<Письмо> Росстандарта от 21.10.2020 N АК-17250/05 <По вопросам обращения удерживающих устройств (систем) для детей колесных транспортных средств>

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ

И МЕТРОЛОГИИ

ПИСЬМО

от 21 октября 2020 г. N АК-17250/05

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в соответствии с возложенными Правительством Российской Федерации полномочиями осуществляет государственный контроль (надзор) в отношении находящихся в обращении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), входящих в область применения технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент).

В соответствии с пунктом 35 Приложения N 10 к Техническому регламенту удерживающие устройства (системы) для детей (далее - ДУУ) должны соответствовать Правилам ООН N 44-04.

Вместе с тем в Росстандарт поступает информация о наличии в обращении на территории Российской Федерации разного рода устройств, предлагающихся в качестве альтернативы ДУУ, соответствующим Правилам ООН N 44-04, такие как: "корректоры лямок ремней безопасности", "направляющие лямки", "адаптеры", "треугольники" и т.д. (далее - суррогаты ДУУ). Данная продукция реализуется как через розничные точки, включая федеральные и региональные сетевые магазины, так и через интернет-магазины.

Результаты динамических испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории ФГУП "НАМИ", однозначно показывают: все испытанные устройства типа "направляющая лямка" не обеспечивают требуемый уровень безопасности ребенка. Происходит сильная перегрузка органов брюшной полости поясной лямкой ремня безопасности, что может привести к серьезному травмированию внутренних органов.

На основании результатов многочисленных испытаний по инициативе экспертов от Российской Федерации в рамках работы Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в Правила ООН N 44-04 внесено дополнение 11 (вступило в силу в феврале 2017 года), которое указывает на то, что "направляющая лямка рассматривается как составной элемент детской удерживающей системы и не может отдельно официально утверждаться в качестве детской удерживающей системы в соответствии с настоящими Правилами". Это исключает возможность сертификации, а также легального выпуска в обращение и обращение суррогатов ДУУ.

Вместе с тем недобросовестные организации осуществляют обращение на рынке суррогатов ДУУ под различными наименованиями, в том числе в качестве "аксессуаров для детей". Де-факто такая продукция продолжает продаваться в качестве ДУУ, что представляет риск для жизни и здоровья детей при ее использовании.

В связи с этим, руководствуясь интересами безопасности жизни и здоровья неограниченного круга лиц, в первую очередь детей, в случае выявления факта реализации таких суррогатов ДУУ необходимо:

а) рассматривать устройства, которые могут применяться для удерживания детей при перевозке автомобильным транспортом, в силу их назначения в качестве ДУУ, являющимися объектами регулирования Технического регламента, независимо от их наименования;

б) предпринимать все необходимые меры по предотвращению обращения суррогатов ДУУ на рынке, включая меры, предусмотренные главами 6 и 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

в) рассматривать факты выпуска в обращение и обращения суррогатов ДУУ в качестве нарушения требований Технического регламента, влекущего за собой ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ;

г) обеспечить максимальное информирование граждан и заинтересованные организации, в том числе через СМИ, о существующих рисках для жизни и здоровья детей вследствие использования суррогатов ДУУ и о фактах их реализации.

Прошу довести изложенную информацию до контролируемых лиц, осуществляющих выпуск в обращение и реализацию ДУУ, включая магазины запасных частей для автомобилей, АЗС, магазины детских товаров, многопрофильные торговые центры, а также до заинтересованных организации, включая региональные и муниципальные органы власти, образовательные учреждения, организации-перевозчики детей.

А.В.КУЛЕШОВ