ОБРАЗОВАНИЕ

Вступают в силу изменения в отдельные законодательные акты в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

Уточняются понятия образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Вводится понятие "требования, устанавливаемые образовательными организациями высшего образования".

Федеральные государственные требования устанавливаются к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и дополнительным предпрофессиональным программам. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ, реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями. Таким образом, образовательная деятельность по реализации указанных программ не требует государственной аккредитации.

Интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании в рамках реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) будет обеспечиваться путем проведения итоговой аттестации в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и последующего ее представления к защите.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), выдается заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук установленным критериям и свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры). Указанным лицам, защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, присуждается ученая степень кандидата наук по соответствующей научной специальности и выдается диплом кандидата наук.

Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров, порядок проведения итоговой аттестации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), порядок сопровождения лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию, при представлении ими диссертации на соискание ученой степени кандидата наук к защите, а также порядок осуществления контроля за подготовкой научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) устанавливается Правительством РФ.

Прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами прекращается начиная с 2022/23 учебного года.

Внесены корреспондирующие изменения в отдельные федеральные законы и подзаконные акты.

(Федеральный закон от 30.12.2020 N 517-ФЗ; Указ Президента РФ от 01.07.2021 N 385; Постановления Правительства РФ от 07.07.2021 N 1135, от 20.07.2021 N 1227, от 28.07.2021 N 1270 и от 11.09.2021 N 1539; Приказ Минобрнауки России от 05.08.2021 N 712, Приказы Рособрнадзора от 07.05.2021 N 629 и от 27.07.2021 N 1055, Приказ МВД России от 30.07.2021 N 581; Письмо Минобрнауки России от 31.08.2021 N МН-8/3758-АМ)

Изменяется регулирование применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования теперь разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Основные профессиональные образовательные программы подлежат приведению в соответствие с новыми правилами не позднее 1 сентября 2022 года.

Учебники, которые используются на дату 1 сентября 2021 года организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования или интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования, допускаются к использованию при реализации указанных программ до 1 сентября 2025 года.

(Федеральный закон от 26.05.2021 N 144-ФЗ; Письмо Минобрнауки России от 28.05.2021 N МН-5/1091, Письма Минпросвещения России от 01.06.2021 N 05-603 и от 25.08.2021 N 05-1113)

Оценка результатов вступительных испытаний вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, теперь осуществляется по выбору образовательной организации по зачетной и (или) балльной системе, включающей критерии оценивания, определяемой правилами приема

(Приказ Минпросвещения России от 30.04.2021 N 222)

Истекает срок, в течение которого образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ

(Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ; Информация Рособрнадзора от 04.02.2021)

Поступающие на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования теперь вправе направить/представить в образовательную организацию заявление о приеме, а также необходимые документы с использованием портала госуслуг

(Приказ Минпросвещения России от 16.03.2021 N 100)

Вводится новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

В частности, определены сроки информирования органов местного самоуправления родителями (законными представителями) детей о выборе формы получения образования в семейной форме и образовательными организациями об отчислении детей, выбравших формы получения образования в семейной форме.

Регламентированы правила зачисления в образовательную организацию лиц, получающих образование в семейной форме, для прохождения промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации и порядок консультативного и методического сопровождения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, получающих образование в семейной форме, при прохождении последними промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442.

(Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115)

Скорректирован административный регламент по лицензированию образовательной деятельности

В новой редакции приводятся формы заявлений и справок.

Также вводится форма справки о наличии электронных образовательных и информационных ресурсов.

(Приказ Рособрнадзора от 27.07.2021 N 1055)