1. Реализация Транспортной стратегии

В Российской Федерации транспорт является одной из основополагающих отраслей экономики и неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры. При реализации Транспортной стратегии была сформулирована стратегическая цель развития транспортной системы - удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных по сравнению с лучшими мировыми аналогами.

Для достижения этой цели были инициированы и реализованы ключевые проекты по развитию транспортного комплекса:

в отношении дорожного хозяйства и автомобильного транспорта - строительство и реконструкция дорог федерального значения, включая автомобильные дороги М-4 "Дон", М-11 "Нева", участки Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, автомобильную дорогу Надым - Салехард, федеральную трассу "Таврида", строительство автомобильных дорог регионального и местного значения с софинансированием из федерального бюджета, строительство обходов городов (Торжок, Подольск, Муром, Вышний Волочек, Одинцово и др.), запуск системы "Платон" для контроля большегрузного транспорта, обновление подвижного состава в городах, в том числе в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги";

в отношении водного транспорта - строительство новых портовых мощностей и расширение имеющихся в рамках проектов в портах Сабетта, Бронка, Усть-Луга, Высоцк, Новороссийск, Мурманск, Калининград, Тамань и Темрюк, строительство уникальных новых атомных ледоколов для развития Северного морского пути, реконструкция со строительством новых судоходных гидроузлов Кузьминск и Белоомут на р. Оке, строительство речных вокзалов в гг. Ханты-Мансийске, Архангельске и Салехарде, пассажирских причалов в Ленинградской области и Республике Татарстан;

в отношении воздушного транспорта - появление первой в Российской Федерации низкобюджетной авиакомпании, строительство новых аэропортов Гагарин в Саратове, Жуковский в Москве и новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) в аэропорту Шереметьево, ввод в эксплуатацию объектов аэродромной инфраструктуры в аэропортах Новый (Хабаровск), Баландино (Челябинск), Алыкель (Норильск), Минеральные Воды, Соловки (аэродромный комплекс), Верхневилюйск (Республика Саха (Якутия), Оссора (Камчатский край), возобновление работы ряда региональных аэропортов (Грабцево в Калуге и др.), обновление парка воздушных судов в рамках государственной поддержки, развитие системы субсидирования региональных перевозок;

в отношении железнодорожного транспорта - модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей, перевод железнодорожной инфраструктуры на острове Сахалин на общероссийскую колею, начало работ по строительству северного широтного хода, запуск скоростных пригородных поездов ("Ласточка" и "Иволга") на ряде направлений, запуск пассажирского движения на Московском центральном кольце, создание с запуском Московских центральных диаметров единой системы пригородно-городского рельсового транспорта в Москве, начало строительства Большой кольцевой линии Московского метрополитена, переход к использованию технологии интервального регулирования движения поездов с подвижными блок-участками на Московском центральном кольце, Журавке - Миллерово, перевальных участках Восточного полигона, внедрение технологий обработки больших данных, использование машинного зрения в вагонном хозяйстве, в области диагностики и мониторинга, обновление подвижного состава грузового и пассажирского железнодорожного транспорта;

в отношении пунктов пропуска - обустройство пунктов пропуска и оснащение объектов транспортной инфраструктуры вне пунктов пропуска;

в отношении мостов - возведение таких крупнейших уникальных мостов, как мост на остров Русский в г. Владивостоке и мост через Керченский пролив, а также крупные новые мосты в гг. Иркутске, Новосибирске, Самаре, Красноярске, Благовещенске и Волгограде;

в отношении цифровизации - создание электронных навигационных карт внутренних водных путей, внедрение электронных товарных накладных и электронных пломб, ввод в промышленную эксплуатацию Государственной автоматизированной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС, развитие цифровых систем оплаты проезда на городском транспорте.

Реализация инфраструктурных проектов позволила обеспечить растущий спрос на грузовые и пассажирские перевозки, в том числе в рамках проведения таких международных спортивных мероприятий, как Олимпиада в г. Сочи 2014 года, Универсиада в г. Красноярске 2019 года и чемпионат мира по футболу 2018 года. В 2014 - 2019 годах (показатели по грузообороту приведены в расчетах без учета трубопроводного транспорта):

рост грузооборота в грузовых перевозках составил 12 процентов, в том числе на железнодорожном транспорте - 13 процентов (показатель был достигнут в условиях одного из самых высоких в мире показателей грузонапряженности), на автомобильном - 11 процентов, на воздушном - 42 процента и рост объема перевалки в морских портах - 16 процентов;

рост пассажирских перевозок в дальнем следовании составил 12 процентов на железнодорожном транспорте и 38 процентов на воздушном транспорте.

В 2014 - 2020 годах реализовался ряд рисков в российской и мировой экономике, среди которых общее замедление роста мировой экономики, ставшее результатом глобальных торговых конфликтов, колебания спроса на энергоресурсы, и волатильность на мировых сырьевых рынках. Среди возможностей, открывшихся за данный период, особо выделяется рост рыночных моделей перевозок, основанных на современных цифровых платформенных решениях.

Важнейшим фактором влияния на транспортную отрасль стала пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), приведшая к шоковому сжатию спроса в одних сегментах рынка (пассажирские перевозки) и способствовавшая развитию других (транзитные контейнерные перевозки, грузовые воздушные перевозки, онлайн-торговля).

Ввиду существенных искажений, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), успешность реализации Транспортной стратегии целесообразно рассматривать по результатам 2019 года (взят за базовый год), предшествующего пандемии. Для анализа достижения Транспортной стратегии в меняющихся условиях в предыдущей редакции Транспортной стратегии выделено 6 целей развития транспортной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Степень достижения целей определяется значениями 81 отслеживаемого индикатора. Анализ достижения целей Транспортной стратегии приведен в приложении N 1.

Анализ достижения индикаторов показывает, что лучше всего выполнялись и перевыполнялись задачи по ремонту и реконструкции автомобильных дорог, строительству региональных автомобильных дорог, обновлению железнодорожного подвижного состава, повышению качества и экологичности работы железнодорожного транспорта, повышению авиационной мобильности населения, перевалке грузов в морских портах Российской Федерации, снижению количества транспортных происшествий и соблюдению мер безопасности. Отставали от плана работы по строительству новых федеральных автомобильных дорог, поддержанию в нормативном состоянии внутренних водных путей, реконструкции взлетно-посадочных полос, обновлению подвижного состава всех видов транспорта, кроме железнодорожного. Не достигали плановых объемы пассажирских перевозок на всех видах транспорта, кроме воздушного и пригородного железнодорожного, объемы экспорта и транзита, объемы контейнерных перевозок. Показатели достижения целей Транспортной стратегии приведены в приложении N 2.

Важными факторами, повлиявшими на ход реализации Транспортной стратегии в отчетном периоде, стали произошедшие макроэкономические сдвиги, изменения во внешнеэкономической конъюнктуре и геополитике, которые потребовали адаптации экономики Российской Федерации к новым условиям.

В отдельных случаях причиной недостижения показателей стало недофинансирование мероприятий. Свою эффективность продемонстрировали механизмы привлечения внебюджетных средств, включая льготный лизинг, а также средств из государственных и внебюджетных фондов.

При этом 4 индикатора в 2019 году уже достигли планового уровня 2030 года, то есть при общем недовыполнении Транспортной стратегии требуемый результат был получен быстрее ожидаемого срока по следующим направлениям:

доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям (85 процентов в 2019 году при целевом значении на 2030 год 80 процентов);

доля отправок, доставленных в нормативный (договорный) срок железнодорожным транспортом (99,2 процента в 2019 году при целевом значении на 2030 год 97 процентов);

скорость доставки грузовых отправок железнодорожным транспортом (372,4 километра в сутки в 2019 году при целевом значении на 2030 год 350 километров в сутки);

скорость доставки маршрутных отправок железнодорожным транспортом (567,5 километра в сутки в 2019 году при целевом значении на 2030 год 420 километров в сутки).

Опыт выполнения Транспортной стратегии позволяет определить следующие эффективные механизмы реализации Стратегии:

целевые дорожные фонды, а также механизмы межбюджетных трансферов, используемые в национальном проекте "Безопасные качественные дороги";

нормативное регулирование, в частности стимулирующее обновление подвижного состава грузовых вагонов;

развитие маршрутных, групповых и контейнерных отправок;

государственно-частное партнерство в развитии аэропортов, в том числе федеральные инвестиции в реконструкцию аэродромов и частные инвестиции в модернизацию и строительство пассажирских и грузовых терминалов, а также в другие объекты аэропортовых комплексов;

субсидирование пассажирских авиаперевозок;

применение новых технологий обслуживания в рамках эффективного межстранового и межведомственного взаимодействия.

В Российской Федерации, как и в других странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики. Транспортный комплекс обеспечивает географическую связанность между территориями страны и экономическую связанность всех отраслей экономики.

В среднем в 2014 - 2019 годах доля транспорта в валовом внутреннем продукте Российской Федерации (далее - валовый внутренний продукт) составляла 6,2 процента, что соответствует высокому уровню вклада в валовый внутренний продукт в общемировой практике.

Прямой экономический эффект транспортной отрасли в 2019 году оценивается следующим образом (по видам экономической деятельности, относящимся к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта):

экспорт услуг транспортным комплексом - 1,2 трлн. рублей;

вклад в валовый внутренний продукт - 6,7 трлн. рублей;

обеспечение занятости в транспортном секторе - 4,5 млн. рабочих мест.

Косвенный и индуцированный экономический эффект для российской экономики оценивается более чем в 18 трлн. рублей в виде увеличения объема валового внутреннего продукта и более 14 млн. рабочих мест. Размер основных фондов транспортного комплекса в 2019 году составлял 22118 млрд. рублей, или 16,8 процента совокупных основных фондов Российской Федерации.

По итогам 2019 года объем инвестиций в транспортный комплекс составил 2,1 трлн. рублей, или 1,9 процента общего объема внутреннего валового продукта страны. В структуре инвестиций в транспортный комплекс инвестиции в транспортную инфраструктуру составляют 65,8 процента, в транспортные средства, машины и оборудование - 34,2 процента.

Значения по уровню развития инфраструктуры и парка транспортных средств приведены по состоянию на 2020 год. Для данных по объемам перевозок пассажиров и грузов в качестве базового взят 2019 год, так как он отражает состояние транспортного комплекса без учета пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19).