Срок действия правил, утвержденных данным документом, ограничен 1 января 2027 года.

V. Санитарно-эпидемиологические требования к подвижному составу метрополитена и объектам инфраструктуры метрополитена

V. Санитарно-эпидемиологические требования

к подвижному составу метрополитена и объектам

инфраструктуры метрополитена

5.1. К эксплуатации подвижного состава метрополитена предъявляются следующие санитарно-гигиенические требования.

5.1.1. Кабина машиниста подвижного состава метрополитена (далее - кабина машиниста) должна соответствовать требованиям, представленным в таблице 35 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.1.2. В кабине машиниста метрополитена должны соблюдаться следующие параметры микроклимата:

при температуре наружного воздуха ниже 10 °C, температура воздуха в кабине должна быть не менее 20 °C и не более 24 °C, перепад температуры по вертикали на высоте 1500/150 мм должен быть не более 5 °C, перепад между температурой ограждения и температурой воздуха в 150 мм от ограждения должен быть не более 5 °C, температура пола должна быть не менее 10 °C, температура стенки должна быть не менее 10 °C, относительная влажность должна быть не менее 30% и не более 70%, скорость движения воздуха должна быть не более 0,25 м/с.

При температуре наружного воздуха от 10 °C до 20 °C температура воздуха в кабине должна быть не менее 20 °C и не более 24 °C, относительная влажность должна быть не менее 30% и не более 70%, скорость движения воздуха должна быть не более 0,4 м/с.

При температуре наружного воздуха от 20 °C до 40 °C температура воздуха в кабине должна быть не менее 24 °C и не более 28 °C, относительная влажность должна быть не более 70%, скорость движения воздуха должна быть не более 0,4 м/с.

5.1.3. Температура поверхности нагревательных приборов или их ограждений в кабине машиниста подвижного состава метрополитена должна быть не более 55 °C, а температура нагреваемых поверхностей (подлокотники, панели) не должна превышать 45 °C.

Температура нагретого воздуха в кабине машиниста, подаваемого при отоплении в зону ног машиниста, должна быть не более 35 °C.

Температура подаваемого в кабину машинисту охлажденного воздуха на расстоянии 100 мм от выходных каналов системы кондиционирования, вентиляции и отопления должна быть не менее 16 °C.

5.1.4. Система кондиционирования, вентиляции и отопления кабины машиниста должна быть оборудована установкой обеззараживания воздуха.

ОМЧ в воздухе кабины машиниста должно составлять не более 2 x 103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.

Устройство обеззараживания рециркуляционного воздуха в процессе эксплуатации должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем, с эффективностью не менее 95%.

Среднесуточная концентрация озона в обеззараженном воздухе не должна превышать 0,03 мг/м3.

Система вентиляции оборудуется воздушными съемными и легко заменяемыми фильтрами, со степенью очистки не менее 0,9.

5.1.5. Количество наружного воздуха, подаваемого в пассажирский салон подвижного состава метрополитена на одного человека, должно соответствовать требованиям, представленным в таблице 37 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.1.6. Вентиляция кабины машиниста должна осуществляться независимо от вентиляции пассажирского салона.

5.1.7. В кабине машиниста должно быть предусмотрено рабочее и аварийное освещение.

Показатели искусственного освещения кабины машиниста подвижного состава метрополитена должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 42 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

Аварийное освещение кабины должно быть выполнено осветительными приборами белого цвета с длиной волны не менее 400 нм и светильниками с защитным углом не менее 30 °C.

5.2. К эксплуатации пассажирских салонов подвижного состава метрополитена (далее - пассажирский салон) устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

5.2.1. Пассажирский салон должен соответствовать требованиям, представленным в таблице 36 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.2.2. В первом и последнем вагонах подвижного состава метрополитена необходимо предусмотреть места для размещения инвалидов-колясочников.

5.2.3. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования пассажирских салонов должны обеспечивать параметры микроклимата в салоне вагона подвижного состава метрополитена, представленные в таблице 45 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.2.4. Температура поверхности нагревательных приборов или их ограждений в пассажирском салоне должна быть не более 55 °C, а температура нагреваемых поверхностей - не более 45 °C.

Температура нагретого воздуха, подаваемого при отоплении в пассажирский салон, должна быть не более 35 °C.

5.2.5. Температура подаваемого в пассажирский салон охлажденного воздуха на расстоянии 100 мм от выходных каналов системы кондиционирования, вентиляции и отопления должна быть не менее 16 °C.

5.2.6. Система вентиляции (в режиме подогрева и охлаждения) должна обеспечивать подачу наружного воздуха на 1 человека в пассажирские салоны в количествах, представленных в таблице 37 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.2.7. ОМЧ в воздухе пассажирского салона должно составлять не более 2 x 103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.

Если в системах вентиляции и кондиционирования пассажирского салона применяется режим рециркуляции, применяемый рециркуляционный воздух должен подвергаться обеззараживанию в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности воздушной среды.

Устройство обеззараживания рециркуляционного воздуха в процессе эксплуатации должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем, с эффективностью не менее 95%.

Среднесуточная концентрация озона в обеззараженном воздухе не должна превышать 0,03 мг/м3.

5.2.8. В пассажирских салонах должна быть предусмотрена возможность естественной вентиляции помещений вагона через форточки, установленные в окнах, на случай отказа системы кондиционирования воздуха.

5.2.9. Уровни шума, инфразвука, общей вибрации в пассажирском салоне должны соответствовать требованиям, представленным в таблицах 38, 39, 40 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.2.10. Уровни электромагнитных излучений в пассажирском салоне должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 41 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.2.11. В пассажирских салонах должно быть предусмотрено рабочее и аварийное освещение, уровни которого должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 43 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.2.12. Для организации общего освещения пассажирского салона допускается применение светодиодов белого цвета с номинальной коррелированной цветовой температурой от 2400 К до 5000 К и длиной волны не менее 400 нм.

Арматура светодиодных осветительных приборов должна обеспечивать зону ограничения яркости в диапазоне углов от 0 °C до 90 °C.

5.2.13. Аварийное освещение пассажирского салона должно быть выполнено осветительными приборами белого цвета свечения.

Наличие излучения с длиной волны менее 400 нм в спектре излучения осветительного прибора не допускается.

Арматура осветительного прибора должна обеспечивать защитный угол не менее 30 °C.

5.2.14. В случае отсутствия централизованного напряжения должна быть обеспечена работоспособность освещения аварийного освещения.

Время работы аварийного освещения пассажирского вагона от аварийной системы питания должно составлять не менее 1 часа.

5.2.15. Периодичность уборки и обеззараживания поверхностей салонов подвижного состава метрополитена установлена в таблице 44 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.2.16. Средства автоматизации и механизации, применяемые при уборке, и уборочный инвентарь должны храниться в отдельных помещениях. Запрещается совместное хранение чистого и грязного уборочного инвентаря.

Уборочный инвентарь, используемый для уборки туалета, должен храниться отдельно от иного уборочного инвентаря.

5.3. К эксплуатации общественных помещений метрополитена устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

5.3.1. Параметры микроклимата в общественных помещениях подземных станций метрополитена и переходов между ними должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 56 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.3.2. Концентрация пыли в воздухе общественных помещений метрополитена в зоне дыхания пассажиров не должна превышать 0,5 мг/м3 (при содержании диоксида кремния от 10% до 70%). Концентрация углекислого газа в воздухе помещений в зоне дыхания пассажиров не должна превышать 0,1% об. в летнее время года, 0,12% об. в остальные сезоны года.

5.3.3. ОМЧ в воздухе общественных помещений метрополитена должно составлять не более 2 x 103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.

В случае, если в системах вентиляции и кондиционирования общественных помещений метрополитена применяется режим рециркуляции, применяемый рециркулируемый воздух должен подвергаться обеззараживанию в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности воздушной среды.

Устройство обеззараживания рециркулируемого воздуха в процессе эксплуатации должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем, с эффективностью не менее 95%.

Среднесуточная концентрация озона в обеззараженном воздухе не должна превышать 0,03 мг/м3.

5.3.4. Уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные уровни звука, а также максимальные уровни звука в помещениях метрополитена и на рабочих местах должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 54 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.3.5. Для колеблющегося во времени прерывистого инфразвука уровни звукового давления в местах пребывания пассажиров в помещениях метрополитена не должны превышать 120 дБ.

5.3.6. Мощность эквивалентной дозы внешнего гамма-излучения внутри общественных помещений метрополитена и среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона и его дочерних продуктов распада должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 55 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.3.7. Уровни освещенности общественных помещений метрополитена должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 56 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.3.8. Поверхности движущихся поручней эскалаторов общественных помещений метрополитена должны быть оборудованы установками по их обеззараживанию, обеспечивающими эффективность обеззараживания патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся контактным путем, не менее 70%.

В случае отсутствия таких установок необходимо производить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств не менее 2 раз в течение 1 дня.

5.4. К производственным помещениям метрополитена и условиям труда в них устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования.

5.4.1. Для работников, деятельность которых предусматривает выполнение работ на объектах инфраструктуры метрополитена, необходимо оборудовать гардеробные с возможностью раздельного хранения специальной и личной одежды.

Для работников, деятельность которых связана с очисткой эскалатора, должны быть предусмотрены душевые кабины, раздевалки и туалеты с подводкой горячей и холодной питьевой воды.

5.4.2. Полы и стены помещений, предназначенных для работы с применением агрессивных и вредных веществ (кислот, щелочей, нефтепродуктов), должны быть выполнены из материалов, устойчивых к агрессивным средам.

5.4.3. Боковые стенки и пол смотровых канав должны быть изготовлены из материалов, поддающихся очистке.

5.4.4. Концентрации пыли на рабочих местах монтеров пути на выбивке шпал из бетона, подбивке пути, бетонирования шпал, а также пыли в зоне дыхания рабочих в тоннеле при работе с перфораторами и при проведении противокоррозионных работ не должны превышать 2 мг/м3; при чистке стрелочных переводов пути содержание паров керосина не должно быть более 300 мг/м3.

5.4.5. Уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные уровни звука, а также максимальные уровни звука в производственных помещениях метрополитена должны соответствовать требованиям, представленным в гигиенических нормативах факторов среды обитания.

5.4.6. Мощность эквивалентной дозы внешнего гамма-излучения внутри производственных помещений метрополитена и среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона и его дочерних продуктов распада должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 55 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.4.7. ОМЧ в воздухе производственных помещений метрополитена должно составлять не более 2 x 103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.

Если в системах вентиляции и кондиционирования производственных помещений метрополитена применяется режим рециркуляции, применяемый рециркулируемый воздух должен подвергаться обеззараживанию в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности воздушной среды.

Устройство обеззараживания рециркулируемого воздуха в процессе эксплуатации должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем, с эффективностью не менее 95%.

Среднесуточная концентрация озона в обеззараженном воздухе не должна превышать 0,03 мг/м3.

5.4.8. При использовании воздуха тоннелей и станций метрополитена для вентиляции производственных помещений, расположенных рядом с тоннелями и станциями, система вентиляции должна оборудоваться съемными воздушными фильтрами со степенью очистки не менее 10 мкм.

Концентрация пыли в подаваемом воздухе не должна превышать 0,5 мг/м3.

5.4.9. При проведении противокоррозионных работ в тоннеле должна использоваться принудительная общеобменная вентиляция.

5.4.10. Уборка пассажирских помещений, салонов вагонов и кабин управления подвижного состава, а также производственных, служебных и бытовых помещений метрополитена должна проводиться в соответствии с требованиями таблицы 57 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

5.4.11. Сбор твердых коммунальных отходов на территории пассажирских помещений необходимо осуществлять в отведенных для этих целей местах на станциях или в вестибюлях с последующим вывозом.

5.4.12. Для сбора твердых коммунальных отходов в помещениях производственного назначения должны быть предусмотрены промаркированные емкости с плотными крышками.

5.4.13. Хозяйствующий субъект обеспечивает проведение стирки, химчистки и ремонта специальной одежды и средств индивидуальной защиты.

5.4.14. Средства автоматизации и механизации, применяемые при уборке, и уборочный инвентарь должны храниться в отдельных сухих проветриваемых помещениях. Запрещается совместное хранение чистого и грязного уборочного инвентаря.

Уборочный инвентарь, используемый для уборки туалета, должен храниться отдельно от иного уборочного инвентаря.