Приложение N 1

ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ И АББРЕВИАТУРЫ

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:

Термин

Определение

Активные пользователи цифровых продуктов/услуг

Число уникальных пользователей, использовавших цифровой продукт/услугу за день (DAU, daily active users), за календарную неделю (WAU, weekly active users), за календарный месяц (MAU, monthly active users)

Бизнес-модель

Концептуальное описание того, как компания (организация) создает продукты (услуги) для своих потребителей, доставляет их до потребителей и формирует свою прибыль в экономическом, социальном, культурном и других контекстах. Термин "бизнес-модель" используется для описания ключевых аспектов деятельности компании (организации), включая характеристики ключевых ресурсов и процессов, задействованных в создании продуктов (услуги), целевых потребителей и способов взаимодействия с ними, ценностное предложение продукта (услуги), структуру затрат и источники доходов. Термин "бизнес-модель" применим также к организациям, целью деятельности которых не является получение прибыли, включая некоммерческие организации и органы государственной власти

Гибкая методология разработки

Методология разработки и обновления программного обеспечения (ИТ-решения), при которой выработка требований и разработка кода осуществляются регулярными совместными усилиями самоорганизующейся кросс-функциональной группы разработки и конечных пользователей программного обеспечения.

Гибкая методология нацелена на максимальное соответствие программного обеспечения требованиям пользователей, максимизацию эффективности работы групп разработки и сокращению времени разработки. Гибкая методология разработки противопоставляется каскадной модели разработки (модель "Водопад")

Дизайн-мышление

Методология выработки требований к продукту (услуге), приоритизирующая понимание потребностей пользователя, отвергающая предположения о потребностях пользователя, фокусирующаяся на переосмыслении проблемы пользователей, чтобы найти неочевидные альтернативные решения. Методология дизайн-мышления нацелена на выход за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи

Дорожная карта

Календарный план работ по реализации стратегии цифровой трансформации, учитывающий взаимосвязи между инициативами цифровой трансформации, ограничения ресурсов и равномерное использование ресурсов. При разработке дорожной карты рассчитывают показатели цифровой трансформации (целевые значения КПЭ и экономические показатели) по календарным периодам с учетом сроков реализации инициатив цифровой трансформации

Инвестиции в цифровую трансформацию

Инвестиции госкомпании в рамках реализации стратегии цифровой трансформации госкомпании, направленные на внедрение цифровых решений и развитие цифровой инфраструктуры

Инициатива (мероприятие) цифровой трансформации

Обособленная группа задач подразделения компании или рабочей группы в рамках цифровой трансформации, направленная на одно из:

а) внедрение цифрового решения;

б) внедрение корпоративного программного обеспечения или развитие цифровой инфраструктуры;

в) реализацию организационных изменений (включая развитие компетенций персонала и компании)

Клиентоориентированный подход

Подход, фокусирующийся на потребительском опыте, понимании и удовлетворении потребностей клиентов

Компетенции для цифровой трансформации (цифровые компетенции)

К общекорпоративным компетенциям, необходимым для реализации инициатив цифровой трансформации в соответствии с перечнем ключевых компетенций цифровой экономики относятся: способность решать разнообразные задачи с использованием ИКТ, работа с большим объемом информации (работа с данными), работа в методиках agile и дизайн-мышления, использование продуктового подхода, непрерывное обучение и инновации (быстрая адаптация к изменениям), работа в условиях неопределенности, кросс-функциональное взаимодействие и др.

Методы Agile

Синоним "Гибкая методология разработки"

Офис цифровой трансформации

Специальное подразделение в компании, созданное для реализации стратегии цифровой трансформации

Поддерживающие функции в компании

Функции (бизнес-процессы) в компании, не участвующие непосредственно в создании ценности продуктов/услуги компании и/или во взаимодействиях с потребителями; включают: управление персоналом, управление финансами, управление закупками, административно-хозяйственную деятельность (включая управление административными зданиями и офисами), юридические службы и др.

Практики Agile

Синоним "Гибкая методология разработки"

Практики DevOps ("ДевОпс")

Методология взаимодействия ИТ-специалистов по разработке (Development) с ИТ-специалистами по информационно-технологическому обслуживанию (Operations) и взаимная интеграция их рабочих процессов. Практики DevOps нацелены на сокращение времени разработки, внедрения и обновления программного обеспечения при обеспечении высокого качества программного обеспечения

Продуктово-ориентированный подход

Подход, основанный на создании утилитарной ценности продукта, фокусирующийся на функциональных характеристиках и преимуществах продукта

Процесс Stage-Gate

Подход к управлению группой инициатив цифровой трансформации, при котором:

1) применяются стандартные стадии реализации инициатив (корпоративным стандартом описаны требования по минимальному содержанию работ и результатам стадии);

2) результаты каждого этапа утверждаются в формализованном процессе (корпоративный стандарт описывает решения, которые должны быть приняты, и характеристики проекта, которые должны быть утверждены, для перехода инициативы на следующую стадию)

Руководитель по цифровой трансформации

Должностное лицо в организации, ответственное за реализацию стратегии цифровой трансформации и достижение определенных в стратегии цифровой трансформации целей, с необходимым уровнем полномочий; роль руководителя по цифровой трансформации может быть совмещена с другой руководящей должностью в организации

Система управления данными

Совокупность аппаратно-программных ИКТ-средств и организационных мероприятий, направленных на обеспечение доступности и качества данных; характеризуется: определением доменов (видов) данных, назначением собственников для каждого домена данных, мероприятиями для обеспечения качества данных и управлением правами доступа к данным

Стратегия цифровой трансформации

Документ госкомпании, который определяет цели госкомпании, КПЭ компании и их целевые значения, стратегические направления развития, развитие цифровой инфраструктуры, организационные изменения, развитие кадров и компетенций и модель управления в области цифровой трансформации; детальное содержание стратегии цифровой трансформации см. в соответствующем разделе Методических рекомендаций

Технологии искусственного интеллекта

Технологии, позволяющие имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Технологии искусственного интеллекта включают технологии следующих групп: компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта

Цифровая бизнес-модель

Бизнес-модель, которая в ключевых аспектах деятельности компании (организации) использует цифровые технологии и реализация которой невозможна без применения цифровых технологий

Цифровая готовность компании

Оцениваемые степень цифровой трансформации направлений деятельности компании, приспособленности цифровой инфраструктуры к внедрению цифровых решений, уровень цифровых компетенций сотрудников и компании и совершенство системы управления цифровой трансформацией, в том числе на базе сравнения с лучшими международными практиками

Цифровая зрелость компании

Синоним термина "Цифровая готовность компании"

Цифровая инфраструктура

Совокупность информационно-коммуникационных технологий - аппаратных средств, программного обеспечения, документов и бизнес-процессов, необходимых для реализации инициатив цифровой трансформации, включает:

ИТ-инфраструктуру (как правило, включая механизмы быстрого выделения вычислительной мощности и мощности хранения данных, виртуализацию и контейнеризацию);

ИТ-архитектуру (как правило, включая микро-сервисную архитектуру и описания API);

средства обеспечения информационной безопасности, прошедшие оценку соответствия в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

систему управления данными компании;

инструменты разработки цифровых решений;

практики DevOps

Цифровая трансформация компании

Комплексное преобразование бизнес-модели, продуктов и услуг и/или бизнес-процессов компании, направленное на рост конкурентоспособности компании и достижение стратегических целей компании и отвечающее критерию экономической эффективности на основе реализации портфеля инициатив по внедрению цифровых технологий, использованию данных, развития кадров, компетенций и культуры для цифровой трансформации, современных подходов к управлению внедрением цифровых решений и финансированию внедрения цифровых решений

Цифровая трансформация отрасли

Процесс, отражающий переход отрасли из одного технологического уклада в другой посредством широкомасштабного использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий с целью повышения уровня ее эффективности и конкурентоспособности

Цифровая услуга

Синоним "Цифровой продукт"

Цифровизация бизнес-процесса

Оптимизация бизнес-процесса компании за счет применения цифровых технологий; при цифровизации бизнес-процесса уменьшается число шагов с участием человека, повышается качество и количество принимаемых решений и увеличивается интенсивность использования данных и обмена данными

Цифровое решение

Комплекс аппаратных и программных средств, обладающий всеми перечисленными свойствами:

1) внедрен (внедряется) с целью решения бизнес-задачи;

2) использующий хотя бы одну цифровую технологию;

3) внедрение имеет измеримый эффект на результаты компании

Цифровой продукт

Услуга, оказываемая исключительно посредством электронных устройств, не имеющая физического воплощения, для которой компания определяет характеристики (свойства), цену и целевую аудиторию

Цифровые каналы продаж

Каналы продаж, в основе которых лежит одна или несколько цифровых технологий, включают: продажи через веб-сайт, через мобильное приложение, M2M-продажи (machine-to-machine), продажи на электронных торговых площадках и пр.

Цифровые компетенции

Синоним "компетенции для цифровой трансформации"

Цифровые технологии

Технологии, относящиеся к следующим группам: большие данные и продвинутая аналитика, искусственный интеллект (включая машинное обучение), технологии дополненной и виртуальной реальности, робототехника, беспилотные транспортные средства и дроны, новые производственные технологии (включая аддитивное производство), технологии цифрового проектирования, моделирования и управления жизненным циклом продуктов и/или услуг, технологии беспроводной связи, спутниковые технологии связи, промышленная беспроводная связь), квантовые технологии (вычисления, коммуникации, сенсоры и метрология), интернет вещей, облачные технологии (вычисления, хранение данных), мобильные технологии (с использованием мобильных устройств) и социальные сети

Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие сокращения:

Сокращение

Определение

API

Application Programming Interface, интерфейс прикладного программирования

CAPEX

Capital Expenditure, капитальные затраты

CDO/CDTO

Chief Digital Officer/Chief Digital Transformation Officer, руководитель цифровой трансформации

EBITDA

Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации

ДЗО

Дочернее или зависимое общество

ИИ

Искусственный интеллект

ИТ

Информационная технология

ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии

КПЭ

Ключевой показатель эффективности

РЦТ

Руководитель по цифровой трансформации

ФОИВ

Федеральный орган исполнительной власти

ЦТ

Цифровая трансформация