СТРОИТЕЛЬСТВО

Вступает в силу закон, направленный на повышение гарантий прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства

В целях финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, строительству многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в рамках урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства Фонду защиты прав дольщиков предоставлено право привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости. Денежные средства участников долевого строительства направляются на расчетный счет Фонда, открытый в уполномоченном банке в сфере жилищного строительства. В отношении указанных средств осуществляется банковское сопровождение.

Указанные положения применяются к договорам участия в долевом строительстве, заключенным после 1 июля 2021 года.

Наложение ареста, запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом на основании судебного акта или акта уполномоченного органа, избрание залога в качестве меры пресечения в отношении земельного участка, занятого многоквартирным домом, в котором расположен объект долевого строительства, права аренды (субаренды) такого земельного участка не являются основанием для приостановления государственного кадастрового учета многоквартирного дома, государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства или для государственной регистрации перехода права собственности на такой объект, а также для государственной регистрации права общей долевой собственности участника (участников) долевого строительства на указанный земельный участок. При этом запись о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия или о залоге погашается одновременно с государственной регистрацией права собственности на последний объект долевого строительства в данном многоквартирном доме.

Расширяется перечень оснований исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов. Такими основаниями теперь являются:

- погашение субъектом РФ требований всех граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований;

- отсутствие обязательств застройщика перед гражданами - участниками строительства по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в отношении соответствующего проблемного объекта, в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве и в отношении такого застройщика не введена процедура, применяемая в деле о банкротстве застройщика;

- выплата всем гражданам - участникам строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства соответствующего проблемного объекта, включенного в единый реестр проблемных объектов, страхового возмещения в рамках договора страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору об участии в долевом строительстве.

Сведения, являющиеся основанием для исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов, размещаются контролирующим органом в ЕИСЖС.

(Федеральный закон от 01.07.2021 N 273-ФЗ; Информация Росреестра от 19.07.2021)

В Закон о содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере внесены положения о единой информационной системы жилищного строительства

ЕИСЖС создается, эксплуатируется и модернизируется Единым институтом развития в жилищной сфере, который осуществляет сбор, обработку информации для ее включения в систему, хранение такой информации, обеспечение доступа к ней, ее предоставление, размещение и распространение.

ЕИСЖС представляет собой совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки информации в жилищной сфере и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

Приводится перечень информации, подлежащей размещению в ЕИСЖС.

Взаимодействие посредством ЕИСЖС физических и юридических лиц при предоставлении им государственных и муниципальных услуг (функций), а также реализации иных услуг (сервисов) осуществляется с использованием портала госуслуг в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ.

(Федеральный закон от 01.07.2021 N 273-ФЗ)

Расширяется перечень функций и полномочий, которые осуществляет Фонд защиты прав дольщиков

К таким новым функциям и полномочиям отнесены:

- совершение в качестве агента некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом РФ, юридических и иных действий, в том числе сделок, связанных с реализацией жилых и нежилых помещений, машино-мест в находящихся в собственности Фонда субъекта РФ объектах, завершение строительства которых осуществлялось с привлечением средств Фонда;

- осуществление функций технического заказчика, включая проведение Фондом или специально созданным им для данных целей юридическим лицом строительного контроля, в том числе путем создания Фондом для целей осуществления таких функций специального юридического лица, в отношении многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, завершение строительства которых осуществляется Фондом субъекта РФ с использованием денежных средств, предоставляемых Фондом.

Фонд имеет право создавать коммерческие и некоммерческие организации на территории РФ для достижения целей его создания, вносить в уставный капитал таких организаций земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями, переданные Фонду по предусмотренным основаниям.

В целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства в порядке, установленном статьей 201.15-1 Закона о банкротстве, в случае невозможности завершения строительства объектов незавершенного строительства на земельном участке, на котором находится или должен быть построен объект строительства, в связи с наличием ограничений, установленных законодательством, Фонд может принять решение о финансировании мероприятий по строительству многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на ином земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемом Фонду в аренду или в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. В случае принятия решения о финансировании мероприятий по строительству многоквартирных домов и иных объектов недвижимости Фонд осуществляет подготовку проектной документации, которая может предусматривать изменение проектной документации объектов незавершенного строительства, выполняет инженерные изыскания для строительства (создания) указанных в настоящей части многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также проводит экспертизу таких проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Одновременно расширяется перечень целей, на которые может использоваться имущество Фонда. К таким целям отнесено, в частности, финансирование подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий, а также проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

(Федеральный закон от 01.07.2021 N 273-ФЗ)

Органы государственного строительного надзора будут вести реестр объектов капстроительства, в отношении которых осуществляют государственный строительный надзор

Уточняется предмет государственного строительного надзора. К предмету такого надзора теперь относится в том числе соблюдение требований к обеспечению консервации объекта капстроительства и требований к порядку осуществления строительного контроля.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капстроительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены, является соблюдение:

- требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капстроительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капстроительства;

- соответствия параметров объектов капстроительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капстроительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капстроительства, если для строительства или реконструкции объекта капстроительства не требуется разрешение на строительство.

При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):

- федеральный государственный пожарный надзор;

- федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);

- государственный экологический контроль (надзор).

Программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капстроительства, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий.

После завершения строительства, реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капстроительства требованиям проектной документации и (или) информационной модели либо об отказе в выдаче такого заключения.

При осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений СРО система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не применяется.

(Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Регламентировано проведение федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений СРО

Установлен порядок организации и осуществления федерального государственного контроля за деятельностью Национального объединения СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, а также Национального объединения СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Контроль осуществляется Минстроем России.

Предметом контроля является соблюдение национальными объединениями обязательных требований, установленных ГрК РФ. Объектами контроля являются деятельность, действия (бездействие) национальных объединений, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.

Проводятся следующие виды профилактических мероприятий: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит.

Контроль осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Проводятся документарные и выездные проверки.

(Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1006)

Законодательно закреплены основные положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

Предметом такого контроля (надзора) является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязательных требований.

При осуществлении контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

(Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Не подлежат применению отдельные постановления Госстроя РФ

Речь идет о:

- Постановлении Госстроя РФ от 28.02.2001 N 15 "Об утверждении Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве";

- Постановлении Госстроя РФ от 12.01.2004 N 5 "Об утверждении Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним";

- Постановлении Госстроя РФ от 12.01.2004 N 6 "МДС 81-33.2004. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве".

(Приказ Минстроя России от 21.04.2021 N 245/пр)