<Письмо> Минстроя России от 02.09.2021 N 37442-ТБ/02 <О страховых возмещениях>

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 сентября 2021 г. N 37442-ТБ/02

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу о возможности перечисления страховой организацией страхового возмещения на специальный банковский счет, на котором размещены средства компенсационного фонда возмещения вреда, в случае осуществления выплат с такого фонда в связи с наступлением ответственности члена саморегулируемой организации в соответствии со статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В этой связи на саморегулируемые организации в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда возложена солидарная ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда в случаях, предусмотренных статьей 60 Кодекса (часть 1 статьи 55.16 Кодекса).

Частью 2 статьи 55.5 Кодекса установлено право саморегулируемой организацией принять решение о страховании членами саморегулируемой организации риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - страхование ответственности).

В таком случае, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования ответственности, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность, осуществляется только при недостаточности страхового возмещения для полного возмещения причиненного вреда (статьи 1072 ГК РФ).

При этом по общему правилу, установленному статьей 929 ГК РФ, при наступлении страхового случая страховщик возмещает страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки именно в застрахованном имуществе.

Лицо, риск ответственности которого за причинение вреда застрахован, должно быть названо в договоре страхования (статья 931 ГК РФ).

В связи с тем, что лица, указанные в части 5 статьи 60 Кодекса, вправе обратиться с регрессным требованием как к члену саморегулируемой организации, так и к самой саморегулируемой организации, выгодоприобретателями по договору страхования ответственности указываются член саморегулируемой организации и его саморегулируемая организация.

С учетом изложенного страховое возмещение по такому договору страхования ответственности члена саморегулируемой организации является компенсацией убытков, связанных с выплатой из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в соответствии со статьей 60 Кодекса, и его следует зачислять в этот же компенсационный фонд.

Необходимо учитывать, что в случае невозмещения страховщиком саморегулируемой организации выплаты из компенсационного фонда возмещения вреда, предусмотренной статьей 60 Кодекса, член такой саморегулируемой организации несет риск солидарной финансовой ответственности пропорционально доли своей вины в причинении вреда (статья 1080 ГК РФ).

Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора

Правового департамента

Т.Н.БАРМИНА