Описание ситуаций на дороге, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, и способы их избежать

Описание ситуаций на дороге, приводящих

к дорожно-транспортным происшествиям, и способы их избежать

Ситуации, приводящие к ДТП в основном они делятся на следующие:

- по вине водителя;

- по вине пешехода;

- несчастные случаи.

Цель данного методического пособия - познакомить будущих водителей мототранспортных средств с водительскими навыками и знаниями, которые можно будет применять в большинстве дорожных ситуаций.

Ситуации:

1) Объезд препятствия.

Для того, чтобы совершить объезд препятствия, необходимо выполнить маневр с уклонением. Это два быстрых, последовательных контрруления. Первый - вы отводите руль в сторону, чтобы уклониться от препятствия, второй - вы возвращаетесь на прежнюю траекторию движения после того, как благополучно минуете это препятствие.

Данный навык требует постоянной тренировки. В ситуациях, когда ваша скорость слишком высока или когда вы не уверены, что едущие за вами транспортные средства тоже успеют остановиться, объезд препятствия (если свободного пространства достаточно) может быть единственно верным способом избежать столкновения с ним.

2) Максимальное/экстренное торможение.

Максимальное торможение - это применение обоих тормозов на пределе их возможностей, не допуская блокировки колес. Как правило, это происходит в экстренной ситуации.

3) Торможение на вираже.

На вираже нужно тормозить с особой осторожностью, так как у мотоцикла в наклоне необходимое для торможения сцепление ограничено. И чем больше угол наклона, тем меньше пятно контакта у шин с дорогой, что может привести к потере управления. Секрет быстрой (и безопасной) остановки на вираже заключается в следующем: нужно иметь достаточно пространства, чтобы как можно быстрее поставить мотоцикл перпендикулярно поверхности дороги, - в таком положении сцепления для торможения будет больше. Если дорожные условия позволяют, выпрямите аппарат, руль и затормозите так, как вы это делали бы на прямой.

Разумеется, бывают ситуации, когда выровнять мотоцикл и затормозить, как на прямой, не позволяет ситуация: например, на левом повороте вы при этом рискуете вылететь с дороги, на правом - столкнуться со встречной машиной. Здесь остается только одно: тормозить очень осторожно и постепенно, пока мотоцикл еще в наклоне. По мере замедления угол наклона можно будет уменьшать, а чем меньше наклон, тем больше будет сцепления для торможения, и тем сильнее вы сможете тормозить. В момент остановки мотоцикл должен стоять вертикально, с прямым рулем.

4) Занос под контролем.

При контролируемом заносе на заблокированных колесах лучше не предпринимать никаких контрмер и дождаться полной остановки мотоцикла.

5) Переезд через препятствие.

В некоторых ситуациях ни торможение, ни объезд препятствия не могут считаться подходящим способом его преодоления. Если другого способа преодолеть препятствие, кроме как переехать через него, действительно нет, приготовьтесь: скорректируйте траекторию движения так, чтобы подъехать к нему под углом, максимально близким к 90°. Приблизившись к препятствию, слегка привстаньте на подножках, немного переместитесь назад и чуть-чуть добавьте "газу".

6) Прокол колеса.

Если такое произошло, крепче держите руль и ведите мотоцикл как можно более аккуратно, потихоньку закрывая "газ". Не переходите на нижнюю передачу и не тормозите - резкие перемещения массы могут нарушить и без того хрупкое равновесие шасси. При условии, что движение на трассе позволяет, постепенно замедлитесь и сойдите с дороги. Если тормозить все же приходится, делайте это неповрежденным колесом. Попытка затормозить колесом с поврежденной шиной может привести к тому, что она съедет с обода, и вы потеряете управление.

7) Повреждение троса сцепления.

Если трос сцепления повреждается в то время, когда вы останавливаете мотоцикл, быстро задействуйте тормоза, чтобы заглушить двигатель. У некоторых мотоциклов сцепление гидравлическое: вместо кабеля для включения и выключения сцепления там используется давление жидкости. Резкая потеря этой жидкости вызовет эффект, идентичный разрыву троса, - механизм сцепления выйдет из строя. Экстренные меры здесь те же, что и при повреждении троса.

8) Ветер.

При необходимости слегка наклонитесь в направлении ветра и спокойно поезжайте дальше. Сильный порывистый ветер - проблема куда более серьезная и зачастую требующая незамедлительного принятия мер. Всегда помните об этом в ситуациях, когда есть реальный шанс столкнуться с такой проблемой (например, при пересечении открытых мостов или эстакад, обгоне больших грузовиков, выезде за угол большого здания), и заранее принимайте все меры предосторожности.

9) Виляние заднего колеса и болтанка руля (вобблинг).

Эти проблемы связаны главным образом с управляемостью мотоцикла. Может показаться, что два этих явления выглядят одинаково, это не совсем так: заднее колесо виляет относительно медленно, а болтанка руля (а заодно и переднего колеса) - явление гораздо более энергичное и интенсивное.

Причин у этих явлений может быть множество, но чаще всего это происходит из-за неудачного размещения веса на мотоцикле или неправильного управления мотоциклом, все это мешает нормальной работе шасси - например, при ускорении на вираже, когда мотоцикл еще не выпрямился после наклона. Другая причина - механические неполадки в системе: например, сильнейший износ подшипников рулевой колонки или подшипников маятника, недокачанные или сильно изношенные шины.

Различия между этими двумя явлениями не столь существенны, так как устраняются они одним и тем же способом. Как только передняя или задняя часть мотоцикла начинает вилять, крепче возьмитесь за руль, при этом положение рук должно оставаться свободным для движения. Затем аккуратно прикройте "газ", чтобы постепенно замедлиться. Не применяйте тормозов и не пытайтесь ускориться. Иногда, особенно если виляет заднее колесо, помогает перемещение массы тела немного вперед (наклонитесь над баком).