представлять в реестр внебиржевых договоров информацию о внебиржевых договорах

Речь идет об информации в отношении следующих товаров:

- минеральные удобрения, содержащие соединения фосфора, азота или калия, при объеме производства группой лиц производителя за предшествующий год свыше 200 тыс. тонн и при условии, что объем сделки составляет не менее 20 тонн;

- минеральные удобрения, содержащие соединения фосфора, азота или калия, реализуемые на экспорт лицами, не входящими в группу лиц производителя, при условии, что объем сделки составляет не менее 20 тонн;

- минеральные удобрения, содержащие соединения фосфора, азота или калия, реализуемые на внутреннем рынке Российской Федерации лицами, не входящими в группу лиц производителя, при условии, что объем сделки составляет не менее 20 тонн.

(Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2551)