Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.02.2021 N АКПИ20-923 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 5, подпункта "в" пункта 12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 мая 2013 г. N 397>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 февраля 2021 г. N АКПИ20-923

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Засеевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И. о признании недействующими подпункта "в" пункта 5, подпункта "в" пункта 12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 397,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 397 утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила).

Согласно подпункту "в" пункта 5 Правил ежемесячная выплата устанавливается на основании документов, в том числе справки органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 12 Правил осуществление ежемесячной выплаты прекращается в случае назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.

Гражданка И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункта "в" пункта 5, подпункта "в" пункта 12 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта сужают круг лиц, которым предусмотрена ежемесячная выплата, и нарушают ее право на получение ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, закрепленное Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".

Как указывает административный истец, она является трудоспособным лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет сыном И. <...> г.р. В 2013 г. она уволилась из таможенных органов по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Полагает, что после увольнения она приобрела статус неработающего трудоспособного лица и в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" имеет право на ежемесячную выплату по уходу за ребенком-инвалидом. Установление названной ежемесячной выплаты не ставится в прямую зависимость от получения либо неполучения лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, пенсии, равно как и от ее вида и размера, поскольку выплата адресована неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, в целях усиления их социальной защищенности. В качестве довода, подтверждающего ее позицию, приводит постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N 20-П.

Административный истец И. извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 27 ноября 2020 г. N ТГ-П12-15484).

Представитель Правительства Российской Федерации Е. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Указом Президента Российской Федерации "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее - Указ). Пунктом 8 Указа Правительству Российской Федерации поручено определить порядок осуществления указанных выплат.

Во исполнение предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 2 мая 2013 г. N 397 утвердило Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 723).

Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2013 г., опубликован в "Российской газете" 15 мая 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 20 мая 2013 г., N 20.

Правила определяют порядок установления и осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы.

В соответствии с пунктом 5 Указа ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы. Перечень представляемых в орган, осуществляющий назначение и выплату пенсии, документов для назначения ежемесячной компенсационной выплаты установлен пунктом 5 Правил, среди которых - справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась.

В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты, одно из которых - назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера (подпункт "в"), что корреспондирует пунктам 1 и 4 Указа.

Подпункт "в" пункта 5, подпункт "в" пункта 12 Правил определяют порядок осуществления ежемесячных компенсационных выплат и соответствуют Указу, не нарушают права граждан на социальное обеспечение.

Как следует из содержания Указа, его действие направлено на установление ежемесячных компенсационных выплат неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним и является мерой социальной защиты.

Выплаты носят компенсационный, а не дополнительный характер и по своей правовой природе являются одной из мер социальной поддержки трудоспособных лиц, осуществляющих ввиду необходимости уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы и не имеющих вследствие этого какого-либо дохода (в виде заработка, пенсии и др.).

Ежемесячная выплата устанавливается к пенсии ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы и рассматривается с учетом норм пенсионного законодательства. Трудоспособность лица в рамках пенсионного законодательства связана с наступлением определенных событий.

Так, пенсией по государственному обеспечению признается ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию (статья 2 указанного Федерального закона).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" под страховой пенсией по старости понимает ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными названным Федеральным законом (статья 3).

В силу Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия (часть первая статьи 6).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы", пенсия за выслугу лет - в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения - является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу.

Следовательно, требование о неполучении пенсии лицом, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы, вытекает из норм действующего законодательства. Решение же вопроса о необходимости учета факта трудоспособности лиц, получающих пенсию по выслуге лет, при определении права на ежемесячную компенсационную выплату связано с внесением изменений в действующее законодательство.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемых положений нормативного правового акта постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой" являются несостоятельными. Данным Постановлением признана часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она в силу неопределенности нормативного содержания допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, притом что он фактически продолжает осуществлять необходимые инвалиду с детства постоянный уход и помощь (надзор), тогда как оспариваемые положения нормативного правового акта относятся к порядку осуществления ежемесячных компенсационных выплат.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления И. о признании недействующими подпункта "в" пункта 5, подпункта "в" пункта 12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 397, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

А.М.НАЗАРОВА