Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Введение цифрового рубля и балансы финансовых институтов, денежные агрегаты

Введение цифрового рубля и балансы финансовых институтов, денежные агрегаты <1>

--------------------------------

<1> Схемы влияния выпуска цифрового рубля на балансы Банка России и кредитных организаций представлены в докладе для общественных консультаций "Цифровой рубль" (http://www.cbr.ru/s/255e).

Замещение цифровым рублем наличных денег в обращении означает, что в пассивах Банка России уменьшится доля выпущенных наличных денег и вырастет доля выпущенных цифровых рублей. Балансы кредитных организаций при этом не изменятся.

Замещение цифровым рублем безналичных денег при прочих равных может привести к снижению объема остатков средств на счетах клиентов банков. Банки смогут заместить эти средства другими источниками фондирования - заимствованиями на денежном рынке и у Банка России, собственными облигациями и срочными депозитами. По сравнению с цифровыми рублями привлекательность последних будут формировать начисляемые на них проценты. Также росту срочных депозитов будет способствовать долгосрочное повышение склонности населения к сбережению, условия для которого формирует стабильно низкая инфляция. Помимо этого, банки могут скорректировать размер своих активов, например сократив вложения в депозиты и облигации Банка России. В балансе Банка России росту выпущенных цифровых рублей будет соответствовать снижение обязательств перед банками по депозитам и облигациям или рост требований к кредитным организациям по операциям по предоставлению ликвидности.

Цифровые рубли, как и наличные деньги в обращении, войдут в состав денежной базы и денежной массы. Поскольку все три формы денег - наличные рубли, безналичные и цифровые рубли - входят в состав денежной массы, появление в обращении новой формы денег лишь изменит соотношение между ее различными компонентами. В то же время поскольку ожидаемо скорость обращения цифрового рубля будет выше, чем наличных рублей, для обслуживания такого же объема операций цифровых рублей может понадобиться меньше. Так, поскольку создание и выпуск в обращение цифровых рублей будет происходить гораздо быстрее, чем эмиссия наличных денег, потребность Банка России и финансовых посредников в хранении цифровых рублей в кошельках может существенно снизиться. Также может уменьшиться объем средств в кассах фирм, которые смогут "инкассировать" цифровые рубли (то есть конвертировать в безналичные средства) гораздо быстрее, чем наличные деньги. В результате возможно некоторое замедление темпов роста денежной массы. Однако для реализации такого эффекта необходимо достаточно высокое проникновение цифрового рубля в расчеты.

А вот размер денежной базы может измениться под влиянием разнонаправленных факторов. Замещение обязательств банков обязательствами Банка России в форме цифровых рублей должно способствовать увеличению денежной базы, которое будет сдерживаться снижением объема обязательных резервов по рублевым обязательствам кредитных организаций. В то же время снижению денежной базы в широком определении будет способствовать уменьшение вложений банков в депозиты и облигации Банка России, но только в том случае, если в банковском секторе в целом будет сохраняться структурный профицит ликвидности.

Вместе с тем само по себе изменение объема наличных денег в обращении и иных денежных агрегатов не влияет на макроэкономические переменные, эффективность денежно-кредитной политики и финансовую стабильность. Объем денег в экономике, под которым часто понимается денежная масса в национальном определении, определяется действием источников денежного предложения, основными из которых в настоящее время являются кредитование банками населения и предприятий, а также операции органов государственного управления. Объем банковского кредита зависит в свою очередь от спроса на заемные средства со стороны субъектов экономики при заданном уровне процентных ставок, который зависит от денежно-кредитной политики Банка России, в то время как предложение средств со стороны органов государственного управления определяется бюджетно-налоговой политикой государства. Таким образом, Банк России и Минфин России, проводя скоординированную макроэкономическую политику, обеспечивают соответствие предложения денег в экономике спросу на них при такой траектории процентных ставок, которая способствует поддержанию инфляции вблизи целевого уровня. Поэтому любые изменения в характере денежного обращения, спросе населения и предприятий на различные платежные инструменты будут автоматически учитываться Банком России при проведении денежно-кредитной политики и, следовательно, не окажут влияния на экономику и инфляцию.

При этом соотношение между различными формами денег - наличными деньгами, цифровыми и безналичными рублями - будет зависеть в основном от удобства их использования, транзакционных издержек и ограничений при конвертации средств из одной формы денег в другую, а также от уровня процентных ставок по банковским депозитам - единственной формы денег, которая будет приносить доход их владельцу. Если в целом объем денег в экономике будет соответствовать ее потребностям в средствах для расчетов и сбережений, соотношение между разными формами денег не окажет влияния на макроэкономические переменные.