Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Развитие системы учета, контроля и оценки налоговых расходов

В 2020 - 2021 годах продолжилась комплексная работа по оценке налоговых расходов на всех уровнях бюджетной системы.

Таблица 1.3.1. Объем налоговых расходов Российской Федерации в 2018 - 2024 гг. (по видам налогов и сборов)

млрд рублей

2018

2019

2020

2021 <1>

2022 <1>

2023 <1>

2024 <1>

НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ <2>

4 448,2

5 125,6

5 304,3

6 632,0

6 887,3

7 008,0

7 556,4

1. НЕФТЕГАЗОВЫЕ

2 168,9

2 411,8

1 867,0

2 597,0

2 698,5

2 635,4

2 859,5

в т.ч. базовые НГД

1 206,1

1 632,5

1 813,2

1 790,8

1 947,2

2 061, 7

2 394,8

1.1. Нефть

1 351,2

1 504,4

1 101,3

1 354,6

1 435,4

1 402,6

1 655,8

1.2. Газ

596,7

700,8

655,0

993,7

1 018,0

1 016,8

1 038,2

в т.ч. СПГ

112,3

182,6

249,8

323,7

367,2

355,6

378,5

1.3. СРП <3>

221,0

206,5

110,7

248,8

245,1

215,9

165,6

2. НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ

2 279,3

2 713,9

3 437,3

4 034,9

4 188,7

4 372,6

4 696,8

НДС <4>

1 384,1

1 722,8

2 046,2

2 253,6

2 308,5

2 370,7

2 562,3

налог на прибыль

111,7

137,3

189,7

232,2

244,3

259,3

280,3

страховые взносы

118,2

85,4

341,2

598,2

623,4

666,8

713,4

ввозные пошлины

75,5

63,2

97,0

114,3

114,7

112,7

118,5

имущественные налога

270,5

362,0

394,0

427,1

460,7

497,3

516,9

прочие налога

319,2

343,3

369,1

409,5

437,1

465,8

505,3

--------------------------------

<1> Оценка Минфина России.

<2> Без учета информации по выпадающим доходам по отдельным налоговым расходам в связи с отсутствием исходных данных (например, налоговые расходы, связанные с применением ускоренной амортизации), но с учетом налоговых льгот, освобождений и иных преференций с датой начала действия начиная с 1 января 2022 года, предлагаемые Министерством финансов Российской Федерации к включению в Перечень налоговых расходов Российской Федерации, а также льгот, возникающих в результате проектируемых изменений законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

<3> Учитываются поступления от уплаты налогов (в налоге на прибыль поступления сверх общеустановленной ставки налога) и сборов, применяемых в рамках указанного специального режима, а также выпадающие доходы, связанные с применением льготных ставок в рамках режима СРП.

<4> Рост налоговых расходов по НДС в 2019 году связан с увеличением основной ставки налога при сохранении пониженных ставок и освобождений и соответствующим ростом выпадающих доходов, а динамика в 2022 - 2024 годах - с учетом действующих норм налогового законодательства в части прекращения действия ряда льгот (в частности, по ввозу гражданских воздушных судов и пассажирским перевозкам через аэропорты Москвы и Московской области).

На федеральном уровне проведена оценка эффективности налоговых расходов, включенных в Перечень налоговых расходов РФ, состоящая из оценки целесообразности и востребованности, а также расчета совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов. В том числе на основе проведенной оценки приняты решения по повышению эффективности льгот в сфере нефтедобычи:

- отменены льготы по добыче нефти на выработанных месторождениях с предоставлением права перехода соответствующих участков недр в режим НДД;

- отменены льготные ставки по НДПИ и экспортной пошлине для месторождений сверхвязкой нефти;

- пересмотрены параметры налоговых льгот в рамках применения режима НДД;

- отменена льготная ставка НДПИ (0,7% от полной) для организаций, самостоятельно осуществивших геологоразведку участков недр до 1 июля 2001 года.