Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

НОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСПРОГРАММАМИ

За десятилетие работы с госпрограммами накопились системные недостатки их реализации:

- слабая взаимосвязь системы целеполагания госпрограмм со стратегическими приоритетами развития страны (вкл. национальные цели развития);

- сохранение "бумажного" формата госпрограмм и излишняя трудоемкость процедур их формирования и корректировки (единый нормативный акт Правительства);

- отсутствие управленческой и финансовой гибкости.

Постановлением Правительства N 786 определена новая система управления госпрограммами, призванная (в том числе с учетом опыта реализации нацпроектов), повысить эффективность госпрограмм как ключевого инструмента реализации государственной политики.

- Система целеполагания госпрограммы формируется исходя из необходимости достижения национальных целей развития и их целевых показателей, связь с которыми устанавливается в паспорте госпрограммы. Достижение показателей госпрограммы обеспечивается реализацией ее структурных элементов (федеральные проекты, ведомственные проекты и комплексы процессных мероприятий), в паспортах которых помимо показателей, детализирующих показатели госпрограммы, устанавливаются конкретные измеримые непосредственные результаты реализации мероприятий.

- Структурные элементы госпрограммы формируются исходя из характера реализуемых мероприятий (проектные или процессные), а полномочия по управлению госпрограммой разделены в зависимости от масштаба принимаемых решений: стратегические приоритеты госпрограммы утверждаются нормативным актом Правительства РФ; паспорт госпрограммы утверждается протокольным решением Правительства РФ и в дальнейшем корректируется управляющим советом госпрограммы, возглавляемым заместителем Председателя Правительства РФ; паспорта федеральных проектов подлежат утверждению управляющим советом; паспорта ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий - непосредственно федеральным органом исполнительной власти.

- Формирование, представление, согласование (одобрение) и утверждение документов и материалов, необходимых для реализации госпрограмм, осуществляется в электронном виде в ГИИС "Электронный бюджет".

- Правительством РФ подготовлен проект поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающих возможность перераспределения бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм в ходе исполнения бюджета в строго ограниченных объемах (не более 10% общего объема бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы) и только по согласованию со специальной парламентской комиссией.

00000007.png

Обновленные версии паспортов госпрограмм, вступающих в силу с 2022 года, утверждены Правительством и предоставляются в Государственную Думу вместе с проектом федерального бюджета.

В 2020 - 2021 годах также продолжалась работа по совершенствованию системы управления нацпроектами. Основными направлениями стала оптимизация процедур оперативного управления нацпроектами, повышение качества исполнения и мониторинга их реализации:

- В части совершенствования управления нацпроектами:

- регламентированы сроки согласования и процедура урегулирования разногласий при корректировке параметров/паспортов нацпроектов;

- кураторы и проектные комитеты наделены полномочиями по внесению изменений по реализуемым в рамках нацпроектов объектам ФАИП;

- процедуры распределения МБТ синхронизированы с уточнением паспортов проектов.

- В части повышения ритмичности кассового исполнения расходов:

- установлены предельные сроки распределения зарезервированных бюджетных ассигнований на реализацию нацпроектов (до 1 июня текущего финансового года);

- ограничены сроки заключения соглашений о предоставлении иных МБТ (до 1 января очередного финансового года) и субсидий юридическим лицам (до 1 июля очередного финансового года).

- В части эффективности мониторинга реализации нацпроектов:

- внедрены рабочие планы, предусматривающие детализацию агрегированных результатов до конкретных объектов и исполнителей конечных контрактов;

- обеспечена прослеживаемость фактического кассового исполнения в рамках реализуемых БУ/АУ мероприятий нацпроектов;

- обеспечено формирование отчетов о ходе реализации региональных проектов в единой информационной системе (с верификацией тер. органами ФК).