АККРЕДИТАЦИЯ

Вступает в силу новое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц

Установлен порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц и ИП, аккредитованных в национальной системе аккредитации.

Государственный контроль (надзор) осуществляется Росаккредитацией и ее территориальными органами.

Определены предмет и объекты контроля (надзора).

Проводятся следующие профилактические мероприятия: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения и самообследование.

Предусмотрено проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, как наблюдение за соблюдением обязательных требований, документарная проверка, инспекционный визит и выездная проверка.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного контроля (надзора) не проводятся.

Постановление Правительства РФ от 30.03.2017 N 360 "О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц" утрачивает силу.

(Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1002)

С 1 июля 2021 года аккредитованные в национальной системе аккредитации органы по сертификации продукции, выполняющие работы по обязательному подтверждению соответствия, должны представлять в Росаккредитацию отдельные сведения в том числе в форме электронного документа или скан-копии

Речь идет о:

- актах анализа состояния производства (в случае если это предусмотрено схемой сертификации), с указанием даты, места проведения анализа состояния производства, фамилии, имени и отчества (при наличии) работника органа по сертификации, проводившего анализ состояния производства;

- проведении органами по сертификации инспекционного контроля (планового и внепланового) за объектами сертификации (в случае если его проведение предусмотрено схемой сертификации, техническими регламентами, документами по стандартизации): о датах, на которые запланировано его проведение, о переносе даты его проведения с указанием соответствующей причины, о решении по результатам инспекционного контроля с указанием даты и номера акта о результатах проведения инспекционного контроля;

- об отказе в выдаче сертификатов соответствия с указанием оснований принятия решения об отказе, даты и номера решения об отказе;

- о передаче/получении функций по проведению инспекционного контроля за продукцией, в отношении которой сертификат соответствия оформлен другим органом по сертификации, с указанием даты, номера и приложением копии договора с заявителем.

Иные аккредитованные в национальной системе аккредитации испытательные лаборатории (центры) представляют в Росаккредитацию в форме электронного документа или скан-копии сведения о проведенных испытаниях, включая сведения о выданных отчетах об испытаниях (протоколах испытаний) с указанием даты и номера (с приложением электронного документа или электронного образа (скан-копии) такого документа).

Кроме того, на аккредитованных в национальной системе аккредитации юридических лиц и ИП, проводящих межлабораторные сличительные испытания, возлагается обязанность представлять в Росаккредитацию сведения о проведенных ими межлабораторных сличительных испытаниях (об отчетах по проверке квалификации) с указанием сроков их проведения и состава участников, в том числе:

- о координаторе, проводившим межлабораторные сличительные испытания;

- о лице (лицах), отвечающем(их) за утверждение отчета;

- о работах, которые выполнялись по договору субподряда с провайдером проверки квалификации;

- о дате подготовки и статусе (например, предварительный, промежуточный или окончательный) отчета.

(Приказ Минэкономразвития России от 24.10.2020 N 704; Информация Росаккредитации)

Расширяется перечень критериев аккредитации, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации

В частности, дополнительным требованием к органам по сертификации продукции, выполняющим работы по обязательному подтверждению соответствия, теперь является наличие у работников опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации продукции, не менее 3 лет. При этом руководитель органа по сертификации продукции, его заместители должны работать в органе по сертификации продукции в штате по основному месту работы.

Также к дополнительным требованиям отнесено наличие в штате аккредитованного органа по сертификации продукции необходимого количества работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, для выполнения всех работ в отношении объема (количества) сертификатов соответствия, выдаваемых (выданных) органом по сертификации за период времени (месяц, квартал, полугодие или календарный год), с учетом сроков осуществления всех обязательных процедур, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств в рамках подтверждения соответствия.

Дополнительным требованием к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям железнодорожной продукции, теперь является наличие у руководителя лаборатории и его заместителя (заместителей) опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям железнодорожной продукции в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц не менее 5 лет.

(Приказ Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707; Информация Росаккредитации)

С 1 июля 2021 года несоблюдение лабораторией ряда требований повлечет за собой отказ в аккредитации или приостановление действия аккредитации

Так, лаборатории должны выполнять требования ГОСТ Р 58973-2020 "Правила к оформлению протоколов испытаний", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 27.08.2020 N 593-ст.

Кроме того работник лаборатории, непосредственно выполняющий (выполняющие) работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, может работать по трудовому договору в составе только одной лаборатории. При этом руководитель лаборатории, его заместители должны работать в лаборатории в штате по основному месту работы.

(Приказ Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707)

Положения Закона об аккредитации приведены в соответствие с новыми правилами государственного контроля (надзора)

Предметом федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц является соблюдение юридическими лицами и ИП:

- обязательных требований к деятельности аккредитованных лиц и к результатам их деятельности, установленных законодательством об аккредитации в национальной системе аккредитации, документами в области стандартизации и иными документами, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, актами, составляющими право ЕАЭС, устанавливающими требования к деятельности в области аккредитации;

- требований международных стандартов в сфере аккредитации и документов международных организаций по аккредитации, предусмотренных условиями соглашений (договоренностей), заключаемых национальным органом по аккредитации с органами по аккредитации иностранных государств, международными организациями по аккредитации и иными действующими в сфере оценки соответствия иностранными организациями.

При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц проводятся такие виды профилактических мероприятий, как информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения и самообследование.

Полномочия национального органа по аккредитации по проведению профилактических мероприятий в части самообследования, а также полномочия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в части наблюдения за соблюдением обязательных требований аккредитованными лицами возлагаются на подведомственное федеральное государственное учреждение.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц не проводятся.

Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в том числе может являться поступление от контролируемого лица в контрольный (надзорный) орган информации об устранении выявленных в рамках процедуры подтверждения компетентности несоответствий критериям аккредитации.

(Федеральный закон от 11.06.2021 N 176-ФЗ; Информация Росаккредитации)

Расширяется перечень случаев, когда национальным органом по аккредитации принимается решение о признании недействительным отчета испытательной лаборатории

Решение принимается в том числе в случае неисполнения аккредитованным лицом (или лицом, чья аккредитация была прекращена) решения национального органа по аккредитации о признании недействительными результатов своей деятельности в качестве аккредитованного лица.

Выявление случаев, в которых принимается решение о признании недействительным отчета испытательной лаборатории, осуществляется по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, в том числе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).

(Постановление Правительства РФ от 19.06.2021 N 934)

Актуализирован перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц

Уточняется, что такими индикаторами, в частности, являются:

- двукратный и более рост количества выданных аккредитованным в национальной системе аккредитации лицом сертификатов соответствия или отчетов об испытаниях (протоколов испытаний) (иных документов, в случае если в соответствии с законодательством РФ, устанавливающим требования к проведению соответствующих испытаний, или техническими регламентами ЕАЭС (техническими регламентами ТС) установлено, что испытательная лаборатория (центр) проводит экспертизу или иные виды работ с выдачей соответствующего документа по итогам таких работ) либо результатов поверки средств измерений за единицу времени (месяц, квартал, полугодие или календарный год) в сравнении с предшествующим аналогичным периодом;

- двукратное и более превышение средних для аккредитованного лица с аналогичной областью аккредитации, численным составом работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия или выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, и его технической оснащенности показателей количества выданных сертификатов соответствия, или отчетов об испытаниях (протоколов испытаний) (иных документов, в случае если в соответствии с законодательством РФ, устанавливающим требования к проведению соответствующих испытаний, или техническими регламентами ЕАЭС (техническими регламентами ТС) установлено, что испытательная лаборатория (центр) проводит экспертизу или иные виды работ с выдачей соответствующего документа по итогам таких работ), или результатов поверки средств измерений за период времени (месяц, квартал, полугодие или календарный год), определяемый Росаккредитацией.

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минэкономразвития России от 28.08.2017 N 437.

(Приказ Минэкономразвития России от 28.05.2021 N 300)