Направления деятельности психологической службы по созданию благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации

Направления деятельности психологической

службы по созданию благоприятной образовательной среды

в общеобразовательной организации

Рекомендовано выстраивать основные направления деятельности психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в соответствии с формами психологического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования и содержания профессионального стандарта педагога-психолога (Психолог в сфере образования) <17>, <20>.

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. Данное направление специалисты Психологической службы общеобразовательной организации реализуют во взаимодействии с педагогами и при координирующем участии администрации общеобразовательной организации:

- участвуют в формировании и реализации планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

- участвуют в разработке программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, программ коррекционной работы;

- разрабатывают психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников;

- разрабатывают совместно с педагогом индивидуальные учебные планы обучающихся с учетом их психологических особенностей;

- участвуют в разработке и реализации мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

Психологическая профилактика - содействие полноценному развитию личности всех участников учебно-воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. В рамках данного направления деятельность Психологической службы общеобразовательной организации нацелена на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Специалисты Психологической службы ОО:

- выявляют условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности обучающихся;

- во взаимодействии с другими участниками образовательных отношений разрабатывают психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;

- планируют и реализуют совместно с педагогом превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения;

- разъясняют субъектам образовательного процесса необходимость применения сберегающих здоровье технологий, оценивают результаты их применения;

- разрабатывают рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию);

- разрабатывают рекомендации для педагогов по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении;

- разрабатывают и осуществляют профилактические программы для детей разных возрастов с учетом задач развития каждого возрастного этапа.

Психологическая диагностика обучающихся. Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации направлена на решение задачи получения информации об индивидуально-психических особенностях детей и обучающихся, что является ценным для самого обучающегося и тех, кто с ним работает, - педагогов, социального педагога, родителей (законных представителей), администрации. Психологическая диагностика направлена на измерение той или иной психической функции, выявление характерологических, индивидуально-личностных характеристик, направленности и мотивации, изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности. Важно понимать, что психодиагностика не является самоцелью, она не проводится вне контекста целостного психического развития обучающегося. Итогом психодиагностической работы становится выявление у обучающихся таких психологических особенностей, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии, а также выявление ресурсов, на которые можно опираться при планировании коррекционной или развивающей работы, консультировании.

Анализ результатов психологической диагностики становится основой для проектирования и реализации других направлений работы Психологической службы общеобразовательной организации - психологической профилактики, консультирования, коррекционно-развивающей работы.

Психологическое консультирование. Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации в рамках направления работы по психологическому консультированию субъектов образовательного процесса нацелена на решение задачи содействия сохранению и укреплению психологического здоровья каждого школьника, а специалисты службы призваны консультировать:

- обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам;

- администрацию, педагогов, преподавателей и других работников общеобразовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;

- педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

- родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам;

- администрацию общеобразовательной организации, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

Коррекционно-развивающая работа. Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в общеобразовательной организации в рамках коррекционно-развивающего направления работы рекомендуется проводить в активном психолого-педагогическом воздействии, направляемом на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психологического здоровья и устранение деформаций в межличностных отношениях участников образовательной среды, и включать в себя:

- проектирование и реализацию коррекционно-развивающих программ для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;

- организацию и осуществление совместно с педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции нарушений социализации и адаптации обучающихся, особенностей психического развития;

- проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, одаренных и обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. Профессионально грамотно построенное психологическое просвещение относится к особому типу обучения - социально-психологическому обучению - активному групповому воздействию, направленному на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающему социально-психологическую умелость, реализующему принцип развивающего воспитания и защищенности личности и обеспечивающему поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем.

Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в общеобразовательной организации в рамках направления работы по психологическому просвещению заключается в ознакомлении педагогов и администрации общеобразовательных организаций с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. Специалистам психологической службы общеобразовательной организации рекомендуется:

- информировать субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности;

- знакомить педагогов, администрацию общеобразовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития обучающихся (в рамках методических и педагогических советов);

- представлять педагогам и администрации общеобразовательных организаций современные исследования в области профилактики отклонений в социальной адаптации обучающихся;

- проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей);

- информировать педагогов и родителей о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся, а также о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.

Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в общеобразовательной организации осуществляется в динамичном взаимодействии с субъектами образовательных отношений, содержательно и технологически включается в работу Психолого-педагогического консилиума - организационную форму взаимодействия руководящих и педагогических работников с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Распоряжением от 9 сентября 2019 г. N Р-93 Министерство просвещения Российской Федерации утвердило примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации.

Согласно данному Положению, на базе образовательной организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы создается психолого-педагогический консилиум (далее - ППк), цель которого - способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

В состав ППк входят: председатель - заместитель руководителя организации, заместитель председателя (определенный из числа членов ППк при необходимости), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь (определенный из числа членов ППк). Общее руководство деятельностью ППк осуществляет руководитель общеобразовательной организации.

С целью организации работы ППк по решению вопросов, связанных с преодолением трудностей в обучении, рекомендуется рассматривать проблемные ситуации при непосредственном участии педагогов.

Психолого-педагогический консилиум - один из перспективных методов работы педагога-психолога. Его основное назначение - помочь педагогу избежать субъективизма в оценке возможностей обучающегося, помочь с разных сторон подойти к пониманию интеллектуального и личностного развития обучающегося, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений и пр. Обеспечить подход к обучающемуся с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. При решении проблемных вопросов специалистам Психологической службы общеобразовательной организации необходимо:

- стремиться показать педагогическому коллективу обучающегося с разных сторон, обязательно найти его положительные стороны;

- работать с установками педагога по отношению к данному обучающемуся;

- содействовать пониманию в коллективе всеми педагогами сути личностных проблем обучающегося.

Грамотно выстроенная работа Психолого-педагогического консилиума способствует решению проблемных ситуаций, расширению психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива.