Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Условия торговли

Пандемия и сопутствующие "карантинные" меры привели к беспрецедентному падению мирового спроса на нефть (особенно со стороны транспортного сектора) в 2020 году. По данным МЭА, мировой спрос на нефть в прошлом году упал до 91 мбс (-8,7 мбс г/г).

Ограничения добычи нефти в рамках соглашения между крупнейшими странами-производителями (ОПЕК+), наряду с естественным сокращением коммерческой добычи нефти в других странах, помогло стабилизировать ценовую конъюнктуру на глобальном рынке в прошлом году. В 2021 году по мере восстановления спроса и нормализации уровня запасов страны - участники ОПЕК+ постепенно увеличивают добычу и планируют выход на референсные (близкие к максимальным до пандемии) уровни добычи к сентябрю 2022 года.

Сохраняющиеся ограничения на добычу ОПЕК+, наряду с медленными темпами восстановления добычи нефти в других странах (прежде всего США) в условиях сократившегося уровня запасов и общего роста цен на мировых товарных рынках вследствие беспрецедентной бюджетно-кредитной накачки сформировали благоприятную ценовую конъюнктуру в 2021 году (по итогам года среднегодовая цена нефти марки Юралс ожидается в районе 65 - 70 $/барр.).

По мере наращивания добычи нефти странами ОПЕК+ и восстановления коммерческой добычи в других регионах ожидается постепенное возвращение цен на нефть в диапазон 55 - 60 $/барр. на среднесрочном горизонте (средний уровень форвардных кривых за последние месяцы). При этом среднесрочный баланс рисков уравновешен. С одной стороны, благоприятная ценовая конъюнктура может способствовать более динамичному росту предложения со стороны ОПЕК+. С другой стороны, возможное усиление политики декарбонизации на среднесрочном горизонте (до 3 лет) может в большей степени сдерживать рост предложения нефти (через сокращение аллокации капитала в добычные проекты, не взирая на их коммерческую оправданность), в то время как существенное ускорение сокращения потребления нефти, вероятно, займет больше времени.

В то же время долгосрочные перспективы спроса на нефть становятся все более негативными. Если объявленные намерения ряда стран по достижению углеродной нейтральности к 2050 году (в Китае - к 2060 году) обретут законодательный статус, и этому примеру последует другие страны, то спрос на нефть снизится катастрофически.