При применении документа следует учитывать, что Закон Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 и Постановление Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 утратили силу. С 15 июля 2016 года в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ внесены многочисленные изменения в отношении положений о контрольно - кассовой технике.

<Письмо> МНС РФ от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@ "Об отдельных вопросах применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении контроля за исполнением Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ

ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 18.06.93 N 5215-1 "О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"

Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых машин.

На основании статьи 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ, в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно - кассовых машин рассматривают налоговые органы.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) предусмотрено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

В соответствии со статьей 3 Закона требования к контрольно - кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение).

На основании статьи 4 Закона, а также пункта 1 и подпункта "е" пункта 7 Положения при осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно - кассовых машин.

Таким образом, применение не зарегистрированных в налоговых органах контрольно - кассовых машин является нарушением требований Закона, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины и влечет применение к нарушителям ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.

Использование контрольно - кассовых машин должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными подпунктами "а" - "е" пункта 7 Положения. Вышеупомянутые требования являются обязательным условием допуска контрольно - кассовой машины к применению.

Использование контрольно - кассовых машин с нарушением требований, установленных пунктом 7 Положения, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины и, следовательно, их нарушение влечет ответственность за осуществление денежных расчетов без применения контрольно - кассовой машины, в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.

Основанием для применения статьи 14.5 КоАП РФ является также нарушение части четвертой пункта 7 Положения, так как контрольно - кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия - изготовителя или одно из средств визуального контроля, не допускаются к применению.

На основании части первой пункта 7 Положения допускается применение только исправных контрольно - кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Признаки неисправной контрольно - кассовой машины перечислены в пункте 8 Положения. Нарушение требований части первой пункта 7 Положения является основанием для применения административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения контрольно - кассовой машины в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью второй пункта 5 Положения применение при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно - кассовых машин с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению контрольно - кассовых машин и, следовательно, является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 Перечня отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изменениями и дополнениями), организации (индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Минфином России. Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения организаций (индивидуальных предпринимателей) к ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовых машин в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Пленума ВАС РФ от 04.08.1999 N 10 утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16.

Сказанное выше подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Статьей 2 Закона установлены обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно - кассовые машины.

Статьей 6 Закона определены обязанности налоговых органов в части осуществления контроля за применением контрольно - кассовых машин.

Неисполнение организациями и индивидуальными предпринимателями вышеупомянутых обязанностей, а также неповиновение ими законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа или воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом обязанностей, установленных статьей 6 Закона, является основанием привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

На основании пункта 5 части 2 статьи 28.3 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов. В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются судами общей юрисдикции.

В соответствии с абзацем 4 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно - кассовые машины, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.

Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

Неисполнение вышеперечисленных обязанностей является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 (с изменениями и дополнениями) и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ.

На основании абзаца 5 статьи 6 Закона проверку правильности выдачи чеков осуществляют налоговые органы.

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 6 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ утратил силу с 1 июля 2003 года (Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ).

Вместе с тем в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ, вправе составлять органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (часть 1), должностные лица органов внутренних дел (пункт 1 части 2) и должностные лица федеральных органов налоговой полиции (пункт 6 части 2). На основании статьи 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

Таким образом, выявленные налоговыми органами правонарушения, предусмотренные статьей 14.15 КоАП РФ, должны быть зафиксированы в акте проверки, который затем должен быть направлен в орган, полномочный составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном вышеназванной статьей КоАП РФ.

Государственный советник

налоговой службы 1 ранга

А.В.СМИРНОВ