Срок действия правил, утвержденных данным документом, ограничен 1 января 2027 года.

IV. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта и отдельным объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта

IV. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации

подвижного состава железнодорожного транспорта и отдельным

объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта

4.1. К эксплуатации кабин машиниста локомотивов, моторвагонного и специального подвижного состава железнодорожного транспорта предъявляются следующие санитарно-гигиенические требования:

4.1.1. Кабина машиниста локомотива моторвагонного и специального подвижного состава железнодорожного транспорта должна соответствовать требованиям, представленным в таблице 12 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

Кресло в кабине машиниста локомотивов, моторвагонного и специального подвижного состава железнодорожного транспорта должно соответствовать требованиям, представленным в таблице 13 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.1.2. Для локомотивной бригады на рабочих местах должны быть предусмотрены:

шкаф или место для размещения специальной одежды и личных вещей локомотивной бригады;

место и оборудование для хранения продуктов питания локомотивной бригады, в случае если это предусмотрено конструкцией локомотива или моторвагонного подвижного состава;

место и оборудование для подогрева пищи (кроме кабин специального самоходного подвижного состава).

Локомотивная бригада моторвагонного подвижного состава пользуется одним из туалетов салона головного вагона.

4.1.3. Кабина машиниста должна быть оборудована системой обеспечения микроклимата, включающей систему кондиционирования воздуха с функциями очистки, подогрева и охлаждения воздуха, систему принудительной приточно-вытяжной вентиляции с функциями подачи, распределения и очистки подаваемого наружного воздуха.

Объем подаваемого в кабину системой вентиляции наружного воздуха на 1 человека должен составлять не менее 30 м3/ч.

Допускается подача наружного воздуха в кабину машиниста в зависимости от температуры наружного воздуха, в объемах, представленных в таблице 14 приложения 1 к санитарным правилам.

Содержание химических веществ в воздушной среде кабины машиниста должно соответствовать предельно допустимым концентрациям в воздухе рабочей зоны, установленным гигиеническими нормативами факторов среды обитания.

4.1.4. На вновь выпускаемом или проходящем капитальный ремонт с модернизацией моторвагонном подвижном составе рециркуляционный воздух, применяемый в системах, должен подвергаться обеззараживанию.

Устройство обеззараживания рециркулируемого воздуха в процессе эксплуатации должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем, с эффективностью не менее 95%.

Среднесуточная концентрация озона в обеззараженном воздухе не должна превышать 0,03 мг/м3.

4.1.5. ОМЧ в воздухе должно составлять не более 2 x 103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.

4.1.6. В кабине машиниста должно обеспечиваться избыточное давление воздуха по отношению к атмосферному:

для кабин локомотивов, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава с конструкционной скоростью менее 160 км/ч - не менее 15 Па;

для кабин локомотивов и моторвагонного подвижного состава с конструкционной скоростью 160 км/ч и более - не менее 30 Па.

4.1.7. Уровни искусственной освещенности кабины машиниста локомотивов, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 15 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.2. К эксплуатации специального подвижного состава железнодорожного транспорта предъявляются следующие санитарно-гигиенические требования:

4.2.1. Специальный самоходный подвижной состав в зависимости от назначения должен: предусматривать кабину управления движением, кабину управления технологическим процессом, служебные помещения, санитарно-бытовые помещения.

4.2.2. Кабина управления технологическим процессом и помещения специального самоходного подвижного состава должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 16 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.2.3. Помещения специального самоходного подвижного состава должны быть оборудованы системой обеспечения микроклимата, включающей систему кондиционирования воздуха с функциями очистки воздуха, подогрева и охлаждения воздуха, систему принудительной приточно-вытяжной вентиляции с функциями подачи, распределения и очистки подаваемого наружного воздуха.

Допустимые уровни нагрева поверхностей оборудования и воздуха в помещениях специального подвижного состава должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 17 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.2.4. Специальный самоходный подвижной состав должен быть оборудован экологически чистым туалетом.

4.2.5. Система вентиляции должна обеспечивать подачу наружного воздуха на 1 человека в помещениях специального самоходного подвижного состава в количествах, указанных в таблице 18 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.2.6. Уровни искусственной освещенности помещений специального подвижного состава и зон производства работ должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 19 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.2.7. В помещениях специального подвижного состава должно обеспечиваться поддержание избыточного давления (подпора) воздуха по отношению к атмосферному не менее 15 Па.

4.3. К эксплуатации вагонов моторвагонного подвижного состава железнодорожного транспорта предъявляются следующие санитарно-гигиенические требования:

4.3.1. Планировка вагонов моторвагонного подвижного состава должна предусматривать:

помещения (салоны), оборудованные местами для сидения и багажными полками;

места для пассажиров-инвалидов и других маломобильных групп населения (для моторвагонного подвижного состава, техническая документация на который разработана после введения в действие настоящих санитарных правил);

входные тамбуры.

Допускается не предусматривать входные тамбуры при условии обеспечения нормируемых параметров микроклимата и уровней шума в помещениях вагона.

В салонах скоростного и высокоскоростного железнодорожного моторвагонного подвижного состава, эксплуатируемого на расстоянии более 200 км, должны быть предусмотрены места и (или) купе для проводников (обслуживающего персонала).

4.3.2. Салоны моторвагонного подвижного состава должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 20 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.3.3. Пассажирские кресла должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 21 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.3.4. Окна должны иметь уплотнения, препятствующие проникновению пыли и влаги внутрь вагона.

4.3.5. На окнах должны быть предусмотрены технические решения или солнцезащитные устройства для снижения инсоляции и защиты органов зрения пассажиров.

4.3.6. Для моторвагонного подвижного состава дальнего сообщения, находящихся в пути следования более четырех часов, количество туалетов следует определять в соотношении - не менее 1 туалета на вагон или не менее 1 туалета на 80 посадочных мест.

4.3.7. В вагонах моторвагонного подвижного состава должна быть предусмотрена естественная вентиляция помещений.

Система вентиляции должна обеспечивать подачу наружного воздуха в салон моторвагонного подвижного состава на 1 человека в соответствии с требованиями таблицы 22 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

Содержание химических веществ в воздушной среде вагонов моторвагонного подвижного состава должно соответствовать максимально разовым предельно допустимым концентрациям, установленным гигиеническими нормативами факторов среды обитания.

4.3.8. Температура нагреваемых поверхностей (подлокотники, панели) в салонах моторвагонного подвижного состава должна быть не более 45 °C.

Температура поверхностей нагревательных приборов или их ограждений, в салонах моторвагонного подвижного состава должна быть не более 55 °C.

Температура нагретого воздуха, подаваемого в зону размещения ног обслуживающего персонала и пассажиров, должна быть не более 35 °C.

Температура подаваемого в помещения вагона охлажденного воздуха должна быть не ниже 16 °C.

4.3.9. В кабине машиниста (кабине управления движением) локомотивов, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава должны соблюдаться следующие параметры микроклимата:

при температуре наружного воздуха ниже 10 °C температура воздуха в кабине должна быть не менее 20 °C и не более 24 °C;

перепад температуры по вертикали на высоте 1500/150 мм должен быть не более 5 °C;

перепад между температурой ограждения и температурой воздуха в 150 мм от ограждения должен быть не более 5 °C;

температура пола должна быть не менее 10 °C;

температура стенки должна быть не менее 15 °C;

относительная влажность должна быть не менее 30% и не более 70%; скорость движения воздуха не более 0,25 м/с.

При температуре наружного воздуха от 10 °C до 20 °C температура воздуха в кабине должна быть не менее 20 °C и не более 24 °C, относительная влажность должна быть не менее 30% и не более 70%, скорость движения воздуха не более 0,4 м/с.

При температуре наружного воздуха от 20 °C до 40 °C температура воздуха в кабине должна быть не менее 24 °C и не более 28 °C, относительная влажность должна быть не более 70%, скорость движения воздуха не более 0,4 м/с.

В операторской специального подвижного состава и в кабине машиниста перепад температуры воздуха по ширине помещения на высоте 1500 мм от пола должен быть не более 2 °C при температуре наружного воздуха ниже 10 °C.

В мастерской специального подвижного состава должны соблюдаться следующие параметры микроклимата:

при температуре наружного воздуха ниже 10 °C;

температура воздуха в помещении должна быть не менее 16 °C и не более 18 °C;

температура пола не менее 10 °C,

температура стенки не менее 15 °C;

относительная влажность не менее 30% и не более 70% (при наличии системы увлажнения воздуха).

При температуре наружного воздуха от 10 °C до 20 °C температура воздуха в помещении должна быть не менее 16 °C и не более 20 °C, относительная влажность должна быть не менее 30% и не более 70% (при наличии системы увлажнения воздуха).

При температуре наружного воздуха от 20 °C до 30 °C температура воздуха в помещении должна быть не менее 20 °C и не более 26 °C, относительная влажность не более 70% (при наличии системы увлажнения воздуха).

При температуре наружного воздуха выше 30 °C температура воздуха в помещении должна быть не более 28 °C, относительная влажность - не более 70% (при наличии системы увлажнения воздуха).

В бытовых помещениях специального подвижного состава должны соблюдаться следующие параметры микроклимата:

на кухне (при отключенном кухонном оборудовании), в помещениях для приема пищи и отдыха при температуре наружного воздуха ниже 10 °C, температура воздуха на высоте 1500 мм от пола должна быть не менее 20 °C и не более 24 °C, перепад температуры воздуха по высоте 150/1500 - не более 3 °C, перепад между температурой ограждения и температурой воздуха в 150 мм от ограждения (в случае, если температура ограждения меньше температуры воздуха) - не более 3 °C, температура пола не менее 10 °C, температура стенки не менее 15 °C, скорость движения воздуха не более 0,2 м/с.

При температуре наружного воздуха от 10 °C до 20 °C температура воздуха в помещении должна быть не менее 20 °C и не более 24 °C, скорость движения воздуха не более 0,4 м/с.

При температуре наружного воздуха от 20 °C до 30 °C температура воздуха в помещении должна быть не менее 22 °C и не более 26 °C, скорость движения воздуха - не более 0,4 м/с.

При температуре наружного воздуха выше 30 °C температура воздуха в помещении должна быть не более 28 °C, скорость движения воздуха не более 0,4 м/с.

в душе при температуре наружного воздуха ниже 10 °C температура воздуха на высоте 1500 мм от пола должна быть не менее 23 °C, температура пола не менее 20 °C, температура стенки не менее 20 °C. При температуре наружного воздуха от 10 °C до 20 °C температура воздуха на высоте 1500 мм от пола должна быть не менее 23 °C.

в туалете при температуре наружного воздуха ниже 10 °C температура воздуха на высоте 1500 мм от пола должна быть не менее 16 °C, температура пола не менее 5 °C, температура стенки не менее 10 °C.

При температуре наружного воздуха от 10 °C до 20 °C температура воздуха на высоте 1500 мм от пола должна быть не менее 16 °C.

4.3.10. В салонах скоростного и высокоскоростного железнодорожного моторвагонного подвижного состава, а также моторвагонного подвижного состава дальнего сообщения должны соблюдаться следующие параметры микроклимата:

температура воздуха в салоне должна быть не менее 20 °C и не более 24 °C, при этом при температуре наружного воздуха ниже 10 °C перепад температуры по вертикали на высоте 1500/150 мм - не более 3 °C, по горизонтали на высоте 1500 мм от пола, по ширине салона - не более 2 °C, по длине салона - не более 3 °C;

относительная влажность не менее 30% и не более 70%;

скорость движения воздуха должна быть не более 0,25 м/с при температуре наружного воздуха до 10 °C, и должна быть не более 0,4 м/с при температуре наружного воздуха от 10 °C.

При температуре наружного воздуха от 20 °C до 40 °C температура воздуха в салоне должна быть не менее 24 °C и не более 28 °C, относительная влажность не более 70%, скорость движения воздуха не более 0,4 м/с.

В салонах моторвагонного подвижного состава пригородного и городского сообщения должны соблюдаться следующие параметры микроклимата:

температура воздуха в салоне должна составлять не менее 14 °C и не более 18 °C при наружной температуре воздуха до 10 °C;

температура воздуха в салоне должна составлять не менее 16 °C и не более 24 °C при наружной температуре воздуха от 10 °C до 20 °C;

перепад температуры воздуха при наружной температуре ниже 10 °C должен быть: по вертикали на высоте 1500/150 мм - не более 5 °C, по горизонтали на высоте 1500 мм от пола, по ширине салона - не более 2 °C, по длине салона - не более 3 °C;

относительная влажность не менее 30% и не более 70%;

скорость движения воздуха должна составлять при температуре наружного воздуха до 10 °C не более 0,25 м/с; при температуре наружного воздуха от 10 °C не более 0,4 м/с.

При температуре наружного воздуха от 20 °C до 40 °C, температура воздуха в салоне должна быть не более 28 °C, относительная влажность не более 70%, скорость движения воздуха не более 0,4 м/с.

При температуре наружного воздуха свыше 20 °C температура воздуха в салонах вагонов нормируется только для вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха.

4.3.11. ОМЧ в воздухе должно составлять не более 2 x 103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.

В случае, если в системах вентиляции и кондиционирования применяется режим рециркуляции, применяемый рециркуляционный воздух должен подвергаться обеззараживанию.

Устройство обеззараживания рециркуляционного воздуха в процессе эксплуатации должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем с эффективностью не менее 95%.

Среднесуточная концентрация озона в обеззараженном воздухе не должна превышать 0,03 мг/м3.

4.3.12. Уровни искусственной освещенности помещений салонов моторвагонного подвижного состава должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 23 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

Допускается освещение лампами накаливания или осветительными установками со светодиодами белого цвета свечения с цветовой коррелированной температурой от 2400 °K до 5500 °K.

Светотехнические приборы, предназначенные для эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения прямого излучения светодиодного источника.

Не допускается применение светодиодов, в спектре излучения которых длина волн менее 400 нм.

В машинном (дизельном) отделении дизель-поездов, автомотрис и рельсовых автобусов допускается освещение лампами накаливания или осветительными установками со светодиодами белого цвета свечения с цветовой коррелированной температурой от 2400 °K до 5500 °K.

Источники света в машинном отделении должны иметь рассеивающие устройства, исключающие прямое попадание прямого излучения в поле зрения.

4.3.13. Уровни шума в салоне и в служебном помещении моторвагонного подвижного состава должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 24 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

Для шума, создаваемого в салонах установками кондиционирования воздуха, вентиляции и воздушного отопления и другим технологическим оборудованием уровни звука и звукового давления должны быть на 5 дБ соответственно меньше фактических уровней в этих помещениях.

4.3.14. Уровни вибрации в салоне и в служебном помещении моторвагонного подвижного состава должны соответствовать предельно допустимым значениям, приведенным в таблице 25 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.3.15. Уровни инфразвука в салоне и в служебном помещении моторвагонного подвижного состава должны соответствовать требованиям таблицы 26 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.3.16. В салоне моторвагонного подвижного состава должно обеспечиваться поддержание избыточного давления (подпора) воздуха по отношению к атмосферному:

для моторвагонного подвижного состава с конструкционной скоростью менее 160 км/ч - не менее 20 Па для салонов;

для моторвагонного подвижного состава с конструкционной скоростью 160 км/ч и более - не менее 30 Па для салонов.

4.3.17. Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений в салоне моторвагонного подвижного состава должны соответствовать требованиям таблицы 27 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.3.18. Система водоснабжения моторвагонного подвижного состава должна предусматривать заправку питьевой водой через герметичные быстроразъемные соединительные рукава и обеспечивать контроль заполнения водяного бака. Шланги для приема питьевой воды маркируются. Дезинфекция шлангов осуществляется не реже одного раза в три месяца. Запрещается перемещение по земле оголовков водозаправочных шлангов.

4.3.19. Система водоснабжения вагонов моторвагонного подвижного состава должна быть оборудована установками обеззараживания воды.

4.3.20. Система водоснабжения вагонов должна подлежать дезинфекции не реже одного раза в год, а также при выявлении несоответствия питьевой воды требованиям, установленным гигиеническими нормативами факторов среды обитания.

4.3.21. Вагоны моторвагонного подвижного состава, построенные после вступления в силу настоящих санитарных правил, должны быть оборудованы экологически чистыми туалетными комплексами.

Запрещается в вагонах моторвагонного подвижного состава, не оборудованных экологически чистыми туалетными комплексами, пользоваться туалетами на стоянках, остановках, а также в границах санаторно-курортных и пригородных зон, тоннелей, мостов.

4.3.22. В помещении санитарного узла должна быть предусмотрена вытяжная вентиляция, производительностью не менее 50 м3/ч.

4.3.23. Конструкция бака-накопителя должна не допускать неуправляемый сброс содержимого на железнодорожные пути.

4.3.24. Запрещается во время рейса принудительно отключать системы вентиляции, отопления, обеззараживания, освещения в целях экономии электроэнергии.

4.3.25. Уборка салонов моторвагонного подвижного состава проводится при техническом обслуживании и текущем ремонте в моторвагонных депо.

В вагонах скоростного и высокоскоростного железнодорожного моторвагонного подвижного состава, эксплуатируемого на расстоянии более 200 км, а также в вагонах моторвагонного подвижного состава дальнего сообщения внутренняя уборка вагонов проводится перед каждым отправлением в рейс в пунктах формирования и (или) обратного назначения в соответствии с пунктом 4.4.60 настоящих санитарных правил.

обеспечены специальной одеждой, моющими и дезинфицирующими средствами, уборочным инвентарем.

Уборочный инвентарь должен иметь маркировку в соответствии с его назначением.

4.3.26. При выходе на линию моторвагонный подвижной состав подлежит обмывке, внутренней уборке.

При отсутствии в депо круглогодичного механизированного вагономоечного комплекса обмывка моторвагонного подвижного состава обеспечивается в период с 15 апреля по 15 октября.

Внутри вагонов не реже 2 раз в год проводится промывка потолков, очистка и протирка электроосветительных плафонов, сеток вентиляционных отверстий, проверка герметизации окон и дверей, целостность остекления окон и дверей.

4.4. К эксплуатации пассажирских вагонов локомотивной тяги предъявляются следующие санитарно-гигиенические требования:

4.4.1 Пассажирские купе и купе отдыха проводников в пассажирских вагонах локомотивной тяги должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 28 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.4.2. Конструкция окон не должна допускать образование на внутренних поверхностях обледенения и конденсата при относительной влажности воздуха не более 30%, при температуре воздуха в помещении не менее 20 °C и не более 24 °C и минимальной температуре наружного воздуха не ниже минус 50 °C.

Окна должны иметь уплотнения, препятствующие проникновению пыли и влаги внутрь вагона.

На окнах должны быть предусмотрены технические решения или солнцезащитные устройства для снижения инсоляции и защиты органов зрения пассажиров.

4.4.3. Кресло пассажирское должно отвечать требованиям, представленным в таблице 21 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.4.4. Запрещается трехъярусное размещение спальных мест в пассажирских вагонах.

4.4.5. Оборудование служебного отделения пассажирских вагонов должно предусматривать:

раздельные шкафы для хранения специальной одежды, посуды, продукции чайной торговли;

раковину с подводкой горячей и холодной питьевой воды;

холодильник для хранения пищевых продуктов с обеспечением температуры не выше 4 °C и не ниже минус 2 °C;

охладитель питьевой воды или аппарат для приготовления и раздачи горячей питьевой воды;

кресло для дежурного проводника;

подоконный столик.

4.4.6. При наличии микроволновой печи среднеквадратичное значение плотности потока мощности не должно превышать 0,05 мВт/см2.

4.4.7. Купе для отдыха проводников должно быть оборудовано одним или двумя спальными местами в зависимости от количества проводников.

4.4.8. Отопительные приборы должны быть доступны для влажной уборки и иметь защитные кожухи.

Температура на поверхности защитных кожухов отопительных приборов не должна превышать 55 °C.

Температура обогреваемых поверхностей, контактирующих с человеком (спинки спальных диванов, полок), должна быть не более 45 °C.

4.4.9. Температура боковых ограждающих поверхностей, за исключением окон, в пассажирском вагоне локомотивной тяги, в том числе в служебных помещениях спальных вагонов и вагонов с креслами для сидения, должна быть не ниже 15 °C и не ниже температуры воздуха в помещении более чем на 5 °C.

4.4.10. Параметры физических факторов в пассажирском вагоне локомотивной тяги, в том числе двухэтажном вагоне, а также вагоне-ресторане должны соответствовать требованиям, представленным в таблицах 30, 31 и 32 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.4.11. Параметры микроклимата в помещениях пассажирского вагона локомотивной тяги должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 29 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

При температуре наружного воздуха выше 26 °C температура воздуха нормируется только для вагонов, имеющих установки для кондиционирования воздуха.

4.4.12. Система вентиляции пассажирских вагонов должна быть оборудована воздушными съемными фильтрами со степенью очистки не менее 0,9.

Содержание химических веществ в воздушной среде пассажирского вагона локомотивной тяги не должно превышать среднесуточных предельно допустимых концентраций, а при отсутствии среднесуточных предельно допустимых концентраций - не превышать максимально разовых предельно допустимых концентраций, установленных гигиеническими нормативами факторов среды обитания.

4.4.13. ОМЧ в воздухе должно составлять не более 2 x 103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.

В случае если в системах вентиляции и кондиционирования применяется режим рециркуляции, рециркуляционный воздух должен подвергаться обеззараживанию.

Устройство обеззараживания рециркулируемого воздуха в процессе эксплуатации должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем с эффективностью не менее 95%.

4.4.14. Среднесуточная концентрация озона в обеззараженном воздухе не должна превышать 0,03 мг/м3.

4.4.15. Уровни искусственной освещенности в помещениях пассажирских вагонов локомотивной тяги должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 33 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

Спальные места пассажиров и обслуживающего персонала должны иметь дополнительно местный источник освещения.

4.4.16. Напряженность электрического поля частотой 50 Гц в пассажирских и служебных помещениях вагона локомотивной тяги должна быть не более 0,5 кВ/м.

4.4.17. Интенсивность магнитного поля частотой 50 Гц в пассажирских и служебных помещениях пассажирского вагона локомотивной тяги должна быть не более 5 мкТл (4 А/м).

4.4.18. Уровень напряженности электростатического поля на поверхности спальных полок, кресел должен быть не более 15 кВ/м.

4.4.19. В помещениях пассажирского вагона локомотивной тяги должно обеспечиваться поддержание избыточного давления (подпора) воздуха по отношению к атмосферному:

с конструкционной скоростью менее 160 км/ч: не менее 20 Па;

с конструкционной скоростью более 160 км/ч: не менее 30 Па.

4.4.20. Объем наружного воздуха, подаваемого на 1 пассажирское место, в зависимости от температуры наружного воздуха, должен быть не менее:

10 м3/ч - при температуре наружного воздуха ниже минус 20 °C;

15 м3/ч - при температуре наружного воздуха от минус 20 °C до минус 5 °C, а также выше 26 °C;

20 м3/ч - при температуре наружного воздуха от минус 5 °C до 26 °C.

4.4.21. Производительность системы вентиляции туалетного помещения общего пользования в пассажирском вагоне локомотивной тяги должна быть не менее 50 м3 в час.

4.4.22. Система водоснабжения вагона должна быть оснащена установкой по обеззараживанию питьевой воды.

В случае использования холодной питьевой воды из системы водоснабжения вагонов питьевая вода подвергается обеззараживанию непосредственно перед подачей потребителю.

4.4.23. Объем резервуаров системы водоснабжения вагонов должен обеспечить подачу холодной и горячей питьевой воды на 1 пассажирское место:

в вагоне с душевой установкой - не менее 30 л;

в спальном пассажирском вагоне - не менее 20 л;

в вагоне с креслами для сидения - не менее 10 л.

Для вагонов с душевой установкой допускается уменьшать расход воды из системы водоснабжения до 20 л на каждое место при условии оборудования вагона системой очистки использованной воды и дальнейшего ее использования для смыва унитазов туалетов.

4.4.24. Резервуары и трубопроводы системы водоснабжения пассажирского вагона локомотивной тяги должны иметь теплоизоляцию для обеспечения предохранения от замерзания в них воды после выключения отопления при температуре наружного воздуха минус 10 °C в течение 12 часов.

4.4.25. Качество питьевой воды в резервуарах и водоразборных кранах должно соответствовать гигиеническим нормативам факторов среды обитания.

4.4.26. Оголовок водоналивного патрубка системы водоснабжения должен быть защищен от загрязнения.

4.4.27. Хранение водозаправочных шлангов осуществляется в шкафах (устройствах), исключающих возможность их загрязнения.

4.4.28. В пассажирском вагоне должно быть предусмотрено не менее двух туалетных помещений.

В случае наличия в вагоне туалета, предназначенного для пассажиров-инвалидов он должен быть оборудован вертикальными и горизонтальными поручнями и раздвижной дверью.

4.4.29. Запрещается хранить в туалетных помещениях предметы, не предназначенные для туалетных комнат.

4.4.30. Пассажирские вагоны локомотивной тяги, построенные после вступления в силу настоящих санитарных правил, должны быть оборудованы экологически чистыми туалетными комплексами.

Запрещается в пассажирских вагонах локомотивной тяги, не оборудованных экологически чистыми туалетными комплексами, пользоваться туалетами на стоянках, остановках, а также в границах санаторно-курортных и пригородных зон, тоннелей, мостов.

4.4.31. Вместимость накопительного бака туалетной системы должна быть не менее 200 л.

4.4.32. Исполнение накопительного бака не должно допускать неуправляемый сброс содержимого на железнодорожные пути.

4.4.33. Запрещается откачка содержимого накопительного бака туалетной системы через тамбур.

4.4.34. Уборка туалетных помещений должна проводиться не реже 1 раза в 6 часов.

4.4.35. Площадь детских игровых зон в пассажирском вагоне локомотивной тяги должна быть не менее 9,0 м2.

Игрушки, используемые в помещении по уходу за ребенком, должны быть выполнены из материалов, допускающих их мытье и дезинфекцию.

4.4.36. Количество постельного белья и подголовников, выдаваемых в рейс, должно определяться исходя из длительности рейса, пассажиропотока и количества мест в вагоне, предназначенных для пассажиров.

Подголовники меняются после каждого пассажира. Повторное использование подголовников запрещается.

4.4.37. Комплект постельного белья должен иметь индивидуальную упаковку, исключающую возможность его повторного применения.

Постельное белье должно быть выстирано, проглажено.

Чистое постельное белье должно храниться в отдельном шкафу или нише служебного отделения.

4.4.38. В пассажирских вагонах должно быть предусмотрено место для раздельного хранения чистого и грязного постельного белья.

4.4.39. Запрещается пользование постельными принадлежностями без постельного белья.

4.4.40. Уборка использованного постельного белья осуществляется проводником вагона после высадки пассажира.

4.4.41. Обеспечение вагонов съемным мягким имуществом и уборочным инвентарем, а также моющими и дезинфицирующими средствами проводится после их наружной и внутренней обработки.

4.4.42. Профилактическая обработка съемного и мягкого имущества проводится в соответствии с таблицей 36 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.4.43. Реализация продуктов питания в вагоне локомотивной тяги под заказ должна осуществляться в специальной одежде, используемой только для этих целей.

Чистая посуда, столовые приборы, а также продукты питания для реализации пассажирам, не требующие особых условий хранения, должны храниться в шкафу служебном отделении пассажирских вагонов.

Мытье столовой посуды и приборов в пути следования должно осуществляться в промаркированной емкости.

4.4.44. Для обеспечения горячим питанием при длительности поездки более 6 часов в состав поезда должны включаться вагоны-рестораны и купе-буфеты.

4.4.45. Запрещается эксплуатация вагона-ресторана или купе-буфета при отсутствии холодной или горячей питьевой воды.

4.4.46. Требования к вагонам-ресторанам и купе-буфетам указаны в таблицах 29, 30, 31, 32 и 33 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.4.47. Вагон-ресторан должен предусматривать обеденный салон, кухонное отделение, отсек или помещением для мытья столовой посуды.

Вагон-ресторан должен быть оборудован туалетным помещением для персонала (с душевой установкой) и помещением с раковиной для мытья рук пассажиров с подводкой горячей и холодной питьевой воды.

4.4.48. Помещения кухни и обеденного салона вагона-ресторана должны быть оснащены автономной вентиляцией.

Кухонная плита должна быть оборудована локальной вытяжной вентиляцией.

4.4.49. На кухне должно быть предусмотрено место для кратковременного хранения и обработки овощей.

4.4.50. Моечная столовой посуды в вагоне-ресторане должна оборудоваться столом для приема использованной столовой посуды, двух- или трехсекционной мойкой с подводкой холодной и горячей питьевой воды, закрытыми стеллажами для просушки и хранения чистой посуды.

Моечные ванны для кухонной посуды должны иметь подводку холодной и горячей питьевой воды.

4.4.51. Кухня вагона-ресторана или купе-буфета, работающего на сырой продукции и (или) полуфабрикатах, оснащается технологическим и холодильным оборудованием, столами для сырых и готовых продуктов, столом для сервирования, мойкой для мытья кухонной посуды, мойкой для мытья продуктов, оборудованием для размораживания продуктов, шкафом для хранения приправ, шкафом сушильным и шкафом для хранения посуды и кухонного инвентаря, мусоросборником для пищевых отходов с крышкой.

4.4.52. Вагон с купе-буфетом должен предусматривать буфетную стойку, кухонное отделение с оборудованием для быстрого разогрева полуфабрикатов и быстрозамороженных кулинарных изделий высокой степени готовности, моечную для столовой посуды, оборудованную односекционной мойкой, туалет для обслуживающего персонала вагона.

4.4.53. В вагонах-ресторанах и купе-буфетах также должны быть предусмотрены: холодильное оборудование, кладовая для хранения продуктов, мусоросборники для пищевых отходов с крышкой, раковина для мытья рук пассажиров.

Для хранения специальной одежды работников вагона-ресторана и купе-буфета предусматриваются шкафы.

4.4.54. Запрещается эксплуатация вагона-ресторана и купе-буфета при наличии в них насекомых и грызунов.

4.4.55. Запрещается спуск сточной воды из моечных и производственных ванн на стоянках, остановках, а также в границах санаторно-курортных и пригородных зон.

4.4.56. Твердые коммунальные отходы из вагонов удаляются в мусоросборники с плотно закрывающимися крышками.

Запрещается выбрасывать твердые коммунальные отходы на пути, междупутья.

Твердые коммунальные отходы, накапливаемые в пути следования, должны удаляться из вагонов в мусоросборники на станциях по пути следования.

4.4.57. Ежедневно в конце рабочего дня мусоросборники вагона-ресторана должны промываться горячей водой.

В пунктах формирования и обратного должна быть проведена промывка и дезинфекция емкостей для сбора твердых коммунальных отходов после завершения рейса.

4.4.58. В подготовленных в рейс пассажирских составах должны быть обеспечены наличие жидкого мыла или иного моющего средства, туалетной бумаги, бумажных полотенец (где это конструктивно предусмотрено).

4.4.59. В пунктах формирования и (или) обратного назначения пассажирских вагонов локомотивной тяги должны проводиться следующие мероприятия:

наружная обмывка вагонов, включающая обмывку кузова и ходовых частей, переходных площадок, очистку и мытье ступенек;

внутренняя уборка вагона перед каждым отправлением в рейс;

профилактическая дезинсекционная обработка пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов - не реже 1 раза в месяц, внеплановая - в случаях наличия насекомых;

профилактическая дератизация в вагонах-ресторанах осуществляется не реже 1 раза в месяц;

внеплановая дератизация в пассажирских вагонах и вагонах-ресторанах проводится при выявлении грызунов.

Вагоны, предназначенные для перевозки организованных контингентов, должны подвергаться дезинфекции и дезинсекции до и после перевозок.

4.4.60. Уборка внутренних помещений вагонов должна проводиться после проведения дезинфекционной обработки и выполнения внутренних ремонтных работ.

Для уборки внутренних помещений вагонов при подготовке в рейс работники должны обеспечиваться специальной одеждой, уборочным инвентарем, дезинфицирующими и моющими средствами.

Уборочный инвентарь должен иметь маркировку в соответствии с его назначением.

4.4.61. Не допускается совместное хранение и использование уборочного инвентаря, предназначенного для уборки туалетов, и уборочного инвентаря, предназначенного для уборки иных помещений.

4.5. К эксплуатации железнодорожных вагонов локомотивной тяги, предназначенных для перевозки железнодорожным транспортом осужденных и лиц, содержащихся под стражей, устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

4.5.1. Помещения вагона, предназначенного для осужденных и лиц, содержащихся под стражей (далее - спецвагон), должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 46 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.5.2. Перевозка лиц с различными формами туберкулеза должна осуществляться в отдельных камерах.

4.5.3. Содержание химических веществ в воздушной среде спецвагона не должно превышать среднесуточных величин предельно допустимых концентраций, а при отсутствии среднесуточных предельно допустимых концентраций - не превышать максимально разовых предельно допустимых концентраций, установленных гигиеническими нормативами факторов среды обитания.

4.5.4. Предельно допустимые уровни звука и звукового давления в помещениях спецвагона представлены в таблице 47 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.5.5. Материалы для полов в помещениях вагона должны быть устойчивы к воздействию дезинфицирующих средств.

4.5.6. В помещениях спецвагона должно быть предусмотрено рабочее и аварийное освещение.

4.5.7. Спальные места в купе проводников, купе начальника караула, купе караула должны иметь дополнительно местное освещение.

4.5.8. Помещения для приема пищи, купе проводников, купе начальника караула и купе караула должны иметь комбинированное освещение, обеспечиваемое потолочными осветительными приборами и светильниками местного освещения.

4.5.9. Искусственное освещение камер должно обеспечиваться светильниками, установленными в коридоре.

4.5.10. Котельное отделение должно быть оборудовано местным освещением.

4.5.11. Уровни искусственной освещенности помещений спецвагона представлены в таблице 48 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.5.12. Система водоснабжения должна подлежать дезинфекции не реже одного раза в год, а также при выявлении в рамках производственного контроля несоответствия питьевой воды требованиям, установленным в гигиенических нормативах факторов среды обитания.

4.5.13. Система водоснабжения спецвагона должна быть оборудована установкой обеззараживания воды.

4.5.14. В пути следования должен быть обеспечен питьевой режим.

4.5.15. Горячей питьевой водой должны обеспечиваться служебное отделение, помещение для приема пищи, туалет-душевая спецвагона.

4.5.16. Спецвагон, построенный после вступления в силу настоящих санитарных правил, должны быть оборудован экологически чистым туалетным комплексом.

Запрещается в вагонах локомотивной тяги, не оборудованных экологически чистыми туалетными комплексами, пользоваться туалетами на стоянках, остановках, а также в границах санаторно-курортных и пригородных зон, тоннелей, мостов.

Вместимость накопительного бака из туалета-душевой должна быть не менее 250 л, из туалета - не менее 450 л.

При применении вакуумной туалетной системы с одним баком вместимость его должна быть не менее 700 л.

4.5.17. Параметры микроклимата в помещениях спецвагона в зависимости от температуры окружающего воздуха должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 49 приложения 1 санитарных правил.

4.5.18. Параметры микроклимата при работе системы вентиляции должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 50 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.5.19. ОМЧ в воздухе должно составлять не более 2 x 103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.

При наличии в системе вентиляции и кондиционирования рециркуляционного воздуха рециркуляционный воздух должен подвергаться обеззараживанию.

Устройство обеззараживания рециркулируемого воздуха в процессе эксплуатации должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем с эффективностью не менее 95%.

Среднесуточная концентрация озона в обеззараженном воздухе не должна превышать 0,03 мг/м3.

4.5.20. Очистка и дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования воздуха осуществляется в рамках производственного контроля:

в плановом порядке - согласно плану, определенному хозяйствующим субъектом;

во внеплановом порядке - при выявлении несоответствия воздуха критериям, установленным в пункте 4.5.19 настоящих санитарных правилах.

4.5.21. Подаваемый наружный воздух должен быть очищен с помощью фильтров.

4.5.22. Система воздуховодов должна быть раздельной для служебных помещений и помещений для перевозки железнодорожным транспортом осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

4.5.23. Отопительные приборы должны иметь защитные кожухи и размещаться по длине наружных стен и на высоте от пола, позволяющей производить их очистку.

4.5.24. Подготовка спецвагонов в рейс должна предусматривать дезинфекционную обработку, ремонт внутреннего оборудования, уборку внутренних помещений, снабжение предметами съемного оборудования, заправку питьевой водой и топливом.

4.5.25. Наружная уборка спецвагона проводится после каждого рейса и включает в себя обмывку кузова и ходовых частей, мытье и протирку стекол, переходных площадок, очистку и мытье ступенек, влажную протирку поручней.

4.5.26. Дезинфекция туалетов, мусоросборников должна проводиться по прибытии в пункт формирования и обратного назначения.

4.5.27. В случае перевозки лиц с различными формами туберкулеза по прибытии в пункт назначения должна проводиться заключительная дезинфекция дезинфицирующими средствами, обладающими туберкулоцидной активностью, с учетом таблицы 51 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.5.28. Дезинфекционная обработка поверхностей, изделий съемного мягкого имущества и уборочного инвентаря спецвагона необходимо проводить с учетом таблицы 51 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

Уборочный инвентарь должен иметь маркировку в соответствии с его назначением.

4.5.29. Дезинсекционная обработка помещений спецвагона должна проводиться не реже 1 раза в месяц и в случаях заселенности насекомыми спецвагонов.

4.5.30. Твердые коммунальные отходы из спецвагона должны удаляться в мусоросборники с плотно закрывающимися крышками.

Твердые коммунальные отходы, накапливаемые в пути следования, должны удаляться из вагонов в мусоросборники на станциях по пути следования.

4.6. При эксплуатации вагонов-дефектоскопов, вагонов-путеизмерителей, рельсосварочных поездов, восстановительных поездов, пожарных поездов должны соблюдаться следующие санитарно-эпидемиологические требования:

4.6.1. При подготовке подвижного состава в рейс вагоны-дефектоскопы, вагоны-путеизмерители, рельсосварочные поезда, восстановительные поезда, пожарные поезда должны экипироваться постельными принадлежностями на каждого члена бригады, а также съемным мягким имуществом (матрацы, подушки, одеяла зимние шерстяные или полушерстяные).

Съемное мягкое имущество подвергаются дезинфекции и дезинсекции не реже 2 раз в год.

Одеяла зимние подвергаются обеспыливанию после каждого рейса, стирка летних одеял должна проводиться не реже 2 раз в месяц.

Стирка чехлов матрасных проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц.

4.6.2. Уборка санитарно-бытовых помещений проводится не реже 1 раза в рабочий день с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Уборочный инвентарь должен иметь маркировку в соответствии с его назначением.

4.7. К эксплуатации помещений железнодорожных вокзалов устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования.

4.7.1. При температуре окружающего воздуха ниже 10 °C температура воздуха в зоне пребывания пассажиров в помещениях железнодорожных вокзалов должна быть не менее 16 °C и не более 20 °C, скорость движения воздуха не более 0,2 м/с.

При температуре окружающего воздуха выше 10 °C температура воздуха в зоне пребывания пассажиров в помещениях железнодорожных вокзалов должна быть не менее 18 °C и не более 26 °C, скорость движения воздуха не более 0,3 м/с.

Относительная влажность воздуха должна быть не менее 15% и не более 75%.

4.7.2. Показатели искусственного освещения наземных и подземных помещений вокзала представлены в таблице 52 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

Уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк.

4.7.3. ОМЧ в воздухе должно составлять не более 2 x 103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.

Если в системе вентиляции и (или) кондиционирования применяется режим рециркуляции, рециркулируемый воздух должен подвергаться обеззараживанию.

Устройство обеззараживания рециркулируемого воздуха в процессе эксплуатации должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем с эффективностью не менее 95%.

Среднесуточная концентрация озона в обеззараженном воздухе не должна превышать 0,03 мг/м3.

4.7.4. При наличии на железнодорожном вокзале помещений по уходу за ребенком, а также помещений, предназначенных для отдыха пассажиров, должны предусматриваться отдельные помещения для хранения чистого и грязного (использованного) постельного белья, оборудованные шкафами для хранения указанных видов белья, а также шкафом для хранения уборочного инвентаря для уборки этих помещений.

Использованное постельное белье подвергается смене и стирке после каждого применения. Химчистка и дезинфекция постельных принадлежностей проводится не реже 2 раз в год.

Игрушки, используемые в помещении по уходу за ребенком. должны быть выполнены из материалов, допускающих их мытье и дезинфекцию.

4.7.5. Поверхности движущихся поручней эскалаторов железнодорожных вокзалов должны быть оборудованы установками по их обеззараживанию, обеспечивающими эффективность обеззараживания патогенных и потенциально-патогенных биологических агентов передающиеся контактным путем не менее 70%.

В случае отсутствия таких установок необходимо производить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств не менее 2 раз в течение 1 дня.

4.7.6. Светильники внутренних помещений вокзалов должны очищаться не реже двух раз в месяц.

4.7.7. Уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений железнодорожного вокзала, должен иметь маркировку в соответствии с его назначением.

4.7.8. Дезинфекция туалетов, умывальных, душевых, пеленальных (при их наличии) помещений должна проводиться не реже 2 раз в течение 1 дня.

4.7.9. Очистка урн, предназначенных для сбора твердых коммунальных отходов, должна проводиться по мере их заполнения, но не реже 1 раза в день, мойка урн - не реже 1 раза в месяц при температуре окружающего воздуха выше 10 °C.

4.8. К эксплуатации производственных помещений, в которых осуществляется экипировка и подготовка в рейс вагонов локомотивной тяги (далее - пункты экипировки и подготовки в рейс вагонов), устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования.

4.8.1. Промывка и дезинфекция системы водоснабжения в пунктах экипировки и подготовки в рейс вагонов проводится эксплуатирующей организацией ежегодно перед началом массовых перевозок пассажиров в апреле, мае, октябре, ноябре.

4.8.2. Для хранения водозаправочных шлангов в пунктах экипировки и подготовки в рейс вагонов предусматриваются условия, исключающие возможность загрязнения шлангов.

4.8.3. Искусственная освещенность открытых территорий пункта экипировки и подготовки вагонов должна быть на путях не менее 5 лк, на открытых площадках междупутий и на экипировочных устройствах - не менее 20 лк.

4.8.4. В пунктах экипировки и подготовки в рейс вагонов должны быть предусмотрены бытовые помещения, а также помещения для приема пищи проводниками.

4.8.5. В пунктах экипировки и подготовки в рейс вагонов для хранения и выдачи белья, постельных принадлежностей, съемного вагонного оборудования и пищевой продукции выделяются отдельные кладовые.

Запрещается хранить личную одежду, пищевые продукты в кладовых для постельного белья.

4.8.6. Дезинфекция постельных принадлежностей и инвентаря осуществляется по режимам и срокам, указанным в таблице 36 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.

4.9. К эксплуатации производственных помещений депо (далее - депо) устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

4.9.1. Освещенность проходов и участков производственных помещений должна быть не менее 75 лк для разрядных ламп и светодиодов, для ламп накаливания - не менее 30 лк.

4.9.2. Уровень электростатического поля не должен превышать 15 кВ/м.

4.9.3. Для работников депо предусматривается комплекс санитарно-гигиенических и санитарно-бытовых помещений, включающий гардеробные, душевые, умывальные помещения, санузлы, помещения для приема пищи, отдыха и обогрева работников, помещения для обработки, хранения и выдачи специальной одежды и средств индивидуальной защиты, помещения для сушки специальной одежды, комнаты гигиены женщин (при наличии возможности).

4.9.4. В гардеробных должны быть установлены шкафы для специальной одежды.

4.9.5. Для сушки специальной одежды предусматриваются сушильные помещения, оборудованные обогревательными приборами, приспособлениями для развешивания специальной одежды и размещения обуви.

4.9.6. Санитарно-гигиенические помещения обеспечиваются санитарно-техническим оборудованием, подводкой горячей и холодной питьевой воды, отвечающей гигиеническим нормативам факторов среды обитания.

4.9.7. Санитарно-гигиенические помещения оборудуются системой вытяжной вентиляции, не связанной с вентиляционной системой других групп помещений.

4.9.8. Помещения для приема пищи предусматриваются в случае отсутствия объектов общественного питания на территории депо.

4.9.9. Уборка санитарно-гигиенических, санитарно-бытовых помещений должна проводиться с применением дезинфицирующих средств не реже 1 раза в 7 календарных дней.

4.9.10. Светильники и стекла световых проемов должны не реже 2 раз в год очищаться от копоти, пыли, грязи, а в помещениях, в которых имеются источники выделения дыма, пыли, копоти - не реже одного раза в квартал.

4.9.11. В производственных помещениях должны быть выделены отдельные места для хранения уборочного инвентаря.

Уборочный инвентарь должен иметь маркировку в соответствии с его назначением.

4.10. К эксплуатации производственных помещений, в которых осуществляется обслуживание и ремонт вагонов-дефектоскопов, вагонов-путеизмерителей, рельсосварочных поездов, восстановительных поездов, пожарных поездов, а также к условиям труда на этих объектах устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

4.10.1. Аккумуляторное отделение должно располагаться в помещении, оборудованном системой принудительной общеобменной вентиляции и умывальником с подводкой питьевой воды, отвечающей гигиеническим нормативам факторов среды обитания.

Полы и стены помещения, в котором располагается аккумуляторное отделение, должны быть выполнены из материалов, устойчивых к агрессивным средам.

4.10.2. Системами механической вытяжной вентиляции должны быть оборудованы шкаф для зарядки аккумуляторов и рабочие места по обработке торцевых поверхностей (шлифовка) рельсов, изготовлению и обработке сварных стыков на рельсосварочных поездах.

4.10.3. Локальной вытяжной вентиляцией должны быть оборудованы:

рабочее место дефектоскописта рельсосварочного поезда, осуществляющего контроль сварных рельсов (в зоне нанесения на готовую продукцию маркировки);

станочное оборудование, при работе на котором возможно образование пыли;

гаражные помещения (при проведении ремонтных работ на автомобилях с включенным двигателем).

4.10.4. Работа на оборудовании для обрезки рельсов под сварку должна проводиться при наличии защитных устройств (кожухов, щитков) и исправной вытяжной вентиляционной системы.

4.10.5. При выполнении операций сварки рельсов работник должен находиться вне зоны распространения искр и брызг расплавленного металла.

В производственном помещении, в котором размещается контактно-сварочная машина, пол должен быть выполнен из огнестойких, малотеплопроводных и нескользких материалов.

4.10.6. Рабочее место дефектоскописта, осуществляющего контроль сварных швов, должно быть организовано в отдельном производственном помещении.

4.10.7. Коэффициент теплопроводности деталей дефектоскопов в зонах, контактирующих с руками оператора, должен быть не более 0,5 Вт/м град.

4.10.8. В производственном помещении, где размещается контактно-сварочная машина, пол должен быть выполнен из огнестойких, малотеплопроводных и нескользких материалов.

4.10.9. Уровни воздействия физических факторов, параметры микроклимата, искусственной освещенности в производственных, административных и бытовых помещениях, концентрации химических веществ, промышленных аэрозолей и пыли в воздухе рабочей зоны производственных помещений различного назначения должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов факторов среды обитания.

4.10.10. При температуре окружающего воздуха ниже 10 °C, температура воздуха в гаражных помещениях должна быть не ниже 8 °C, в складских и других вспомогательных помещениях с временным пребыванием людей - не ниже 10 °C.

4.10.11. Производственные помещения с постоянными рабочими местами должны иметь естественное освещение.

4.10.12. Проведение погрузо-разгрузочных работ с рельсами на рельсосварочном поезде допускается в темное время календарного дня при обеспечении освещенности в зоне проведения работ не менее 20 лк.

4.10.13. Освещенность на рабочем месте наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) в помещении для ремонта и наладки дефектоскопов при системе общего освещения должна быть не ниже 200 лк, при системе комбинированного освещения - не ниже 500 лк.

4.10.14. В производственном помещении, где оборудуется сварочный пост, должна быть предусмотрена механическая приточно-вытяжная система вентиляции.

4.10.15. Рабочее место наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) в помещении для ремонта и наладки дефектоскопов должно быть оборудовано локальной вытяжной вентиляцией для удаления вредных веществ из зоны дыхания работающего при выполнении паяльных работ.

4.10.16. В производственных помещениях, в которых осуществляется обслуживание и ремонт вагонов-дефектоскопов, вагонов-путеизмерителей, рельсосварочных поездов, восстановительных поездов, пожарных поездов, должны предусматриваться следующие санитарно-бытовые помещения: помещение для приема пищи (столовую), комнату отдыха (обогрева), туалет, душевая, гардеробная, прачечная, помещения для сушки специальной одежды, для хранения уборочного инвентаря, кладовая для хранения специальной одежды.

4.10.17. Помещение гардеробной должно быть оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции и шкафами для специальной одежды.

4.10.18. Комната отдыха (обогрева) должна размещаться на расстоянии не более 5 км от места работы.

Комната отдыха (обогрева) должна быть оборудована сушильным шкафом для просушивания специальной одежды и обуви, умывальником с подводкой горячей и холодной питьевой воды, отвечающей требованиям гигиенических нормативов факторов среды обитания.

4.10.19. При объединении комнаты отдыха (обогрева) с помещением для приема пищи необходимо предусмотреть холодильник и оборудование для подогрева пищи, шкаф для хранения посуды и раковину для ее мытья.

4.11. При эксплуатации складских помещений инфраструктуры железнодорожного транспорта, помещений грузовых и сортировочных станций, пунктов комплексной подготовки крытых вагонов, пунктов промывки, пропарки и дезинфекции грузового железнодорожного подвижного состава (далее - производственные объекты) должны соблюдаться следующие санитарно-эпидемиологические требования:

4.11.1. В производственных помещениях, в которых осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, а также в пунктах промывки, пропарки и дезинфекции вагонов (далее - промывочно-пропарочные предприятия и дезинфекционно-промывочные предприятия соответственно) должны предусматриваться следующие санитарно-бытовые помещения: помещение для приема пищи, комнату отдыха (обогрева), умывальная и туалет, душевая, гардеробная, помещения для сушки специальной одежды, кладовые для раздельного хранения чистой и загрязненной специальной одежды, помещения для обеспыливания, обеззараживания и обезвреживания специальной одежды.

Отделка санитарно-бытовых помещений производится материалом, позволяющим очищать поверхности от загрязнения.

4.11.2. Помещение гардеробной должно быть оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции и шкафами для специальной одежды.

4.11.3. Площадь помещения для сушки специальной одежды дезинфекционно-промывочного предприятия должна составлять из расчета 0,15 м2 на одного работающего открытом воздухе, но не менее 4 м2.

4.11.4. Для хранения загрязненной специальной одежды оборудуются шкафы с устройством вытяжной вентиляции с естественным побуждением в объеме 10 м3/ч воздуха от каждого шкафа.

4.11.5. Хранение используемых средств индивидуальной защиты работников дезинфекционно-промывочного предприятия должна осуществляется в отдельном помещении.

4.11.6. Комната отдыха (обогрева) должна быть оборудована сушильным шкафом для просушивания специальной одежды и обуви, умывальником с подводкой горячей и холодной питьевой воды, отвечающей требованиям гигиенических нормативов факторов среды обитания.

4.11.7. Помещение для приема пищи должно оборудоваться холодильником и оборудованием для подогрева пищи, шкафом для хранения посуды и раковиной для ее мытья.

Помещение для приема пищи может быть объединено с комнатой отдыха (обогрева).

4.11.8. Умывальные комнаты должны быть снабжены средством для мытья рук, а также защитными дерматологическими средствами.

4.11.9. Душевое отделение дезинфекционно-промывочного предприятия для работников должно быть смежным с прачечной.

4.11.10. Хранение специальной одежды и средств индивидуальной защиты, подвергнувшихся воздействию опасных веществ, должно осуществляться раздельно от других загрязненных специальной одежды и средств индивидуальной защиты.

Поверхность стен и потолков данных помещений должна быть без дефектов, доступной для проведения влажной уборки и дезинфекции.

4.11.11. Специальная одежда работника, осуществляющего работы, связанные с погрузкой (выгрузкой) пека, ядохимикатов, сильнодействующих ядовитых веществ, минеральных удобрений и пылящих грузов, кислот и щелочей, сырья животного происхождения и иных опасных грузов, должна подвергаться обеспыливанию, обезвреживанию и обеззараживанию по завершении рабочего дня (смены).

4.11.12. Стирка и обезвреживание специальной одежды, а также обезвреживание средств индивидуальной защиты проводятся не реже 2 раз в месяц.

Стирка специальной одежды работников дезинфекционно-промывочного предприятия должна производиться после каждой смены.

4.11.13. Вынос с места работы специальной одежды и средств индивидуальной защиты запрещен.

4.11.14. Эксплуатация складских помещений должна обеспечивать раздельное хранение лакокрасочных и антикоррозионных материалов, кислот, щелочей.

4.11.15. Производительность вытяжной вентиляции в складских помещениях должна обеспечивать:

15-кратный воздухообмен в 1 час в местах хранения аварийно-химически опасных веществ;

10-кратный воздухообмен в 1 час в местах для хранения пестицидов.

4.11.16. Производственные помещения насосной аммиачной воды, а также предназначенные для налива и слива аммиачной воды в автоцистерны, складские помещения, предназначенные для хранения минеральных удобрений, должны быть оборудованы естественной вентиляцией.

В помещениях, в которых возможно выделение в воздух рабочей зоны вредных веществ и пыли, должна быть предусмотрена локальная вытяжная вентиляция.

4.11.17. По окончании проведения погрузочно-разгрузочных работ с сырьем животного происхождения места производства работ, грузозахватные приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защиты должны подвергаться дезинфекции.

4.11.18. На территории пунктов комплексной подготовки крытых вагонов должны предусматриваться участки:

участок санитарной обработки крытых вагонов из-под фуража, бумаги, серы, цемента, извести, шлаковаты и других промышленных веществ, а также из-под строительных грузов;

участок обработки вагонов, в которых ранее перевозились взрывчатые вещества, газы, легковоспламеняющиеся жидкости.

4.11.19. Обработка вагонов, в которых ранее перевозились взрывчатые вещества, газы, легковоспламеняющиеся жидкости, производится на обособленной площадке железнодорожных путей, предусматривающей возможность сбора остатков опасных грузов, и отдельной канализационной системой для очистки, нейтрализации и обезвреживания сточных и промывных вод.

Обработка вагонов из-под ветеринарно-санитарных грузов на комплексных пунктах подготовки вагонов запрещается.

Промывка вагонов из-под сыпучих химических грузов на дезинфекционно-промывочных предприятиях не производится.

4.11.20. Пункты промывки, пропарки и дезинфекции грузового железнодорожного подвижного состава, а также пункты комплексной подготовки крытых вагонов оборудуются системой водоотведения и сооружениями для очистки сточных вод.

Для сбора стоков после промывки вагонов межрельсовые пути оборудуются канализационными лотками, закрытыми решетками.

4.11.21. Сбор, очистка, нейтрализация и обезвреживание сточных и промывных вод после обработки вагонов из-под взрывчатых веществ, газов, легковоспламеняющихся жидкостей осуществляется на обособленной площадке.

4.11.22. Сточные воды подвергаются механической очистке, отстаиванию и после нейтрализации удаляются с территории дезинфекционно-промывочного предприятия после обработки вагонов, в которых ранее перевозились следующие грузы:

здоровые животные всех видов из пунктов, благополучных по заразным болезням;

мясо и мясопродукты от здоровых животных;

сырье животного происхождения от здоровых животных, полученное на мясокомбинате;

отечественное кожевенное сырье, исследованное на сибирскую язву с отрицательным результатом, а также другое животноводческое сырье небоенского происхождения (кроме сборной и полевой кости), заготовленное в пунктах, благополучных по заразным болезням животных;

импортное сырье животного происхождения от здоровых животных, подвергнутое технологической обработке (полуфабрикаты);

шерсть от здоровых животных, в том числе импортную, подвергнутую горячей мойке на отечественных фабриках первичной обработки шерсти;

кость пищевая, в том числе вываренная сухая;

убойные животные, фуражное зерно и концентрированные корма, перевозимые насыпью.

4.11.23. Сточные воды подвергаются обеззараживанию после обработки вагонов, в которых ранее перевозились следующие грузы:

животные больные, подозреваемые в заболевании (или заражении) заразными болезнями;

мясо, яйцо, сырье животного происхождения, полученные от животных из пунктов, неблагополучных по заразным болезням;

импортные животные и импортное кожевенное сырье боенского происхождения;

живая товарная рыба, оплодотворенная икра, раки, предназначенные для целей разведения и акклиматизации;

импортное мясо на особых ветеринарно-санитарных условиях поставки;

отечественная шерсть, не подвергнутая горячей мойке;

импортная шерсть, подвергнутая горячей мойке в стране - экспортере;

импортное мясо и кишечное сырье, направляемые на промышленную переработку;

племенные, цирковые, зоопарковые животные и животные, отправляемые на соревнования, выставки;

животные, мясо, мясопродукты и сырье животного происхождения на экспорт.

4.11.24. Сточные воды подвергаются автоклавированию с дальнейшим обезвреживанием образующегося осадка после обработки вагонов, в которых ранее перевозились следующие грузы:

животные больные или подозреваемые в заболевании (или заражении) следующими заразными болезнями животных: ящуром, везикулярным стоматитом, везикулярной болезнью свиней, чумой крупного рогатого скота и мелких жвачных, контагиозной плевропневмонией и заразным узелковым дерматитом крупного рогатого скота, лихорадкой долины Рифт, катаральной лихорадкой овец, оспой овец и коз, африканской чумой лошадей и свиней, классической чумой свиней, высокопатогенным гриппом птиц, болезнью Ньюкасла, а также сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, столбняком, эпизоотическим лимфангоитом, брадзотом овец, орнитозом, губкообразной энцефалопатией крупного рогатого скота, эпизоотическим лимфангитом;

трупы животных;

кожевенное сырье небоенского происхождения и не исследованные на сибирскую язву полевую или сборную кость;

импортное сырье животного происхождения, поступившее из стран Азии, Африки и Южной Америки;

импортную шерсть, щетину, волос, пух, перо, очес, линьку, не прошедшие дезинфекционной обработки и горячей мойки;

грузы животного происхождения, прибывшие без ветеринарных сопроводительных документов;

сырье и полуфабрикаты животного происхождения, поступившие из стран, неблагополучных по заразным болезням животных, не встречающихся на территории Российской Федерации.

4.11.25. Производственные помещения дезинфекционно-промывочного предприятия, предназначенные для хранения запаса дезинфицирующих средств, приготовления рабочих растворов, подачи дезинфицирующих растворов к промывочным платформам, должны быть изолированы друг от друга и обеспечены горячим и холодным водоснабжением.

4.11.26. Используемые дезинфицирующие средства должны храниться в неповрежденной таре на металлических стеллажах.

4.11.27. Приготовление дезинфицирующих растворов производится в помещении, оборудованном локальной вытяжной вентиляцией.

Для работы с раствором гипохлорита натрия должно предусматриваться отдельное здание (сооружение) с двумя помещениями - хлораторной и контейнерной.

4.11.28. В производственных помещениях дезинфекционно-промывочного предприятия предусматриваются помещения (раздельные для мужчин и женщин), в которых производится смена специальной одежды и санитарная обработка персонала (далее - санпропускник).

Полы и стены помещения санпропускника должны быть выполнены из материалов, устойчивых к воздействию влаги.

4.11.29. В санпропускниках предусматриваются изолированные входы для работников, занятых на ветеринарно-санитарной обработке вагонов (контейнеров).

4.11.30. Специальная одежда работников дезинфекционно-промывочного предприятия, деятельность которых связана с обработкой вагонов, должна дезинфицироваться.

4.12. К условиям труда на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта с опасными грузами устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования.

4.12.1. При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений фактических концентраций каждого из них в воздухе к их предельно допустимым концентрациям не должна превышать единицы.

4.12.2. При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких веществ, не обладающих однонаправленным действием, предельно допустимые концентрации остаются такими же, как и при изолированном воздействии.

4.12.3. В процессе работы с опасными грузами запрещается принимать пищу.

4.12.4. После работ с опасными грузами грузоподъемные механизмы должны подвергаться очистке.

4.12.5. В местах работы с опасными грузами должны быть установлены гидранты и водяные колонки с повышенным напором струи для экстренного обмывания пораженных участков.

Работники должны быть обеспечены питьевой водой в отдельном отведенном помещении.

4.12.6. Запрещается повторное использование специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, не прошедших санитарную обработку.

4.12.7. Специальную одежду после каждой смены подвергают обезвреживанию.

4.12.8. Стирка специальной одежды производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

4.12.9. Не допускается объединять установки для дегазации цистерн с приточной вентиляцией в крытых помещениях.

4.12.10. При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений фактических концентраций каждого из них в воздухе и их предельно допустимых концентраций не должна превышать единицы.

4.12.11. Производственные помещения, эстакады и территория промывочно-пропарочных предприятий должны иметь естественное и искусственное освещение.

КЕО в закрытых помещениях при боковом освещении должен быть равен 1% - 1,5%, при верхнем и комбинированном освещении - 3% - 5%.

4.12.12. Отстойные сооружения, предназначенные для промывочных вод, а также очистные устройства очищаются с периодичностью, установленной проектной документацией, паспортом или инструкцией по эксплуатации.

4.12.13. Камеры и ангары для наружной обмывки цистерн должны иметь очистные сооружения.

4.12.14. Система приточной вентиляции, обеспечивающая не менее 10-кратный воздухообмен, должна быть предусмотрена в помещениях операторов при наружной обработке цистерн в ангарах и при тепловой обработке бункерных полувагонов в нагревательных камерах.

4.12.15. Система приточно-вытяжной механической вентиляции, обеспечивающая не менее 10-кратный воздухообмен, должна быть предусмотрена в помещении оператора тепловой камеры.

4.12.16. Работники промывочно-пропарочных предприятий обеспечиваются специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в зависимости от характера работ.

При работах в котле цистерны применяются средства индивидуальной защиты органов дыхания с активной подачей воздуха, в зимнее время подогретого до 14 °C - 18 °C.

Давление воздуха перед поступлением в маску шлангового дыхательного прибора не должно превышать 0,03 МПа (0,3 кгс/см2), при этом количество подаваемого воздуха должно быть 200 л/мин.

4.12.17. Работа внутри котла цистерны после холодной и горячей обработки разрешается только после вентилирования (дегазации) и охлаждения.

4.12.18. В помещении оператора тепловой камеры должна быть оборудована приточно-вытяжная механическая вентиляция, обеспечивающая не менее 10-кратного воздухообмена.

Удаление остатков нефтебитума из бункерных полувагонов должно проводиться после разогревания в тепловой камере.

4.12.19. Не допускается проведение работ внутри цистерн при температуре выше 35 °C.

4.12.20. Специальная одежда и средства индивидуальной защиты перед сдачей их в помещение для хранения должны быть очищены от нефтепродуктов.

4.12.21. Механизированная химчистка загрязненной специальной одежды проводится не реже одного раза в неделю.

4.12.22. Хранение, ремонт и стирка специальной одежды и защитных средств на дому запрещается.

4.12.23. Перед сдачей в ремонтную мастерскую специальная одежда, средства индивидуальной защиты и другие предохранительные приспособления должны подвергаться дегазации, химчистке и стирке.