Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Доходы федерального бюджета

На прогнозном горизонте 2022 - 2024 гг. прогнозируется в целом устойчивый рост доходов федерального бюджета на фоне выхода российской экономики на траекторию устойчивого роста.

При этом в трехлетием периоде предусмотрено поступление дополнительных доходов в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства: корректировка налогообложения рентного дохода ряда отраслей ГМК и централизация части акцизов на нефтепродукты. На доходы также будут оказывать влияние изменения законодательства, принятые в 2021 году: в т.ч. повышение вывозных таможенных пошлин на отдельные с/х товары, корректировка демпфирующего механизма в обратном акцизе направленное на переработку нефтяное сырье (и сопутствующее уточнение надбавки в ставке НДПИ на нефть).

Эти меры в соответствии с целями и задачами бюджетной политики не только обеспечат положительный эффект с фискальной точки зрения, но и поспособствуют созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для сбалансированного развития экономики.

Нефтегазовые доходы после ожидаемого роста до 7,2% ВВП в 2022 году на фоне роста добычи в результате поэтапного снятия ограничений в рамках соглашения ОПЕК+ в последующие годы будут снижаться по отношению к ВВП (до 5,7% в 2024 году) как вследствие постепенного возвращения цен на нефть к долгосрочному равновесному уровню (после резких колебаний в 2020 - 2021 гг.), так и в результате увеличения доли добычи нефти на месторождениях с льготными режимами налогообложения (в том числе с учетом начала применения с 2024 года нового вычета для выработанных месторождений в рамках режима НДД).

Базовые нефтегазовые доходы также будут снижаться в течение 2022 - 2024 гг. (с 4,6% до 4,3% ВВП) вследствие расширения доли добычи нефти на месторождениях с льготным налогообложением, стабильной динамики курса рубля в реальном выражении и опережающего роста ненефтегазового сектора (ВВП).

Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета на прогнозном горизонте 2022 - 2024 гг. в целом будут стабильны в диапазоне 11,4 - 11,6% ВВП, возвращаясь к нормальному уровню после временного увеличения в 2021 году (до 12,3% ВВП) связанного с:

- поступлениями нерегулярного характера (перечисление Банком России части прибыли от продажи обыкновенных акций Сбербанка, платеж в счет возмещения ущерба водным объектам и др.);

- всплеском внутреннего спроса в связи с действием ряда временных факторов: направление "сэкономленных" ввиду ограниченных возможностей международного туризма средств на внутреннее потребление увеличивает базу оборотных налогов в текущем году более чем на 2 трлн рублей, что наряду с другими временными факторами (нормализация уровня сбережений после роста в прошлом году, единовременные выплаты) сформировало дополнительные поступления соответствующих налогов в размере более 0,5 трлн рублей.

В прогнозном периоде вырастет вклад в ненефтегазовые доходы поступлений дивидендов от компаний с государственным участием. В прогнозе учтен переход к единому подходу по определению дивидендной политики компаний - направление на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по МСФО, а также восстановление размера прибыли (после падения в 2020 году).

Таблица 4.1.2. Доходы федерального бюджета в 2019 - 2024 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021 <*>

2022

2023

2024

ДОХОДЫ, ВСЕГО

20 188,8

18 719,1

23 782,3

25 021,9

25 540,2

25 831,8

%% ВВП

18,5

17,5

19,1

18,8

18,0

17,0

НЕФТЕГАЗОВЫЕ

7 924,3

5 235,2

8 466,3

9 542,6

9 194,6

8 564,6

%% ВВП

7,3

4,9

6,8

7,2

6,5

5,7

Базовые НГД

4 967,4

5 557,6

5 893,2

6 145,0

6 483,8

6 467,9

Дополнительные НГД

2 956,8

-322,3

2 573,0

3 397,7

2 710,8

2 096,7

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ

12 264,5

13 483,8

15 316,1

15 479,3

16 345,6

17 267,2

%% ВВП

11,2

12,6

12,3

11,6

11,5

11,4

Оборотные налоги

(НДС, акцизы <**> пошлины)

8 842,8

8 906,8

10 874,5

10 893,6

11 674,1

12 461,0

%% ВВП

8,0

8,3

8,7

8,2

8,2

8,2

Налоги на доходы

1 185,0

1 091,4

1 420,5

1 634,4

1 700,1

1 793,7

НДФЛ

81,4

186,9

195,5

204,8

Дивиденды

622,3

633,9

554,9

979,5

1 005,7

1 021,1

Рентные налоги ГМК

(НДПИ, ЭП, акциз на сталь)

40,6

47,4

214,5

266,4

263,4

264,4

Другие доходы

1 573,8

2 804,3

2 251,7

1 705,4

1 702,4

1 727,0

в т.ч. нерегулярного характера

203,0

1 378,0

770,0

191,0

117,0

100,0

--------------------------------

<*> Оценка.

<**> За исключением акциза на сталь.