Компания заключила договор поставки. Инспекция при проверке установила: партнер по сделке платит налоги формально, при встречной проверке документы не представил, директор сообщил, что ничего не подписывал.
Контрагент 2-го звена не отразил выручку по товару, расчетов по нему нет. Налоговый орган сделал вывод о фиктивной сделке, проявление должной осмотрительности не увидел.
9-й ААС не поддержал инспекцию. Он установил, что организация:
- запросила учредительные документы и выписку из ЕГРЮЛ;
- проверила деловую репутацию;
- с помощью сервиса ФНС проанализировала сведения, внесенные в ЕГРЮЛ. Она не нашла информацию, которая порочила бы партнера.
Суд указал: возможности компании оценить контрагента ограничены. Не все сведения она может получить от партнера. Если организация использовала официальные источники информации, чтобы подтвердить его добросовестность, это говорит о ее осмотрительности.
Компания не обязана проверять расчеты контрагента с бюджетом. Кроме того, у нее нет ресурсов налогового органа - вызвать и допросить свидетеля, провести экспертизу подписи и пр. Она не может выявить те обстоятельства, которые устанавливает инспекция, значит, нельзя этого требовать. АС Московского округа поддержал данные выводы.
В другом деле инспекция настаивала на том, что организация использовала схему с фирмами-однодневками, не проявила должную осмотрительность.
Все тот же 9-й ААС отклонил вывод инспекции. Компания проверила поставщиков по спецпрограмме, а также запросила:
- учредительные документы поставщиков;
Суд также отметил, что организация не должна отслеживать нахождение партнеров по месту регистрации. Использовать меры налогового контроля она не вправе.
В аналогичном деле АС г. Москвы пришел к выводу о том, что для проверки контрагента организация использовала все доступные ресурсы. Помимо выписки из ЕГРЮЛ, устава, свидетельства о регистрации, решения о назначении генерального директора, паспорта и доверенности компания запрашивала:
- штатное расписание и копии трудовых договоров;
- договоры аренды, свидетельства о праве собственности;
- приказы о назначении директора и главбуха.
Кроме того, организация проверяла, нет ли у поставщиков судебных дел или задолженности по исполнительному производству, применяла специальные сервисы (например, сервис ФНС), искала сведения в реестре недобросовестных поставщиков.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей