Термин
|
Определение
|
Активные пользователи цифровых продуктов/услуг
|
Число уникальных пользователей, использовавших цифровой продукт/услугу за день (DAU, daily active users), за календарную неделю (WAU, weekly active users), за календарный месяц (MAU, monthly active users)
|
Бизнес-модель
|
Концептуальное описание того, как компания (организация) создает продукты (услуги) для своих потребителей, доставляет их до потребителей и формирует свою прибыль в экономическом, социальном, культурном и других контекстах. Термин "бизнес-модель" используется для описания ключевых аспектов деятельности компании (организации), включая характеристики ключевых ресурсов и процессов, задействованных в создании продуктов (услуги), целевых потребителей и способов взаимодействия с ними, ценностное предложение продукта (услуги), структуру затрат и источники доходов. Термин "бизнес-модель" применим также к организациям, целью деятельности которых не является получение прибыли, включая некоммерческие организации и органы государственной власти
|
Гибкая методология разработки
|
Методология разработки и обновления программного обеспечения (ИТ-решения), при которой выработка требований и разработка кода осуществляются регулярными совместными усилиями самоорганизующейся кросс-функциональной группы разработки и конечных пользователей программного обеспечения.
Гибкая методология нацелена на максимальное соответствие программного обеспечения требованиям пользователей, максимизацию эффективности работы групп разработки и сокращению времени разработки. Гибкая методология разработки противопоставляется каскадной модели разработки (модель "Водопад")
|
Дизайн-мышление
|
Методология выработки требований к продукту (услуге), приоритизирующая понимание потребностей пользователя, отвергающая предположения о потребностях пользователя, фокусирующаяся на переосмыслении проблемы пользователей, чтобы найти неочевидные альтернативные решения. Методология дизайн-мышления нацелена на выход за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи
|
Дорожная карта
|
Календарный план работ по реализации стратегии цифровой трансформации, учитывающий взаимосвязи между инициативами цифровой трансформации, ограничения ресурсов и равномерное использование ресурсов. При разработке дорожной карты рассчитывают показатели цифровой трансформации (целевые значения КПЭ и экономические показатели) по календарным периодам с учетом сроков реализации инициатив цифровой трансформации
|
Инвестиции в цифровую трансформацию
|
Инвестиции госкомпании в рамках реализации стратегии цифровой трансформации госкомпании, направленные на внедрение цифровых решений и развитие цифровой инфраструктуры
|
Инициатива (мероприятие) цифровой трансформации
|
Обособленная группа задач подразделения компании или рабочей группы в рамках цифровой трансформации, направленная на одно из:
а) внедрение цифрового решения;
б) внедрение корпоративного программного обеспечения или развитие цифровой инфраструктуры;
в) реализацию организационных изменений (включая развитие компетенций персонала и компании)
|
Клиентоориентированный подход
|
Подход, фокусирующийся на потребительском опыте, понимании и удовлетворении потребностей клиентов
|
Компетенции для цифровой трансформации (цифровые компетенции)
|
К общекорпоративным компетенциям, необходимым для реализации инициатив цифровой трансформации в соответствии с перечнем ключевых компетенций цифровой экономики относятся: способность решать разнообразные задачи с использованием ИКТ, работа с большим объемом информации (работа с данными), работа в методиках agile и дизайн-мышления, использование продуктового подхода, непрерывное обучение и инновации (быстрая адаптация к изменениям), работа в условиях неопределенности, кросс-функциональное взаимодействие и др.
|
Методы Agile
|
Синоним "Гибкая методология разработки"
|
Офис цифровой трансформации
|
Специальное подразделение в компании, созданное для реализации стратегии цифровой трансформации
|
Поддерживающие функции в компании
|
Функции (бизнес-процессы) в компании, не участвующие непосредственно в создании ценности продуктов/услуги компании и/или во взаимодействиях с потребителями; включают: управление персоналом, управление финансами, управление закупками, административно-хозяйственную деятельность (включая управление административными зданиями и офисами), юридические службы и др.
|
Практики Agile
|
Синоним "Гибкая методология разработки"
|
Практики DevOps ("ДевОпс")
|
Методология взаимодействия ИТ-специалистов по разработке (Development) с ИТ-специалистами по информационно-технологическому обслуживанию (Operations) и взаимная интеграция их рабочих процессов. Практики DevOps нацелены на сокращение времени разработки, внедрения и обновления программного обеспечения при обеспечении высокого качества программного обеспечения
|
Продуктово-ориентированный подход
|
Подход, основанный на создании утилитарной ценности продукта, фокусирующийся на функциональных характеристиках и преимуществах продукта
|
Процесс Stage-Gate
|
Подход к управлению группой инициатив цифровой трансформации, при котором:
1) применяются стандартные стадии реализации инициатив (корпоративным стандартом описаны требования по минимальному содержанию работ и результатам стадии);
2) результаты каждого этапа утверждаются в формализованном процессе (корпоративный стандарт описывает решения, которые должны быть приняты, и характеристики проекта, которые должны быть утверждены, для перехода инициативы на следующую стадию)
|
Руководитель по цифровой трансформации
|
Должностное лицо в организации, ответственное за реализацию стратегии цифровой трансформации и достижение определенных в стратегии цифровой трансформации целей, с необходимым уровнем полномочий; роль руководителя по цифровой трансформации может быть совмещена с другой руководящей должностью в организации
|
Система управления данными
|
Совокупность аппаратно-программных ИКТ-средств и организационных мероприятий, направленных на обеспечение доступности и качества данных; характеризуется: определением доменов (видов) данных, назначением собственников для каждого домена данных, мероприятиями для обеспечения качества данных и управлением правами доступа к данным
|
Стратегия цифровой трансформации
|
Документ госкомпании, который определяет цели госкомпании, КПЭ компании и их целевые значения, стратегические направления развития, развитие цифровой инфраструктуры, организационные изменения, развитие кадров и компетенций и модель управления в области цифровой трансформации; детальное содержание стратегии цифровой трансформации см. в соответствующем разделе Методических рекомендаций
|
Технологии искусственного интеллекта
|
Технологии, позволяющие имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Технологии искусственного интеллекта включают технологии следующих групп: компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта
|
Цифровая бизнес-модель
|
Бизнес-модель, которая в ключевых аспектах деятельности компании (организации) использует цифровые технологии и реализация которой невозможна без применения цифровых технологий
|
Цифровая готовность компании
|
Оцениваемые степень цифровой трансформации направлений деятельности компании, приспособленности цифровой инфраструктуры к внедрению цифровых решений, уровень цифровых компетенций сотрудников и компании и совершенство системы управления цифровой трансформацией, в том числе на базе сравнения с лучшими международными практиками
|
Цифровая зрелость компании
|
Синоним термина "Цифровая готовность компании"
|
Цифровая инфраструктура
|
Совокупность информационно-коммуникационных технологий - аппаратных средств, программного обеспечения, документов и бизнес-процессов, необходимых для реализации инициатив цифровой трансформации, включает:
ИТ-инфраструктуру (как правило, включая механизмы быстрого выделения вычислительной мощности и мощности хранения данных, виртуализацию и контейнеризацию);
ИТ-архитектуру (как правило, включая микро-сервисную архитектуру и описания API);
средства обеспечения информационной безопасности, прошедшие оценку соответствия в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
систему управления данными компании;
инструменты разработки цифровых решений;
практики DevOps
|
Цифровая трансформация компании
|
Комплексное преобразование бизнес-модели, продуктов и услуг и/или бизнес-процессов компании, направленное на рост конкурентоспособности компании и достижение стратегических целей компании и отвечающее критерию экономической эффективности на основе реализации портфеля инициатив по внедрению цифровых технологий, использованию данных, развития кадров, компетенций и культуры для цифровой трансформации, современных подходов к управлению внедрением цифровых решений и финансированию внедрения цифровых решений
|
Цифровая трансформация отрасли
|
Процесс, отражающий переход отрасли из одного технологического уклада в другой посредством широкомасштабного использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий с целью повышения уровня ее эффективности и конкурентоспособности
|
Цифровая услуга
|
Синоним "Цифровой продукт"
|
Цифровизация бизнес-процесса
|
Оптимизация бизнес-процесса компании за счет применения цифровых технологий; при цифровизации бизнес-процесса уменьшается число шагов с участием человека, повышается качество и количество принимаемых решений и увеличивается интенсивность использования данных и обмена данными
|
Цифровое решение
|
Комплекс аппаратных и программных средств, обладающий всеми перечисленными свойствами:
1) внедрен (внедряется) с целью решения бизнес-задачи;
2) использующий хотя бы одну цифровую технологию;
3) внедрение имеет измеримый эффект на результаты компании
|
Цифровой продукт
|
Услуга, оказываемая исключительно посредством электронных устройств, не имеющая физического воплощения, для которой компания определяет характеристики (свойства), цену и целевую аудиторию
|
Цифровые каналы продаж
|
Каналы продаж, в основе которых лежит одна или несколько цифровых технологий, включают: продажи через веб-сайт, через мобильное приложение, M2M-продажи (machine-to-machine), продажи на электронных торговых площадках и пр.
|
Цифровые компетенции
|
Синоним "компетенции для цифровой трансформации"
|
Цифровые технологии
|
Технологии, относящиеся к следующим группам: большие данные и продвинутая аналитика, искусственный интеллект (включая машинное обучение), технологии дополненной и виртуальной реальности, робототехника, беспилотные транспортные средства и дроны, новые производственные технологии (включая аддитивное производство), технологии цифрового проектирования, моделирования и управления жизненным циклом продуктов и/или услуг, технологии беспроводной связи, спутниковые технологии связи, промышленная беспроводная связь), квантовые технологии (вычисления, коммуникации, сенсоры и метрология), интернет вещей, облачные технологии (вычисления, хранение данных), мобильные технологии (с использованием мобильных устройств) и социальные сети
|