Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 17.11.2021 N 8-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке, исполнять полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, в том числе - полномочия председателя избирательной комиссии"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 17 ноября 2021 г. N 8-КЭ

О ПРАВЕ

СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ИСПОЛНЯТЬ ПОЛНОМОЧИЯ ЧЛЕНА

ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ С ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА,

В ТОМ ЧИСЛЕ - ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия по этике, комиссия) в порядке заочного голосования рассмотрела вопрос о праве судьи, пребывающего в отставке, исполнять полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, в том числе - председателя комиссии.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает занятие судьей различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14).

Пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 (ред. от 05.04.2021) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) установлен общий запрет судье замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы (подпункт 1); заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности (подпункт 5).

Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

В силу абзаца второго того же пункта 4 на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей. Из этого следует, что судья в отставке независимо от стажа работы в должности судьи и возраста может замещать иные (кроме должности судьи) государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности и должности муниципальной службы.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) относит Центральную избирательную комиссию Российской Федерации к федеральным государственным органам (пункт 1 статьи 21), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и территориальные комиссии - к государственным органам субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 23, пункт 1 статьи 26); избирательную комиссию муниципального образования признает муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 24).

Поскольку избирательные комиссии законом отнесены к числу государственных или муниципальных органов, которые формируются в особом порядке и имеют специальную компетенцию в сфере публично-правовых отношений, постольку работа судьи в отставке на постоянной основе в избирательных комиссиях не противоречит требованиям пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей.

Согласно пункту 15 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственную должность Российской Федерации. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, замещают в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответственно государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность.

В силу подпункта 1 пункта 3, абзаца второго пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей судья в отставке может замещать такие должности независимо от возраста и стажа работы в должности судьи.

Замещение этих должностей соответствует также требованиям Федерального закона N 67-ФЗ, в подпункте "е" пункта 1 статьи 29 которого закреплено, что членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть судьи, за исключением судей, находящихся в отставке.

По изложенным основаниям комиссия по этике пришла к выводу о том, что пункт 1 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ и пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей в их действующей редакции принципиально допускают возможность работы судьи, пребывающего в отставке, на постоянной (штатной) основе в качестве названных в пункте 15 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, в том числе в качестве председателя комиссии.

Комиссия обращает внимание на то, что ее заключения имеют рекомендательный характер и не обладают свойством общеобязательности.

С пребывающего в отставке судьи в любом случае не снимается личная ответственность за выбор той или иной модели поведения; замещая ту или иную государственную или муниципальную должность, судья в отставке обязан всегда самостоятельно оценивать все свои конкретные действия с точки зрения соответствия их законодательству о статусе судей и Кодексу судейской этики.