Утвержден

приказом Минэкономразвития России

от 07.04.2020 N 207

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минэкономразвития России от 05.06.2020 N 340,

от 14.10.2020 N 677, от 08.02.2021 N 54, от 16.03.2022 N 130)

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения мониторинга финансово-экономического состояния организаций, включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики, утвержденный протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20 марта 2020 г. N 3, а также порядок представления системообразующими организациями российской экономики значений показателей их финансово-экономического состояния (далее соответственно - Порядок, мониторинг системообразующих организаций, системообразующие организации).

2. Целью проведения мониторинга системообразующих организаций является своевременное выявление негативных факторов (рисков), влияющих на устойчивую работу таких организаций.

3. Мониторинг системообразующих организаций включает в себя:

а) сбор информации о финансово-экономическом состоянии системообразующих организаций;

б) анализ информации о финансово-экономическом состоянии системообразующих организаций и выявление рисков, способных оказать негативное влияние на их деятельность;

в) подготовку предложений по устранению выявленных рисков и (или) минимизации их негативного влияния на финансово-экономические показатели деятельности системообразующих организаций;

г) анализ информации о финансово-экономическом состоянии системообразующих организаций в части рисков нарушения их операционной деятельности в условиях санкционного давления.

(пп. "г" введен Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130)

4. Мониторинг системообразующих организаций (за исключением системообразующих организаций топливно-энергетического комплекса) осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании информации о значениях показателей финансово-экономического состояния системообразующих организаций, представленной такими системообразующими организациями в государственную информационную систему промышленности (далее - ГИСП).

5. Мониторинг системообразующих организаций топливно-энергетического комплекса осуществляется Минэкономразвития России совместно с Министерством энергетики Российской Федерации на основании информации о значениях показателей финансово-экономического состояния системообразующих организаций топливно-энергетического комплекса, представленной такими системообразующими организациями в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса (далее - ГИС ТЭК).

6. Рекомендуемые показатели финансово-экономического состояния системообразующих организаций, необходимые для представления системообразующими организациями в целях проведения мониторинга их финансово-экономического состояния в части мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 3 настоящего Порядка, периодичность их представления и критерии оценки приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку.

Рекомендуемые показатели финансово-экономического состояния системообразующих организаций, необходимые для представления системообразующими организациями в целях проведения мониторинга их финансово-экономического состояния в части мероприятия, предусмотренного подпунктом "г" пункта 3 настоящего Порядка, периодичность их представления и критерии оценки приведены в приложении N 2 к настоящему Порядку.

(п. 6 в ред. Приказа Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Минпромторг России обеспечивает предоставление Минэкономразвития России, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - государственные корпорации), а также заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и системообразующим организациям (за исключением системообразующих организаций топливно-энергетического комплекса) доступа к ГИСП в соответствии с Правилами доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе промышленности, и взаимодействия государственной информационной системы промышленности с иными государственными информационными системами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2017 г. N 1147 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 40, ст. 5852).

8. Минэнерго России обеспечивает предоставление Минэкономразвития России и системообразующим организациям топливно-энергетического комплекса доступ к ГИС ТЭК в соответствии с Положением о порядке доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2013 г. N 80 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 6, ст. 560).

9. Минтранс России, Минпромторг России, Минстрой России, Минсельхоз России, Минприроды России, Минобрнауки России, Минкомсвязь России, Минфин России (далее - ответственные федеральные органы исполнительной власти), государственные корпорации начиная с 28 марта 2022 года обеспечивают в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 41; 2019, N 31, ст. 4449) и настоящим Порядком представление в ГИСП соответствующих значений показателей системообразующих организаций, осуществляющих деятельность в сферах, относящихся к компетенции соответствующих ответственных федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, за соответствующий отчетный период, указанный для каждого показателя, используемого для проведения мониторинга системообразующих организаций и представленного в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Порядку, и поддержание данной информации в актуальном состоянии.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Минэнерго России начиная с 28 марта 2022 года обеспечивает в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 9 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7060; 2018, N 28, ст. 4158) и настоящим Порядком представление в ГИС ТЭК соответствующих значений показателей системообразующих организаций топливно-энергетического комплекса за соответствующий отчетный период, указанный для каждого показателя, используемого для проведения мониторинга системообразующих организаций, представленного в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Порядку, и поддержание данной информации в актуальном состоянии.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. При представлении в ГИСП и ГИС ТЭК соответствующих значений показателей системообразующих организаций необходимо учитывать следующее:

1) первым отчетным месяцем по фактическим данным является февраль 2022 года;

(пп. 1 в ред. Приказа Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) первым прогнозным месяцем (периодом, следующим за отчетным) является март 2022 года;

(пп. 2 в ред. Приказа Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) первой отчетной датой для проведения еженедельного анализа информации о финансово-экономическом состоянии системообразующих организаций в части рисков нарушения их операционной деятельности в условиях санкционного давления в соответствии с информацией, предусмотренной в приложении N 2 к настоящему Порядку, является 18 февраля 2022 года;

(пп. 3 в ред. Приказа Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) утратил силу. - Приказ Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) критерии оценки значений показателей финансово-экономического состояния системообразующей организации (критерии оценки) предполагают распределение системообразующих организаций российской экономики по трем группам риска:

- "белая" группа риска, характеризующая неустойчивое финансово-экономическое состояние системообразующей организации, определяемое на основании критериев оценки;

- "серая" группа риска, характеризующая среднее финансово-экономическое состояние системообразующей организации, определяемое на основании критериев оценки;

- "черная" группа риска, характеризующая крепкое финансово-экономическое состояние системообразующей организации, определяемое на основании критериев оценки.

Абзац исключен. - Приказ Минэкономразвития России от 08.02.2021 N 54;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в случае если по результатам определения критериев оценки групп показателей было выявлено, что хотя бы по одной из групп показателей системообразующая организация попадает в "белую" группу риска, такой организации присваивается "белая" группа риска вне зависимости от результатов определения критериев по другим группам показателей;

7) в случае если по результатам определения критериев оценки групп показателей было выявлено, что хотя бы по одной из групп показателей системообразующая организация попадает в "серую" группу риска и при этом по результатам определения критериев по другим группам показателей системообразующая организация не попадает в "белую" группу риска, такой организации присваивается "серая" группа риска;

8) в случае если по результатам определения критериев оценки групп показателей было выявлено, что по каждой из групп показателей системообразующая организация попадает в "черную" группу риска, такой организации присваивается "черная" группа риска;

9) для групп показателей 1 и 4 в случае невозможности отнесения к группе риска по результатам определения критериев оценки по обоим показателям, входящим в группу показателей, решение об отнесение к той или иной группе принимается федеральным органом исполнительной власти (государственной корпорацией), в чьем ведении находится системообразующая организация.

(п. 10.1 введен Приказом Минэкономразвития России от 05.06.2020 N 340)

11. Минэнерго России и Минпромторг России начиная с 1 числа каждого календарного месяца обеспечивают в течение 10 календарных дней формирование на базе ГИС ТЭК и ГИСП соответственно ежемесячных отчетов по мониторингу финансово-экономического состояния соответствующих системообразующих организаций (далее - отчеты о финансово-экономическом состоянии).

(в ред. Приказов Минэкономразвития России от 08.02.2021 N 54, от 16.03.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Минэнерго России и Минпромторг России начиная с 28 марта 2022 года обеспечивают в течение 2 рабочих дней с начала очередной недели формирование на базе ГИС ТЭК и ГИСП соответственно еженедельных отчетов по анализу информации о финансово-экономическом состоянии системообразующих организаций в части рисков нарушения их операционной деятельности в условиях санкционного давления (далее - отчеты по рискам) в соответствии с информацией, предусмотренной в приложении N 2 к настоящему Порядку.

(п. 11.1 введен Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130)

11.2. Минэнерго России и Минпромторг России начиная с 28 марта 2022 года обеспечивают каждые 10 календарных дней мониторинг и заполнение на базе ГИС ТЭК и ГИСП соответственно всех значений показателей финансово-экономического состояния системообразующих организаций, не заполненных ранее в рамках формирования ежемесячных отчетов о финансово-экономическом состоянии за период начиная с 1 января 2020 года.

(п. 11.2 введен Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130)

12. Ответственные федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации в течение 3 рабочих дней со дня формирования в ГИС ТЭК и ГИСП отчетов о финансово-экономическом состоянии и отчетов по рискам рассматривают их и представляют в Минэкономразвития России заключение (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку) с приложением дополнительных информационно-аналитических материалов (при необходимости) (далее - заключение). Заключение является информацией ограниченного доступа и предоставляется в Минэкономразвития России на бумажном носителе за подписью заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти или государственной корпорации соответственно с присвоением грифа "Для служебного пользования".

(п. 12 в ред. Приказа Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Днем поступления в Минэкономразвития России заключения является день его регистрации в системе электронного документооборота Минэкономразвития России.

14. Минэкономразвития России на основании указанных в пунктах 11 и 11.1 настоящего Порядка отчетов, размещенных в ГИС ТЭК и ГИСП, а также заключения, указанного в пункте 12 настоящего Порядка, в течение 3 рабочих дней со дня получения последнего из указанных отчетов за соответствующий период формирует сводный отчет о финансово-экономическом состоянии системообразующих организаций (далее - сводный отчет) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку).

(п. 14 в ред. Приказа Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При необходимости получения уточняющих и (или) дополнительных сведений в отношении какого-либо показателя, содержащегося в представленных ответственными федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями заключениях, Минэкономразвития России в течение двух рабочих дней со дня поступления такого заключения за соответствующий период вправе запросить дополнительную информацию у ответственных федеральных органов исполнительной власти или государственных корпораций (далее - запрос Минэкономразвития России).

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 08.02.2021 N 54)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Ответ на запрос Минэкономразвития России, указанный в пункте 15 настоящего Порядка, представляется ответственными федеральными органами исполнительной власти или государственными корпорациями в течение одного рабочего дня с даты поступления такого запроса.

17. Ответ на запрос Минэкономразвития России представляется ответственными федеральными органами исполнительной власти или государственными корпорациями за подписью заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти или государственной корпорации соответственно.

18. Днем поступления ответа на запрос Минэкономразвития России является день его регистрации в системе электронного документооборота Минэкономразвития России.

19. Минэкономразвития России, Минпромторг России и Минэнерго России вправе привлекать для проведения мониторинга системообразующих организаций экспертные, кредитные, а также иные организации на основании решения Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.

20. Сформированный сводный отчет направляется Минэкономразвития России в адрес Правительства Российской Федерации для рассмотрения его на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики в течение трех дней со дня поступления последнего заключения.

21. В случае, если Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка были направлены запросы, формирование сводного отчета и направление его в адрес Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики осуществляется соответственно в течение трех рабочих дней со дня получения последнего из ответов на запрос Минэкономразвития России.

22. На заседаниях Межведомственной комиссии по мониторингу финансово-экономического состояния организаций, входящих в перечень системообразующих организаций, созданной Минэкономразвития России (далее - Межведомственная комиссия), рассматриваются отчеты и заключения, указанные в пунктах 11, 11.1 и 12 настоящего Порядка, а также формируются (при необходимости) предложения, направленные на поддержку системообразующих организаций.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 16.03.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Результаты рассмотрения Межведомственной комиссией вопросов, указанных в пункте 22 настоящего Порядка, оформляются протоколом заседания Межведомственной комиссии и представляются в адрес Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.