Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

РАЗЪЯСНЕНИЕ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПУНКТА 8(5) ПРАВИЛ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ УСТРОЙСТВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОБЪЕКТОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО

ХОЗЯЙСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СЕТЕВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНЫМ ЛИЦАМ,

К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27.12.2004 N 861,

В ТОМ ЧИСЛЕ, В ЧАСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЕГО ДЕЙСТВИЯ

НА ГАРАЖНЫЕ КООПЕРАТИВЫ, А ТАКЖЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.03.2003 N 35-ФЗ

"ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ" В ЧАСТИ ОДНОКРАТНОСТИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ

САДОВОДЧЕСКОГО, ОГОРОДНИЧЕСКОГО ИЛИ ГАРАЖНОГО ТОВАРИЩЕСТВ.

Список изменяющих документов

(в ред. письма ФАС России от 17.11.2021 N МШ/97528/21)

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 г. N 1622 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" были внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила, Правила технологического присоединения). Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 г.

Так, в соответствии с новой редакцией пункта 8(5) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

В случае если ведение садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках осуществляется без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Учитывая изложенное, ФАС России разъясняет следующее.

При ведении садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках с созданием некоммерческих товариществ:

- в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенных в границах территории садоводства заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию некоммерческим товариществом, договор в таком случае заключается между некоммерческим товариществом и сетевой организацией.

абзац исключен. - Письмо ФАС России от 17.11.2021 N МШ/97528/21.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Письмо ФАС России от 17.11.2021 N МШ/97528/21.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае заключения договора с указанными лицами, (в случае соответствия пунктам 12(1) и 14 Правил), стороны выполняют мероприятия по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 25(1) Правил точки присоединения не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае ведения садоводства или огородничества без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств принадлежащих гражданам или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию гражданами или иными правообладателями объектов недвижимости, т.е. собственником энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить. Договор о технологическом присоединении заключается с обратившимся лицом в общем порядке технологического присоединения, установленном в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

Также обращаем внимание на то, что садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

В противном случае, гражданам или иным правообладателям энергопринимающих устройств необходимо обращаться в суд с требованиями о понуждении к подаче заявки.

Обращаем внимание, что указанные положения относятся только к случаю технологического присоединения заявителей, указанных в пункте 8(5) Правил.

В отношении технологического присоединения потребительских кооперативов (гаражно-строительных, гаражных кооперативов) Правилами установлены только следующие особенности:

- в соответствии с подпунктом "з(1)" пункта 10 Правил, к заявке на осуществление технологического присоединения прилагаются, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих потребительскому кооперативу (гаражно-строительному, гаражному кооперативу) (далее - кооператив) либо его членам, - справка о количестве гаражей либо иных объектов, расположенных в границах территории кооператива, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве собственников или иных законных владельцев гаражей либо иных объектов, сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае наличия такой информации - кадастровые номера земельных участков, расположенных в границах территории кооператива, и данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной на каждый гараж либо иной объект, расположенный в границах территории кооператива, в соответствии с решением общего собрания членов кооператива;

- в соответствии с абзацем 11 пункта 17 Правил в отношении кооперативов размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество членов кооперативов, при условии присоединения каждым членом кооператива не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств кооперативов на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.

Относительно порядка технологического присоединения объектов капитального строительства, гаража, хозяйственной постройки, отмечаем следующее.

Требования к заявке установлены пунктами 9 и 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил к заявке прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).

В случае, если земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства, гараж (хозяйственная постройка), в отношении которого необходимо совершить мероприятия по технологическому присоединению, принадлежит третьим лицам, то потребитель (заявитель) при подаче заявки на технологическое присоединение вправе приложить только документы, подтверждающие право собственности на данный объект капитального строительства, гараж (хозяйственную постройку). При этом сетевая организации обязана урегулировать отношения с третьими лицами по технологическому присоединению до границ такого объекта, гаража (хозяйственной постройки).

В случае, если земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства, гараж (хозяйственная постройка), в отношении которого необходимо совершить мероприятия по технологическому присоединению, принадлежит одному и тому же лицу (заявителю), то при подаче заявки на технологическое присоединение необходимо приложить документ, подтверждающий право собственности и на земельный участок и на объект капитального строительства, гаража, хозяйственной постройки. При этом, под границей участка заявителя в соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения, будет пониматься граница участка заявителя, указанная в документах, подтверждающих право собственности на земельный участок.

Согласно пункту 11 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.

Дополнительно сообщаем, в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

1.2 Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что:

- плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения;

- изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение;

- реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение мощности энергопринимающего устройства, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Таким образом, действующим законодательством повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - ПНД) документы о технологическом присоединении - документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон".

Таким образом, документами, подтверждающими надлежащее технологическое присоединение, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

ФАС России считает необходимым обратить внимание территориальных органов на то, что Правила технологического присоединения были приняты 27 декабря 2004 года, а пункт 8(5) в части технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, введен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 915 "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".

При этом, как показывает практика, на территории Российской Федерации имеется немалое количество энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам и расположенных на территориях, отнесенных в настоящее время к территориям различных некоммерческих объединений (СНТ, кооперативы и пр.), технологическое присоединение которых было осуществлено до момента вступления в силу Федерального закона об электроэнергетике и Правил технологического присоединения. Однако, акта об осуществлении технологического присоединения, оформленного в соответствии с Правилами технологического присоединения, у таких граждан не имеется.

В такой ситуации, граждане, руководствуясь действующими нормами Правил технологического присоединения, обращаются в адрес сетевых организаций за осуществлением технологического присоединения и, как показывает практика, получают отказ от заключения договора ТП со ссылкой на положения статьи 26 Федерального закона об электроэнергетике, в части однократности технологического присоединения.

ФАС России сообщает, что при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) сетевой организации в описанной выше ситуации, антимонопольному органу необходимо установить обоснованность такого отказа со стороны сетевой организации. В частности, необходимо удостовериться в наличии/отсутствии у сетевой организации документов, прямо или косвенно свидетельствующих о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя (акт о технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителя, акт о технологическом присоединении, подписанный между сетевой организацией и некоммерческим объединением (например, садовым некоммерческим товариществом) на территории которого расположены энергопринимающие устройств заявителя, составленный между заявителем и некоммерческим объединением акт о разделении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, договор энергоснабжения на объект заявителя либо подтверждение оплаты потребляемой объектом заявителя в предшествующие периоды электроэнергии либо иные документы, упомянутые в пункте 2 ПНД).

В случае наличия таковых, по мнению ФАС России, у сетевой организации отсутствует обязанность по заключению договора об осуществлении технологического присоединения с таким заявителем. В противном случае - такая обязанность есть.

При этом, наличие у сетевой организации документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя (при отсутствии таковых у самого заявителя), по мнению ФАС России, обязывает сетевую организацию уведомить потребителя о возможности восстановления (составления или переоформления) документов о ТП в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил ТП.

Так, в соответствии с пунктом 59 Правил собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:

а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;

б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;

в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным технологическим присоединением энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 72 Правил при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий):

а) в случае если технические условия в соответствии с Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов;

б) в случае если в соответствии с Правилами технические условия подлежат (подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, по его итогам подготавливает и согласовывает технические условия с субъектом оперативно-диспетчерского управления, направляет согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления технические условия лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, а также проводит проверку выполнения технических условий в соответствии с разделом IX Правил. При этом сетевая организация направляет субъекту оперативно-диспетчерского управления технические условия не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов. При проведении проверки выполнения технических условий представление в сетевую организацию документов, предусмотренных пунктом 93 Правил, не требуется. Срок проведения указанных мероприятий, включая выдачу лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, восстановленных технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения, не может превышать 45 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.

Вместе с тем, в случае отсутствия у сетевой организации каких-либо документов, свидетельствующих о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, и направлении в адрес заявителя отказа в заключении договора ТП - такие действия должны быть рассмотрены антимонопольным органом в соответствии со статьей 9.21 КоАП.

Кроме того, отказ сетевой организации в восстановлении документов о технологическом присоединении, в случае наличия таковых у самой сетевой организации, в том числе косвенно указывающих на наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, является случаем, подпадающим под диспозицию статьи 9.21 КоАП.

Отказ сетевой организации в восстановлении документов о технологическом присоединении, в случае наличия документов, обосновывающих, что ранее в отношении энергопринимающих устройств таких заявителей осуществлялось технологическое присоединение, являются случаями, подпадающими под диспозицию статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.