Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

III. Порядок включения сведений о документах иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния

III. Порядок включения сведений о документах

иностранного государства в Единый государственный реестр

записей актов гражданского состояния

14. Органы приема документов в течение 2 рабочих дней со дня получения уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации), направленного посредством почтового отправления, и в течение одного рабочего дня со дня получения уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации), направленного с использованием единого портала или представленного при личном обращении, осуществляют его рассмотрение.

По итогам рассмотрения уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации):

органы записи актов гражданского состояния включают сведения о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния или отказывают гражданину Российской Федерации во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния;

консульские учреждения направляют сведения о документе иностранного государства в Министерство иностранных дел Российской Федерации для их включения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния или отказывают гражданину Российской Федерации во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния.

(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Органом приема документов по итогам рассмотрения уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации) может быть отказано гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния по любому из следующих оснований:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

направление гражданином Российской Федерации сведений о факте регистрации акта гражданского состояния, составленных не в отношении указанного гражданина Российской Федерации, его несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, либо не в отношении не достигшего 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого указанный гражданин Российской Федерации является;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

направление гражданином Российской Федерации сведений о документе иностранного государства, являющемся недействительным;

несоблюдение гражданином Российской Федерации (гражданами Российской Федерации) при направлении сведений о факте регистрации акта гражданского состояния настоящих Правил.

16. По итогам включения сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния орган приема документов направляет гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) справку о включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (далее - справка), в которой указывается номер сведений о документе иностранного государства в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В случае отказа во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния орган приема документов направляет гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) уведомление об отказе во включении сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния с указанием причин отказа (далее - уведомление об отказе).

18. По итогам рассмотрения направленного гражданами Российской Федерации совместного уведомления о регистрации органом приема документов формируется справка или уведомление об отказе для каждого гражданина Российской Федерации, указанного в совместном уведомлении о регистрации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Справка и уведомление об отказе направляются органом приема документов гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) одним из следующих способов в зависимости от способа направления гражданином Российской Федерации (гражданами Российской Федерации) уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации):

почтовое отправление на адрес, указанный в направленном уведомлении о регистрации (совместном уведомлении о регистрации);

почтовое отправление на адрес, указанный в направленном уведомлении о регистрации (совместном уведомлении о регистрации) или при личном обращении в орган приема документов;

в личный кабинет гражданина Российской Федерации (личные кабинеты граждан Российской Федерации) с использованием единого портала.

20. Формы справки и уведомления об отказе устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной налоговой службой.

21. Справка и уведомление об отказе, направляемые гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) способом, указанным в абзаце втором пункта 19 настоящих Правил, оформляются на бумажном носителе и подписываются руководителем органа приема документов или уполномоченным им работником.

(п. 21 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Справка и уведомление об отказе, направляемые гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) способом, указанным в абзаце четвертом пункта 19 настоящих Правил, формируются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя органа записи актов гражданского состояния или уполномоченного им работника.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Уведомление о регистрации (совместное уведомление о регистрации) и копии документов, направленные гражданином Российской Федерации (гражданами Российской Федерации) в орган приема документов, гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации) не возвращаются.

24. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 14.02.2024 N 155.

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Сведения, предусмотренные пунктами 31 и 32 настоящих Правил, включаются Министерством иностранных дел Российской Федерации и органами записи актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния в электронной форме.

(п. 25 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. При получении органом приема документов сведений о внесении исправлений или изменений в документ иностранного государства, сведения о котором не включены в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, или признании его восстановленным или аннулированным, в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния подлежат одновременному включению как сведения о документе иностранного государства, выданном компетентным органом иностранного государства в удостоверение первоначальной регистрации акта гражданского состояния, так и сведения о внесении в него исправлений или изменений, признании его восстановленным или аннулированным.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. При получении органом приема документов сведений о внесении исправлений или изменений в документ иностранного государства, сведения о котором включены в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, или признании его восстановленным или аннулированным, указанные сведения о внесении исправлений или изменений в документ иностранного государства или признании его восстановленным или аннулированным включаются в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния путем внесения изменений в ранее включенные в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния сведения о документе иностранного государства, выданном компетентным органом иностранного государства в удостоверение первоначальной регистрации акта гражданского состояния.

28. При внесении исправлений или изменений в ранее включенные в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния сведения о документах иностранного государства, признании их восстановленными или аннулированными ранее включенные в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния сведения о документах иностранного государства сохраняются.

29. Сведения о документах иностранного государства включаются в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния на русском языке. Подписание сведений о документе иностранного государства, включаемых в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" в части подписания записей актов гражданского состояния в форме электронного документа.

30. При включении в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния сведений о документе иностранного государства им присваивается неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер.

31. В Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния включаются (при наличии):

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) сведения об иностранном государстве, в котором составлен документ иностранного государства;

б) сведения о компетентном органе иностранного государства, которым составлен документ иностранного государства;

в) сведения о виде акта гражданского состояния, в удостоверение которого выдан документ иностранного государства;

г) номер документа иностранного государства;

д) дата составления документа иностранного государства;

е) сведения о наличии либо отсутствии оттиска печати, нанесенной на документ иностранного государства;

ж) сведения о лице, подписавшем документ иностранного государства;

ж(1)) наименование документа иностранного государства;

(пп. "ж(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

ж(2)) сведения о нотариальном удостоверении документа иностранного государства и его перевода;

(пп. "ж(2)" введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

з) сведения об акте гражданского состояния:

в части акта о рождении:

фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, мертворожденный, живорожденный;

гражданство ребенка;

национальность ребенка;

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность родителей (родителя);

сведения о документах, удостоверяющих личность родителей (родителя);

сведения о месте жительства родителей (родителя);

количество родившихся детей (один, двойня или более детей);

сведения о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце;

сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка;

дата регистрации акта о рождении;

место регистрации акта о рождении;

в части акта о заключении брака:

фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, семейное положение до вступления в настоящий брак, место жительства каждого из лиц, заключивших брак;

национальность, образование и количество у указанных лиц общих детей, не достигших совершеннолетия;

сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица), заключившее (заключившие) брак, состояло (состояли) в браке ранее;

дата заключения брака;

сведения о документах, удостоверяющих личности заключивших брак;

дата регистрации акта о заключении брака;

место регистрации акта о заключении брака;

в части акта о расторжении брака:

фамилия (до и после расторжения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства каждого из лиц, расторгнувших брак;

национальность, образование, первый или повторный брак и количество у супругов общих детей, не достигших совершеннолетия (вносятся по желанию заявителя);

сведения о документе о заключении брака;

сведения о документе, являющемся основанием для регистрации расторжения брака;

сведения о документах, удостоверяющих личности расторгнувших брак;

дата регистрации акта о расторжении брака;

место регистрации акта о расторжении брака;

дата прекращения брака;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

в части акта об усыновлении:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка (до и после усыновления);

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность родителей (родителя);

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность, место жительства усыновителей (усыновителя);

сведения о заключении брака усыновителей (усыновителя);

сведения о решении суда об усыновлении;

сведения о документах, удостоверяющих личность усыновителей (усыновителя);

дата регистрации усыновления;

место регистрации усыновления;

в части акта об установлении отцовства:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность лица, признанного отцом ребенка;

место жительства лица, признанного отцом ребенка;

фамилия, имя, отчество (до и после усыновления отцовства), пол, дата и место рождения ребенка;

сведения из документа о рождении ребенка;

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность матери ребенка;

сведения о документе, являющемся основанием для установления отцовства;

сведения о документе, удостоверяющем личность матери, и документе, удостоверяющем личность лица, признанного отцом ребенка;

дата регистрации акта об установлении отцовства;

место регистрации акта об установлении отцовства;

в части перемены имени:

фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность, место жительства до перемены имени;

сведения о документе, удостоверяющем личность лица, желающего переменить имя;

фамилия, собственно имя, отчество лица после перемены имени;

дата регистрации перемены имени;

место регистрации перемены имени;

в части акта о смерти:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, последнее место жительства, пол, гражданство, национальность, дата и место смерти умершего;

причина смерти;

сведения о документе, удостоверяющем личность умершего;

сведения о документе, подтверждающем факт смерти;

дата регистрации акта о смерти;

место регистрации акта о смерти;

и) иные сведения, содержащиеся в документе иностранного государства, обусловленные особыми обстоятельствами регистрации конкретного акта гражданского состояния, предусмотренные к указанию в записи акта гражданского состояния в соответствии с законодательством Российской Федерации.

32. В Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния также включаются:

а) сведения о внесении исправлений или изменений в документ иностранного государства, признании его восстановленным или аннулированным;

б) сведения об уведомлении о регистрации (о совместном уведомлении о регистрации):

форма уведомления (уведомление о регистрации или совместное уведомление о регистрации);

дата составления уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации);

способ направления уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации);

наименование органа приема документов, принявшего уведомление о регистрации (совместное уведомление о регистрации);

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) сведения о легализации документа иностранного государства либо о проставлении на нем апостиля;

г) электронные образы копий документов, прилагаемых гражданином Российской Федерации (гражданами Российской Федерации) к уведомлению о регистрации (совместному уведомлению о регистрации);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) сведения о справке (справках) и (или) уведомлении об отказе (отказах), направленных органом приема документов гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации):

дата составления справки или уведомления об отказе;

номер справки или уведомления об отказе;

наименование органа приема документов;

сведения о лице, подписавшем справку (уведомление об отказе) (наименование должности, фамилия, имя, отчество (при наличии);

причина отказа во включении сведений (в части уведомления об отказе);

е) сведения о документе, подтверждающем полномочия гражданина Российской Федерации выступать законным представителем лица, не достигшего 18 лет или признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособным.

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2024 N 155)

33. Консульские учреждения, расположенные на территориях с ограниченными ресурсами сетей связи (далее - отдельные консульские учреждения Российской Федерации), направляют в Министерство иностранных дел Российской Федерации сведения о документе иностранного государства для их включения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния.

34. Отдельное консульское учреждение Российской Федерации после рассмотрения в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации) или в течение 2 рабочих дней со дня получения сведений, указанных в пункте 24 настоящих Правил, осуществляет формирование сведений о документе иностранного государства на бумажном носителе. Сведения о документе иностранного государства подписываются лицом, уполномоченным в установленном порядке действовать от имени отдельного консульского учреждения Российской Федерации.

Форма сведений о документе иностранного государства, составленных отдельным консульским учреждением Российской Федерации на бумажном носителе, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой.

35. Отдельное консульское учреждение Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации) или сведений, указанных в пункте 24 настоящих Правил, обеспечивает направление в Министерство иностранных дел Российской Федерации документов:

а) сведений о документе иностранного государства;

б) копию уведомления о регистрации (совместного уведомления о регистрации) или документов, полученных отдельным консульским учреждением Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящих Правил;

в) копии документов, прилагаемые к уведомлению о регистрации в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

г) копию уведомления об отказе, направленного отдельным консульским учреждением Российской Федерации гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации).

36. При наличии технической возможности отдельное консульское учреждение Российской Федерации направляет в Министерство иностранных дел Российской Федерации копии документов в форме электронных образов указанных документов.

37. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет включение сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния в течение 5 рабочих дней со дня их получения от отдельного консульского учреждения Российской Федерации.

38. При включении Министерством иностранных дел Российской Федерации сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния сведения о документе иностранного государства подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного в установленном порядке действовать от имени Министерства иностранных дел Российской Федерации. Каждый подписанный в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния документ иностранного государства должен содержать достоверную информацию о его подписании (дата, время с точностью до секунды), установленную средствами удостоверяющего центра, аккредитованного в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".

39. Министерство иностранных дел Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня включения сведений о документе иностранного государства в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния направляет в отдельное консульское учреждение Российской Федерации информацию о номере, присвоенном сведениям о документе иностранного государства в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

40. Отдельное консульское учреждение Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня получения информации о номере, присвоенном сведениям о документе иностранного государства в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, обеспечивает направление Министерству иностранных дел Российской Федерации копию справки, направленной отдельным консульским учреждением Российской Федерации гражданину Российской Федерации (гражданам Российской Федерации).

41. Министерство иностранных дел Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня получения справки обеспечивает внесение сведений о справке в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния.

42. Формирование сведений о документе иностранного государства для включения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой.