Срок действия документа ограничен 31 декабря 2025 года.

VI. Требования охраны труда при эксплуатации верхнего оборудования

VI. Требования охраны труда при эксплуатации

верхнего оборудования

107. Сценические подъемы должны обеспечивать безопасный подъем, спуск, остановку и удержание груза (декораций, оборудования) в заданном положении в соответствии с предельно допустимой нагрузкой при равномерном натяжении всех канатов.

108. Стальные канаты, подвески штанг, софитов, дорог при электромеханическом приводе должны иметь запас прочности, установленный технической (эксплуатационной) документацией организации-изготовителя.

109. Направляющие для движения противовесов или траверсы сценических подъемов должны быть металлическими и иметь жесткую конструкцию. Рабочая часть поверхности направляющих должна быть зачищена и не иметь заусенцев.

110. Окрашивать рабочую поверхность направляющих запрещается.

111. Направляющие должны ограждаться на всю высоту от пола трюма или от места установки нижних тяговых блоков (при полиспастной системе подъемов) до первой рабочей галереи защитным ограждением. В трюме ограждения должны иметь смотровые дверцы.

112. Зазор между конструкциями ограждения и деталями движущегося противовеса должен обеспечивать свободное вращение движущихся элементов и беспрепятственное обслуживание оборудования.

113. Блоки сценических подъемов должны иметь предохранительные приспособления, исключающие возможность защемления каната и его выпадения из ручья блока.

114. Крепежные болты блоков должны быть снабжены пружинными шайбами, контргайками и другими деталями, исключающими самопроизвольное отвинчивание гаек, а также косыми шайбами при установке блоков на швеллерные балки.

115. Замок приспособления для подвески декораций (сценический карабин, промоскатон) должен открываться внутрь и иметь предохранительную гайку.

116. Грузы противовесов должны соединяться между собой с помощью впадин и выступов. Зазор между противовесами соседних подъемов должен обеспечивать беспрепятственное движение грузов.

117. Механические приводы (лебедки) грузоподъемных сценических устройств должны иметь неразмыкаемую кинематическую связь от вала двигателя до барабана и иметь аварийный ручной привод.

118. Электроприводы (лебедки) сценических подъемов должны иметь электромагнитные остановочные тормоза замкнутого типа, автоматически размыкающиеся при включении привода, и быть снабжены двойной системой тормозов независимо от действующих концевых выключателей (рабочий и аварийный).

Аварийный выключатель должен отключать питание двигателя, если при переходе допустимого положения не сработал рабочий выключатель.

119. Ручной аварийный привод должен быть сблокирован с электроприводом.

Переход на работу ручным аварийным приводом не должен приводить к самопроизвольному свободному движению сценических подъемов.

120. Ручные лебедки сценических подъемов должны иметь грузоупорные тормоза, автоматически действующие в обе или в одну сторону вращения. Кроме этого, лебедки должны быть снабжены остановочными тормозами двухстороннего действия колодочного или ленточного типа.

121. При ширине сцены, эстрады больше ее высоты допускается установка беспротивовесных сценических подъемов, которые могут оборудоваться приводом с одним тяговым канатом, перемещающим траверсу с ловителем в жестких металлических направляющих. При этом ловитель должен при обрыве тягового троса обеспечивать аварийную остановку сценического подъема с полной нагрузкой. Данные конструкции допускается использовать при высоте подъема не более 8 м.

122. Беспротивовесные сценические подъемы разрешается использовать исключительно в строгом соответствии с технической (эксплуатационной) документацией организации-изготовителя данного оборудования.

123. Допускается использование приводов с самопроизвольным переключением или расцеплением кинематической связи, если это заложено конструктивно и обеспечивает безопасность производства работ.

124. При установке декорационных подъемов под противовесами должны быть устроены в соответствии с проектной документацией защитные ограждения, предохраняющие от случайного падения отдельных деталей и обеспечивающие безопасность от возможного падения.

125. Верхний и нижний концы канатов лебедки должны закрепляться не менее двумя прижимами каждый. Прижимы должны крепиться способами, исключающими самопроизвольное раскручивание от вибрации. На барабане обязательно наличие для каждого конца каната не менее полутора запасных витков, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

126. Открытые вращающиеся части электролебедок (валы, зубчатые колеса, выступающие части шпонок) должны быть закрыты металлическими ограждениями, не мешающими обслуживанию частей лебедок (смазке, ремонту).

127. Во избежание удара противовеса об упоры (в крайних верхних и нижних положениях) необходимо устанавливать амортизационные устройства (пружины, листовая резина).

128. Ручной привод декорационных подъемов применяется при грузоподъемности не более 300 кг. При грузоподъемности свыше 300 кг привод должен быть электрическим или гидравлическим.

129. Скорость движения декорационных подъемов с электроприводом должна плавно регулироваться в пределах, установленных технической (эксплуатационной) документацией организации-изготовителя. Допускается ступенчатая регулировка скорости декорационных подъемов (или постоянная скорость), если это предусмотрено проектной документацией.

130. Штанги стационарных декорационных подъемов (металлические или деревянные) подвешиваются не менее чем на трех грузовых стальных канатах. Подвеска штанг на пеньковых и хлопчатобумажных канатах запрещается.

131. Деревянные штанги должны иметь предохранительные стальные канаты.

Прочность штанги должна обеспечивать сосредоточенную и распределенную нагрузку, указанную в технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя. Штанга должна быть оклеена по всей длине тканевым бинтом.

132. Металлическая штанга изготовляется из цельной части трубы, либо сваривается из нескольких частей. На месте стыка должен устанавливаться внутренний ниппель. Стыки отрезков труб должны располагаться в точках подвески штанги к канатам или близко от них.

133. Штанга декорационного подъема должна подвешиваться к канатам через регулируемые (винтовые или фрикционные) стяжки при помощи металлических хомутов, плотно охватывающих штангу по всему периметру поперечного сечения.

134. Блоки для канатов индивидуальных подъемов должны монтироваться в соответствии с проектной документацией колосников и здания.

135. Крепление лебедок индивидуальных подъемов должно исключать возможность их опрокидывания, подъема или смещения с места установки.

136. Конструкция приводных рукояток у лебедок индивидуальных подъемов должна обеспечивать безопасный спуск груза.

137. Применение лебедок, допускающих не контролируемый спуск груза, запрещается.

138. Канаты, навиваемые на барабаны ручных лебедок, должны иметь четкие, хорошо видимые знаки ("марки"), определяющие места остановок, а также особый знак, показывающий крайнее верхнее положение груза. Знак устанавливается с таким расчетом, чтобы поднимаемый груз доходил до верхних конструкций не ближе чем на 0,5 м.

139. Конструкция подвеса и привод подъема подъемно-опускного и подъемно-раздвижного занавеса должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к декорационным подъемам.

140. Движение полотнищ занавеса должно осуществляться по специальной роликовой дороге. Конструкция дороги и барабанов должна исключать возможность соскакивания каната, несущего полотнища, с барабанов и выпадения его из роликов.

Конструкция циркульного антрактно-раздвижного занавеса должна обеспечивать правильное и равномерное наматывание каната, несущего полотнища, на барабан в один слой.

141. Для предохранения занавеса и дороги от раскачивания необходимо:

1) подъемно-опускной занавес оборудовать двумя направляющими (металлический канат, арматура, швеллер и другие), натянутыми или закрепленными между верхним положением занавеса и планшетом для скольжения по ним специальных втулок, установленных на верхней и нижней штангах;

2) подъемно-раздвижной занавес оборудовать двумя жесткими направляющими для фиксации дорог в верхнем рабочем положении.

142. Электропривод движения занавеса должен оборудоваться концевыми выключателями для отключения при достижении полотнищами занавеса крайних рабочих положений.

143. Крепление роликов и других деталей циркульного занавеса должно исключать возможность их падения и разъединения.

144. Электропривод раздвижения занавеса должен иметь аварийный ручной привод с блокировкой. При работе электропривода должен блокироваться ручной привод. При работе ручным приводом блокировка должна отключать электропривод.

145. Привод безмоторного спуска занавеса должен иметь концевой выключатель для ввода в действие остановочного тормоза.

146. Конструкция лебедки занавеса должна обеспечивать его закрытие и открытие от действия рукоятки безмоторного пуска в случае прекращения электропитания лебедки.

147. Софитные подъемно-опускные фермы должны обеспечивать возможность крепления театральных прожекторов, светильников и защиту их от механических повреждений.

148. Ширина ограждения софитной фермы должна быть такой, чтобы установленная осветительная аппаратура не выступала за ее габариты.

149. Подвеска софитной фермы должна осуществляться согласно проектной документации.

Скорость движения софита не должна превышать установленную технической (эксплуатационной) документацией организации-изготовителя.

150. Канаты подвеса софитных ферм, проходящие через переходные мостики, должны иметь защиту от механических повреждений.

151. Софитные фермы должны оборудоваться корзинкой для укладки гибких электропроводов, зашитых в специальные петли, отвечающие требованиям электро- и противопожарной безопасности.

152. Электрическая проводка по софитным фермам должна выполняться стационарно в стальных трубах. Подключение осветительных приборов должно осуществляться через штепсельные соединения или клеммные коробки.

153. Использовать для подключения осветительных приборов, расположенных на стационарной софитной ферме, временную проводку запрещается.

154. Конструкция подъемно-опускного осветительного мостика (софитного моста) должна обеспечивать прочность, указанную в технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.

155. В рабочем положении подъемно-опускной осветительный мостик должен передвигаться в металлических направляющих, прикрепленных к переходным консольным мостикам или к боковым рабочим галереям.

156. Двери подъемно-опускного осветительного мостика и двери переходных консольных мостиков должны быть оборудованы автоматическими замками, которые отпираются при нахождении пола софитного моста и пола переходного консольного мостика на одном уровне.

Двери должны иметь электрическую блокировку, исключающую движение софитного моста с открытыми дверями.

157. Конструкция привода горизонта или панорамы должна обеспечивать равномерное наматывание каната, несущего холст, на барабан в один слой и не допускать соскакивания каната с холстом с блоков или барабанов.

Электропривод горизонта или панорамы должен быть снабжен концевыми выключателями.

158. Электропривод горизонта должен иметь аварийный ручной привод с блокировкой: при использовании ручного привода электропривод должен отключаться. При использовании электропривода должен блокироваться ручной.

159. Парные ролики, удерживающие канаты с холстом, устанавливаются на дороге только сверху. Крепление осей роликов на направляющих дороги должно исключать возможность самопроизвольного разъединения и падения осей или блоков.

160. Переходные мостики роликовой дороги и ее подвесок не должны создавать разрывов, как в дороге горизонта, так и в холсте горизонта.

161. Устройство откидных клапанов в горизонте запрещается.

162. Движение холста передвижной панорамы должно осуществляться при помощи ручного или электрического привода с плавным регулированием скорости по специальной дороге. Подвеска дороги и панорамы должна осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к декорационным подъемам.

Скорость движения холста панорамы с помощью электропривода должна быть не более установленной в технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.

163. Каркас жесткой стационарной кулисы, опирающийся ходовыми колесами на дорогу, уложенную под планшетом, должен дополнительно иметь верхние горизонтальные ролики, двигающиеся по направляющим и предохраняющие кулису от смещения из вертикальной плоскости. Конструкция кулисы должна обеспечивать прочность, указанную в технической документации организации-изготовителя.

Иные конструктивные решения кулисы должны отвечать требованиям безопасности.

164. Ограждения должны обеспечивать прочность, указанную в организационно-технологической (проектной) документации на объекты культуры.

165. На нижних или верхних направляющих должны быть установлены ограничители хода кулис. Ходовые колеса портальных кулис должны иметь реборды либо перемещаться в желобчатой дороге.

166. Высота расположения настила нижнего балкона от планшета сцены должна устанавливаться организационно-технологической (проектной) документацией на объекты культуры.

167. Лестницы портальных кулис, начиная от уровня первого балкона и до верха каркаса, должны иметь защитные ограждения или предустановленные системы обеспечения безопасности для подъема и спуска работников в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528).

Если передвижные осветительские рамы (башни) оборудованы выдвижными (телескопическими) и приставными лестницами, то с высоты 3 м рамы должны иметь защитные ограждения и предустановленные системы обеспечения безопасности для подъема и спуска работников в соответствии с правилами охраны труда при работе на высоте.

168. Стационарные осветительские рамы (башни) должны быть оборудованы ручным или механизированным приводом.

169. При использовании электропривода скорость движения рамы должна быть не более установленной в технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.

170. Осветительские рамы (башни) должны иметь устройства для фиксации их в рабочем положении.

171. Полетные устройства должны быть выполнены и устанавливаться в соответствии с проектной документацией.

172. Грузоподъемность полетных устройств определяется проектом.

173. При использовании электромеханического привода лебедок полетных устройств должна быть предусмотрена система контроля и управления технологическими процессами, обеспечивающими защиту работников и аварийное отключение оборудования, а также система ручной разблокировки и возможность эвакуации работника при аварийной ситуации.

174. К управлению электромеханическим оборудованием допускаются работники, прошедшие профессиональное обучение работе на данном оборудовании и назначенные локальным актом работодателем ответственными за проведение указанных работ. Оператор должен своевременно сообщать своему руководству о технических неисправностях оборудования.

175. В полетных устройствах используются преимущественно стальные канаты крестовой свивки. Допускается использование других материалов (например, кевларовая нить), если это предусмотрено проектной документацией.

176. Диаметр каната должен обеспечивать разрывное усилие с не менее 13-ти кратного запаса прочности.

177. Каретки полетного устройства и полиспастный блок должны иметь устройства от выпадения или заедания тяговых и подъемных канатов.

Каретки полетных устройств должны иметь не менее четырех ходовых колес. Ходовые колеса кареток и все блоки подъемного устройства должны изготовляться из металла.

178. Запрещается использовать для полетных устройств неметаллические ролики. При необходимости применения противошумных мер безопасность предлагаемых технических решений обеспечивается изготовителем.

179. Дороги для движения кареток должны иметь ограничители крайних положений.

180. Рукоятки лебедок приводов для подъема и передвижения должны иметь стопорные приспособления, исключающие самопроизвольное включение приводов.

181. Места установки приводов должны оборудоваться сигнализацией и связью с помощником режиссера.

182. Крепление привязи для полетов (СИЗ от падения с высоты) или люльки для полетов к ходовой каретке должно выполняться стальным канатом. Привязь должен изготавливаться только по персональной мерке конкретного работника, занятого в полете, и испытываться на прочность в соответствии с требованиями технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.

183. Скорость движения стационарного сценического оборудования не должна превышать установленную технической (эксплуатационной) документацией организации-изготовителя.

184. Допускается нахождение работников под работающей верхней механизацией в статическом и динамическом режимах с подвешенным на ней грузом (в том числе декорации, свет) при соблюдении следующих условий:

1) перечисленное оборудование предназначено для этих целей согласно технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;

2) груз, подвешенный на оборудовании, закреплен;

3) выполнение данных работ отрепетировано в мизансценах и отражено в локальном акте работодателя;

4) осуществляется визуальный контроль за выполнением работ ответственным лицом, назначенным работодателем.

185. Допускается подъем и спуск, а также перемещение работников на нижней механизации сцены при соблюдении следующих условий:

1) данное оборудование предназначено для этих целей согласно технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;

2) работники размещены согласно рекомендации эксплуатационной документации;

3) перемещение работников отрепетировано в мизансценах и отражено в локальном нормативном акте работодателя;

4) осуществляется визуальный контроль за выполнением работ ответственным лицом, назначенным работодателем.