Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Стимулирование инвестиционной активности

В 2020 году и начале 2021 года был принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование экономической и инвестиционной активности:

1. Меры, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства:

- расширение применения патентной системы налогообложения (ПСН) на отдельные виды предпринимательской деятельности, где ранее применялся режим ЕНВД (с возможностью дальнейшего расширения по решению региона);

- продление до 2024 года права регионов вводить "налоговые каникулы" в виде нулевой ставки (УСН, ПСН) для впервые зарегистрированных ИП;

- предоставление права налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов ИП на ПСН;

- расширение применения УСН за счет повышения пороговых значений доходов (со 150 до 200 млн рублей) и занятости (со 100 работников для 130).

2. Стимулирующие меры в сфере нефтедобычи и нефтегазопереработки:

- в целях стимулирования инвестиций в добычу нефти с 2021 года введены вычеты рентных налогов (НДПИ) для отдельных участков недр (месторождения сверхвязкий нефти в Татарстане, Приобское, Ванкорский кластер);

дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в 2021 - 2024 гг. ожидается в размере около 700 млрд рублей, а за период их действия (2021 - 2028 гг.) может превысить 1,2 трлн рублей.

- в целях стимулирования инвестиций в увеличение глубины переработки нефти введена инвестиционная надбавка для отдельных НПЗ (14 НПЗ), заключивших с Правительством соответствующие инвестиционные соглашения;

дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в период действия инвестиционной надбавки в 2020 - 2030 гг. ожидается в размере более 700 млрд рублей.

- в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки с 2022 года введен налоговый вычет по акцизам на сырье (этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности (введенных в 2022 - 2027 гг.), заключивших с Правительством соответствующие инвестиционные соглашения.

дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) ожидается в среднем на уровне 20 - 40 млрд рублей в год.

3. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:

- для резидентов Арктической зоны с 2021 года установлена нулевая ставка по федеральной составляющей налога на прибыль и предоставлено право регионам устанавливать пониженную ставку по региональной составляющей налога;

- для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе с 2020 года установлен пониженный тариф страховых взносов в совокупном размере 7,6%.

4. В рамках мер по деофшоризации российской экономики:

- в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы пересмотрены соглашения об избежании двойного налогообложения с ключевыми "транзитными юрисдикциями";

- в целях упрощения администрирования и привлечения в Россию налоговых резидентов с высокими доходами предоставлено право уплачивать НДФЛ с доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере 5 млн рублей;

с одновременным усилением контроля для лиц, не перешедших на уплату налога с прибыли КИК в фиксированном размере (документальное подтверждение размера прибыли, ужесточение ответственности за непредставление и др.).

- повышена эффективность обмена финансовыми данными (между организациями финансового рынка и налоговыми органами) в рамках работы по приведению законодательства о международном автоматическом обмене информацией в соответствие с Единым стандартом отчетности (Common Reporting Standard).

Кроме того, в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) продолжилось масштабирование программ повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.