Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Потребительское поведение

Перевод многих офисных сотрудников на удаленную работу привел к сокращению весной - летом 2020 года спроса на аренду жилья в городах. В результате произошло снижение арендных ставок на рынке жилой недвижимости. За март - июнь 2020 года стоимость аренды однокомнатной квартиры по России в целом снизилась на 0,6%. В дальнейшем смягчение ограничительных мер способствовало восстановлению спроса.

С весны 2020 года наблюдается значительный рост спроса на аренду и покупку загородной недвижимости вблизи больших городов. Так, по данным ЦИАН, в августе 2021 года спрос <3> на покупку загородных домов в Московской области был на 70 - 80% выше уровня до пандемии, в Ленинградской области - на 130 - 140%.

--------------------------------

<3> Количество запросов на поиск загородной недвижимости. Источник: www.cian.ru/analitika-nedvizhimosti-online, представлены данные с января 2020 года.

Рост спроса происходил и на рынке жилой недвижимости в целом. Этому способствовали запуск весной 2020 года программы льготной ипотеки на покупку строящегося жилья и снижение рыночных ипотечных ставок весной - летом 2020 года. Из-за роста спроса при ограниченном предложении сильно возросли цены на жилую недвижимость <4>. Кроме того, произошло повышение спроса на товары для дома - мебель и строительные материалы, что вместе с ростом мировых цен на металлы и древесину привело к ускоренному удорожанию потребительских цен этих товаров. Рост спроса опережает рост предложения на рынке жилой недвижимости, что стимулирует застройщиков увеличивать объемы строительства. С февраля по октябрь 2021 года площадь строящегося многоквартирного жилья, по данным наш.дом.рф, увеличилась с 91,7 до 98,9 млн кв. метров. Рост объемов строительства приведет к увеличению ввода жилья и стабилизации цен на него в ближайшие несколько лет.

--------------------------------

<4> На первичном рынке рост цен за два года (III квартал 2019 года - II квартал 2021 года) составил 32%, на вторичном - 21%.

Результатом перехода в 2020 году значительного числа офисных работников на удаленную работу стал также рост спроса на компьютеры и ноутбуки, необходимые для работы из дома. В 2020 году объем продаж компьютеров увеличился на 34% по сравнению с уровнем 2019 года, тогда как общая величина оборота розничной торговли снизилась на 3,2%. Повышение спроса и трудности с поставками отдельных электронных компонентов из-за нарушения международных логистических цепочек привели к ускорению роста цен на персональные компьютеры во второй половине 2020 - начале 2021 года. Годовой темп прироста цен на них достиг пика в феврале 2021 года и составил 5,5%, притом что до пандемии цены на компьютеры преимущественно снижались (с января 2016 года по январь 2020 года они подешевели на 4,4%). С марта 2021 года рост цен на компьютеры стал замедляться, что отражало в том числе снижение спроса по мере возвращения в офисы работавших удаленно сотрудников.

ПРИРОСТ ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ ТОВАРОВ И УСЛУГ В СЕНТЯБРЕ 2021 ГОДА К СЕНТЯБРЮ 2019 ГОДА

(%)

Табл. В-7-2

Группа товаров или услуг

Прирост цен

Строительные материалы

31,5

В том числе

- металлочерепица

66,9

- пиломатериалы

84,0

Услуги гостиниц и прочих мест проживания

18,5

Мебель

15,3

Инфляция в целом

11,3

Санаторно-оздоровительные услуги

9,1

Услуги организаций культуры

8,6

Общественное питание

7,9

Одежда и белье

4,5

Обувь кожаная, текстильная и комбинированная

3,3

Авиабилеты

-6,1

Источники: Росстат, расчеты Банка России.

В 2020 году сократилось потребление платных услуг, в 2021 году их потребление восстанавливалось медленнее потребления товаров. По итогам января - августа 2021 года уровень потребления услуг остается ниже допандемического уровня. В структуре потребительских расходов населения, по данным обследования домохозяйств, проводимого Росстатом, наиболее сильно сократилась доля трат на услуги учреждений культуры (с 5,5% в 2019 году до 2,3% в 2020 году), что отразилось и на динамике их цен, которые в период пандемии выросли меньше общей инфляции. При этом россияне стали чаще пользоваться услугами онлайн-кинотеатров. По оценкам "ТМТ-консалтинг", основанным на данных самих сервисов, предоставляющих доступ к видеоконтенту, их совокупная выручка в России за 2020 год выросла на 66%, общая аудитория увеличилась на 17%, до 63 млн человек. Популярность онлайн-кинотеатров, вероятно, останется высокой и после пандемии. На это может указывать увеличение числа пользователей, имеющих постоянную подписку: в 2020 году доля российских домохозяйств, имеющих такую подписку, достигла 15%, в 2019 году она составляла 10%.

За 2020 год в структуре потребительских расходов домохозяйств также значительно сократились доли трат на питание вне дома и на покупку одежды и обуви. В 2021 году отмечалось некоторое восстановление спроса на эти категории товаров. В торговле одеждой уже в I квартале 2021 года был достигнут допандемический уровень I квартала 2019 года. При этом за период пандемии заметно возросла доля онлайн-продаж в торговле одеждой и в розничной торговле в целом. По данным Росстата, в августе 2021 года доля онлайн-продаж в общем объеме оборота розничной торговли крупных и средних организаций составила 6,9% (3,9% в январе 2020 года). В сфере общественного питания восстановления до уровня до пандемии в январе - августе 2021 года не произошло. Слабый спрос на данные категории товаров повлиял на динамику цен: темпы их удорожания в 2020 - 2021 годах были заметно ниже общей инфляции.

ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛЕЙ ГРУПП ТОВАРОВ И УСЛУГ В СТРУКТУРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ В 2020 ГОДУ

(п.п.)

Рис. В-7-1

00000012.png

Источник: Росстат.

По мере снятия ограничений на перемещения внутри страны при сохранявшихся ограничениях на зарубежные поездки во второй половине 2020 - 2021 году наблюдался рост спроса на услуги внутреннего туризма и туры по открытым зарубежным направлениям, а также возрос интерес к покупке недвижимости в курортных и приморских регионах. Это привело к повышению ценовой волатильности на рынках туристических услуг и авиаперевозок, росту цен на рынках недвижимости курортных городов. В Краснодарском крае - главном курортном регионе России - стоимость жилья на первичном рынке за два года (с III квартала 2019 года по II квартал 2021 года) увеличилась на 64%. Сохранение высокого спроса на отдых внутри России может способствовать увеличению инвестиций в создание туристической инфраструктуры в регионах. Это повысит привлекательность внутреннего и въездного туризма в России после снятия ограничений на международные поездки и будет способствовать развитию смежных отраслей (услуг транспорта, общественного питания, учреждений культуры).

Пандемия COVID-19 вызвала значительные изменения в структуре спроса и предложения товаров и услуг, привела к росту издержек производителей. Результатом стало сильное ускорение роста цен. По мере подстройки структуры предложения под изменившийся спрос, дальнейшего смягчения противоэпидемических ограничений, реализации принятых Правительством мер и с учетом проводимой Банком России денежно-кредитной политики будет происходить замедление инфляции и ее стабилизация вблизи 4%.