Основы нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности психологической службы в общеобразовательной организации

Основы нормативно-правового обеспечения

профессиональной деятельности психологической службы

в общеобразовательной организации

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" педагог-психолог, работающий в образовательной организации либо организации, осуществляющей образовательную деятельность, является педагогическим работником. Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897, от 17 мая 2012 г. N 413 об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в перечень психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ общего образования включены вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации), вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Указанные условия могут быть реализованы профильными специалистами, подготовленными в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н, а именно: педагогами-психологами, психологами общеобразовательных организаций. При этом должность "Педагог-психолог" входит в перечень должностей работников, относимых к основному персоналу для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений (приложение 3 к приказу Росрезерва от 19 декабря 2008 N 172 "Об утверждении Перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений").

В связи с тем, что педагог-психолог, наряду с учителями-предметниками, является специалистом, обеспечивающим реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, органам власти субъектов Российской Федерации рекомендуется заявлять данную категорию специалистов в составе педагогических работников образовательных учреждений общего образования, дошкольных образовательных учреждений, которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 средняя заработная плата должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Требования к психолого-педагогической деятельности определены в Федеральном законе об образовании <1>.

--------------------------------

<1> Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

6. Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона Об образовании организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

В этой связи рекомендуется при разработке/актуализации Положения о психологической службе субъекта Российской Федерации определять необходимость разделения функций центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и функции психологической службы в общеобразовательной организации в целях исключения их дублирования. При этом следует учитывать, что в том случае, когда между ППМС-центром и общеобразовательной организацией заключается договор на оказание психолого-педагогических услуг, функции педагога-психолога общеобразовательной организации осуществляют специалисты ППМС-центра.