Эксперимент по досудебному обжалованию проводился по 30.06.2021. С 01.07.2021 Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ введен досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ

9. В рамках реализации эксперимента контролируемое лицо имеет право на досудебное обжалование следующих решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в рамках проводимого или завершенного контрольного (надзорного) мероприятия, которые, по мнению контролируемого лица, нарушают его права и законные интересы:

а) решения контрольного (надзорного) органа о назначении плановой, внеплановой проверки;

б) предписания об устранении выявленных нарушений, выданных контролируемому лицу;

в) меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, принятые в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

г) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

10. В целях адаптации указанных предметов досудебного обжалования, указанных в пункте 6 настоящих методических рекомендаций, под нужды заявителей перечень предметов изложен в логике "жизненных ситуаций":

- нарушение процедуры проведения проверки;

- нарушение порядка назначения проверки;

- несогласие с назначенными мерами;

- несогласие с нарушениями, указанными в акте проверки;

- несогласие с действиями должностного лица в рамках проверки;

- несогласие с принятым решением по жалобе.

11. Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный орган, определяемый в соответствии с пунктом 24 настоящих Методических рекомендаций, в электронном виде посредством использования личного кабинета федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

12. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц должна быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (за исключением случаев, когда нормативным правовым актом о виде федерального государственного контроля (надзора) установлен иной срок для подачи жалобы согласно Приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям).

13. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

14. В рамках реализации эксперимента не предусматривается обжалование решений, принятых руководителем центрального аппарата контрольного (надзорного) органа.

15. Сведения о лице, подающем жалобу (фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина либо наименование организации, являющейся контролируемым лицом, сведения о месте нахождения этой организации) заполняются в жалобе автоматически согласно сведениям федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

16. При подаче жалобы контролируемым лицом указываются сведения, необходимые для рассмотрения жалобы:

1) учетный номер мероприятия по контролю, в рамках которого подается жалоба;

2) наименование контрольного (надзорного) органа, решение которого обжалуется, заполняется автоматически согласно сведениям федеральной государственной информационной системы "Единый реестр проверок";

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии);

3) сведения об обжалуемых решениях контрольного (надзорного) органа и действиях (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подающего жалобу;

4) основания и доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с решением контрольного (надзорного) органа, действием (бездействием) должностного лица;

5) при подаче жалобы в случае обжалования действий (бездействия) должностного лица контролируемым лицом может быть представлена информация о нем (фамилия, имя, отчество (при наличии));

6) требования контролируемого лица, подающего жалобу.

17. Контролируемым лицом при подаче жалобы может быть представлено ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа и ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.

18. Контролируемым лицом при подаче жалобы также могут быть представлены документы, подтверждающие его доводы, либо их копии, фото-, видео- и аудиодоказательства.

19. Контролируемое лицо при подаче жалобы вправе определить желаемый способ информирования о статусах рассмотрения жалобы и получения решения по ней (личный кабинет федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или личный кабинет федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и электронная почта).

20. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

21. Жалоба гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должна быть подписана простой электронной подписью, либо усиленной квалифицированной электронной подписью. Жалоба организации должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

22. Способом осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и получения решения по ней является личный кабинет федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

23. Дополнительным способом информирования может являться электронная почта в случае ее указания контролируемым лицом в личном кабинете федеральной государственно информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

24. Уполномоченные органы определяются руководителем (заместителем руководителя) контрольного (надзорного) органа с учетом следующего:

а) жалоба на решение территориального органа контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;

б) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного (надзорного) органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;

в) в случае отсутствия территориальных органов контрольного (надзорного) органа, а также в случае обжалования решений контрольного (надзорного) органа, принятого его центральным аппаратом, действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, жалоба рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.

25. Перечень уполномоченных на рассмотрение жалоб в рамках эксперимента органов определяется участниками эксперимента с учетом пункта 24 настоящих Методических рекомендаций.