Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Приложение 5

ВОСПРИЯТИЕ

ИНФЛЯЦИИ НАСЕЛЕНИЕМ И БИЗНЕСОМ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ

Восприятие инфляции населением и бизнесом, а также их инфляционные ожидания играют существенную роль в проведении эффективной денежно-кредитной политики. В ситуации, когда инфляционные ожидания экономических агентов заякорены у цели по инфляции, они не реагируют на реализацию разовых проинфляционных или дезинфляционных факторов. В этом случае не требуется и реакции со стороны денежно-кредитной политики. И, наоборот, если инфляционные ожидания не заякорены и чувствительны к действию разовых факторов, их рост может приводить к возникновению вторичных эффектов и создавать угрозу отклонения инфляции от цели в среднесрочной перспективе, что в свою очередь делает неизбежной реакцию со стороны денежно-кредитной политики. Поэтому Банк России придает большое значение анализу инфляционных ожиданий экономических агентов и их восприятия текущей инфляции.

Для анализа инфляционных ожиданий населения и бизнеса Банк России в первую очередь использует данные опросов населения, проводимых ООО "инФОМ" по заказу Банка России, а также мониторинга предприятий, проводимого Банком России. Дополнительными источниками данных об инфляционных ожиданиях экономических агентов являются прогнозы инфляции профессиональных аналитиков и оценки вмененной инфляции, заложенной в цены ОФЗ-ИН <1>.

--------------------------------

<1> Анализ текущих изменений инфляционных ожиданий экономических агентов представлен в информационно-аналитическом комментарии Банка России "Инфляционные ожидания и потребительские настроения" (https://www.cbr.ru/analytics/dkp/inflationary_expectations/).

ИНФЛЯЦИЯ, НАБЛЮДАЕМАЯ И ОЖИДАЕМАЯ НАСЕЛЕНИЕМ

(МЕДИАННАЯ ОЦЕНКА)

(%)

Рис. П-5-1

00000076.png

Источники: ООО "инФОМ", Росстат.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ РЕСПОНДЕНТОВ НА ВОПРОС "НА КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ПРОДУКТЫ, ТОВАРЫ И УСЛУГИ ЦЕНЫ ЗА ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ВЫРОСЛИ ОЧЕНЬ СИЛЬНО?"

(% от всех опрошенных)

Рис. П-5-2

00000077.png

Источник: ООО "инФОМ".

Во второй половине 2020 - 2021 году инфляционные ожидания населения преимущественно увеличивались в ответ на разовые всплески цен на отдельные товары и на фоне общего ускорения инфляции. Наиболее часто за период с января 2020 года по октябрь 2021 года респонденты отмечали рост цен на фрукты и овощи, мясо и птицу, яйца, реагируя на происходившие эпизоды ускорения роста цен на эти товары. К октябрю 2021 года инфляционные ожидания достигли максимального значения с ноября 2016 года, медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции составила 13,6%. Вместе с ростом инфляционных ожиданий увеличивались и оценки наблюдаемой населением инфляции, которые в октябре достигли 16,3%.

Настолько значительный рост инфляционных ожиданий населения в ответ на ускорение текущего роста цен указывает на низкую степень их заякоренности. В качестве основного критерия заякоренности инфляционных ожиданий Банк России рассматривает снижение их волатильности и чувствительности к разовым и кратковременным колебаниям цен на отдельные товары или услуги. Из-за того, что сейчас инфляционные ожидания остаются чувствительными к таким колебаниям, изменения в текущей ценовой динамике оказывают значимое влияние на потребительское поведение людей. Так, на фоне высоких инфляционных ожиданий в конце 2020 - 2021 году происходило уменьшение склонности россиян к сберегательному поведению. По данным опросов ООО "инФОМ", к маю 2021 года доля респондентов, считающих, что имеющиеся свободные деньги лучше откладывать, а не тратить на дорогостоящие покупки, достигла 50% - это минимальное значение с июля 2015 года <2>. Уменьшение по сравнению с уровнем до пандемии (февраль 2020 года) составило 6 процентных пунктов. В октябре 2021 года эта доля составляла 51%, оставаясь вблизи многолетних минимумов. Такие изменения в потребительском поведении, произошедшие даже под влиянием разовых проинфляционных факторов, приводят к ускорению роста цен, могут спровоцировать появление инфляционной спирали и продолжительное отклонение инфляции от цели.

--------------------------------

<2> См. Краткий аналитический отчет ООО "инФОМ" (http://www.cbr.ru/s/2529).

ЦЕНОВЫЕ ОЖИДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ (БАНК РОССИИ).

БАЛАНС ОТВЕТОВ

(%)

Рис. П-5-3

00000078.png

Источники: Росстат, Банк России.

Ценовые ожидания предприятий на три месяца вперед во второй половине 2020 - 2021 году также увеличивались. Основной причиной роста ценовых ожиданий предприятий был происходивший рост издержек. В мае - июне 2021 года доля предприятий, отметивших этот фактор, достигла максимальных значений за 12 лет. Предприятия отмечали рост цен на сырье, материалы и комплектующие как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Возросшие издержки они переносили в свои отпускные цены, чему также способствовало отмечавшееся расширение спроса на их продукцию. В октябре 2021 года средний ожидаемый предприятиями темп прироста цен в ближайшие три месяца составил 4,0% в годовом выражении, что заметно выше, чем до пандемии - в январе 2020 года значения этого показателя составляли 3,1%. В отраслевом разрезе наиболее высокие ценовые ожидания наблюдались в торговле. В октябре 2021 года средний ожидаемый предприятиями розничной торговли темп прироста цен в ближайшие три месяца составил 7,1% в годовом выражении.

Инфляционные ожидания экономических агентов в 2020 - 2021 годах существенно выросли и достигли многолетних максимумов, реагируя на ускорение текущего роста цен. Повышение ключевой ставки и последующее замедление инфляции к 4% позволят снизить уровень ожидаемой населением и бизнесом инфляции. Дальнейшее нахождение инфляции вблизи целевого уровня будет способствовать заякориванию инфляционных ожиданий.