Модель психологической службы города Москвы

Московская региональная модель психолого-педагогической службы в системе образования имеет уровневую структуру.

Первый (базовый) уровень - детский коллектив. Ключевая роль в психолого-педагогическом сопровождении ребенка на этом уровне отводится классным руководителям и воспитателям дошкольных групп с высоким уровнем психологических компетенций:

- выявление и педагогическая коррекция трудностей ребенка в освоении образовательной программы, развитии, социализации;

- построение индивидуального образовательного маршрута и координация участников образовательных отношений в целях успешности каждого ребенка;

- первичная профилактика социальных рисков и негативных проявлений среди детей и подростков.

Второй уровень - школа. Здесь в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" система сопровождения представлена:

- психологами с подготовкой в области клинической и специальной психологии, которые совместно с учителями-логопедами и учителями-дефектологами участвуют в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и оказывают коррекционно-развивающую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;

- психологами с подготовкой в области возрастной, социальной и педагогической психологии, педагогами-психологами экспертного уровня, которые консультируют субъектов образовательного процесса, совместно с классными руководителями проектируют психологически безопасную образовательную среду, развивают психолого-педагогические компетенции родителей и педагогов.

Данная модель психолого-педагогического сопровождения ребенка в системе образования позволяет обеспечить цикл реализуемых на трех уровнях взаимосвязанных процессов, в центре которых находятся ребенок, его благополучие и успешность. При этом каждый из процессов на своем уровне направлен на решение четко определенных задач, а эффективность всей системы, как на фундамент, опирается на первый базовый уровень.

Количество "специальных" психологов в школе определяется потребностью в создании специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ. Решение о необходимости в психологе экспертного уровня принимает школьная управленческая команда. С целью обеспечения единства подходов к оказанию и оценке эффективности психолого-педагогической помощи специалисты школьных служб психолого-педагогического сопровождения осуществляют свою деятельность в единой логике на основе решений школьных психолого-педагогических консилиумов. Координацию выработки единых подходов к организации психолого-педагогического сопровождения в Москве осуществляет Городской психолого-педагогический центр через систему методической поддержки общеобразовательных организаций.

Третий уровень - город. На этом уровне в систему психолого-педагогического сопровождения включены Московский городской педагогический университет и Центральные городские учреждения, в числе которых Городской психолого-педагогический центр. На уровне города осуществляется модерация оказания психолого-педагогической помощи ребенку в системе образования в следующей логике.

1. Определение специальных условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Основную роль на этом этапе играет Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия.

2. Маршрутизация помощи при участии школ-консультантов городского проекта "Ресурсная школа": определение ресурсов, задач, направлений, объема, форм и методов оказания коррекционно-развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями, отработка и трансляция эффективных моделей инклюзивного образования.

3. Персонализация и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в общеобразовательных организациях и на базе Городского психолого-педагогического центра, где оказывается специализированная, высокотехнологичная помощь семьям и детям с ОВЗ и инвалидностью, консультативная помощь и методическое сопровождение школ по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения, реализуются курсы повышения квалификации для классных руководителей и специалистов.

4. Внешняя оценка качества освоения основных (в том числе адаптированных) образовательных программ, независимая оценка профессиональных компетенций педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения.

00000001.png

Рис. 1. Модель психолого-педагогической службы города Москвы