III. Оценка эффективности использования средств государственной поддержки, проводимая в отношении институтов инновационного развития

III. Оценка эффективности использования

средств государственной поддержки, проводимая в отношении

институтов инновационного развития

12. Оценка эффективности использования средств государственной поддержки, проводимая в отношении институтов инновационного развития, включает в себя:

а) проверку выполнения порядка предоставления институтом инновационного развития средств государственной поддержки дочерним обществам, и (или) инвестиционным фондам, и (или) "портфельным" компаниям, и (или) конечным получателям государственной поддержки (далее - порядок предоставления средств государственной поддержки);

б) проверку соответствия порядка предоставления средств государственной поддержки требованиям статей 16.4 и 16.5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике";

в) оценку степени достижения институтом инновационного развития целей и задач предоставления государственной поддержки, поставленных перед институтом инновационного развития на момент осуществления такой поддержки.

13. Орган, уполномоченный на проведение оценки, проверяет наличие и соблюдение институтом инновационного развития требований документов, включая документы, утвержденные уполномоченным органом института инновационного развития или уполномоченным им лицом:

а) определяющих стратегию, цели и задачи предоставления средств государственной поддержки;

б) определяющих порядок предоставления средств государственной поддержки, в том числе определяющих порядок и условия рассмотрения и отбора заявок на получение средств государственной поддержки, включая порядок проведения экспертизы заявок, порядок проведения мониторинга инновационных проектов, осуществляемых с участием института инновационного развития;

в) обеспечивающих функционирование процессов управления рисками при реализации (участии в реализации) институтом инновационного развития инновационных проектов с учетом положений Правил определения допустимого уровня рисков.

14. Орган, уполномоченный на проведение оценки, анализирует содержание документов, указанных в пункте 13 настоящих Правил, и устанавливает:

а) их соответствие основным направлениям государственной поддержки инновационной деятельности, предусмотренным Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", национальными (федеральным и (или) региональным) проектами и программами Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, а также документами стратегического планирования, относящимися к сфере инновационной деятельности института инновационного развития;

б) количественную измеримость целей и задач предоставления средств государственной поддержки;

в) возможность оценки эффективности использования средств государственной поддержки исходя из фактических и плановых (прогнозных) сроков достижения институтом инновационного развития экономических, финансовых, социально-экономических и (или) научно-технических результатов (эффектов), экономичности и (или) результативности использования средств государственной поддержки в отношении достигнутых экономических, финансовых, социально-экономических и (или) научно-технических результатов (эффектов), соответствующих целевым и промежуточным индикаторам и показателям инновационной деятельности института инновационного развития;

г) наличие и фактическое осуществление процедур коллегиального принятия решений (в том числе путем установленного локальными нормативными актами института инновационного развития порядка взаимодействия структурных подразделений по вопросам их компетенции) о предоставлении средств государственной поддержки, в том числе об отборе заявок на предоставление указанных средств;

д) иные предусмотренные федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами положения, обязательные для включения в проверяемые органом, уполномоченным на проведение оценки, документы института инновационного развития.

15. При проведении оценки эффективности использования средств государственной поддержки в отношении института инновационного развития орган, уполномоченный на проведение оценки, учитывает безусловную приоритетность соответствия деятельности института инновационного развития по предоставлению средств государственной поддержки целям и задачам, установленным в документах, указанных в подпункте "а" пункта 14 настоящих Правил.

16. Каждый показатель, относящийся к результатам инновационной деятельности института инновационного развития, должен обладать свойством измеримости в абсолютных или относительных величинах.

17. Орган, уполномоченный на проведение оценки, при анализе содержания документов, указанных в пункте 13 настоящих Правил, определяет прозрачность реализуемых институтом инновационного развития внутренних процедур контроля за соблюдением правил и требований, связанных с порядком приема, рассмотрения и отбора заявок на получение средств государственной поддержки, процедур привлечения независимых профессиональных специалистов (экспертов).

18. Критерием прозрачности внутренних процедур контроля за выполнением порядка предоставления средств государственной поддержки является опубликование на сайте института инновационного развития в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в качестве общедоступной информации:

а) документов, относящихся к порядку предоставления средств государственной поддержки в части приема, рассмотрения, отбора заявок на получение средств государственной поддержки или определению инновационных проектов в ином порядке, устанавливаемом институтом инновационного развития;

б) способов связи с институтом инновационного развития для направления сообщений (заявлений, жалоб), имеющих значение для предотвращения или пресечения нарушения порядка предоставления средств государственной поддержки.

19. Документы, указанные в подпункте "а" пункта 18 настоящих Правил, подлежат опубликованию на сайте института инновационного развития в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 30 дней со дня их утверждения уполномоченным органом института инновационного развития или уполномоченным им лицом.

20. С учетом особо высокого риска инновационной деятельности, неопределенности рыночных и технологических перспектив конкретных инновационных проектов и связанной с этим высокой вероятности недостижения запланированного положительного эффекта использования средств государственной поддержки экономическая, финансовая, социально-экономическая, научно-техническая и (или) инновационная обоснованность и эффективность решений уполномоченного органа института инновационного развития или уполномоченного им лица, а также действий должностных лиц института инновационного развития по выполнению таких решений определяются органом, уполномоченным на проведение оценки, на основе выводов о соответствии таких решений и действий (на момент их принятия) указанным в пункте 13 настоящих Правил документам, а также уставу и иным локальным документам института инновационного развития.

21. При проведении оценки степени достижения институтом инновационного развития установленных для него целей и задач предоставления государственной поддержки орган, уполномоченный на проведение оценки, учитывает приоритетность использования средств государственной поддержки для достижения институтом инновационного развития целевых и промежуточных индикаторов и показателей инновационной деятельности, установленных регулирующими деятельность института инновационного развития законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относящимися к указанной деятельности документами стратегического планирования, решениями федеральных органов исполнительной власти, стратегией (политикой) и (или) долгосрочной программой развития института инновационного развития независимо от наличия иных экономически более эффективных направлений и (или) способов расходования средств государственной поддержки.

22. Источниками информации о составе и значениях целевых и промежуточных индикаторов и показателей инновационной деятельности института инновационного развития в том числе могут являться:

а) федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации;

б) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие оказание государственной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) документы стратегического планирования, относящиеся к соответствующей сфере инновационной деятельности и (или) определяющие стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки;

г) документы, определяющие стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки конкретного института инновационного развития.

23. Критериями эффективности использования институтом инновационного развития средств государственной поддержки являются:

а) выполнение институтом инновационного развития в ходе осуществления инновационной деятельности порядка предоставления средств государственной поддержки, определенного документами, указанными в пункте 13 настоящих Правил;

б) соответствие порядка предоставления средств государственной поддержки требованиям статей 16.4 и 16.5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике";

в) соответствие фактически достигнутых институтом инновационного развития (по состоянию на период проведения контрольного мероприятия) результатов инновационной деятельности целевым и промежуточным индикаторам и показателям инновационной деятельности, установленным в документах, указанных в пункте 22 настоящих Правил, с учетом предусмотренных темпов (динамики) их последовательного достижения и планов (прогнозов) института инновационного развития в отношении дальнейшей деятельности, направленной на достижение указанных индикаторов и показателей для реализации целей и задач института инновационного развития, способствующих реализации документов, указанных в подпункте "а" пункта 14 настоящих Правил.

24. Если иное не установлено документами, определяющими стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки, расчет индикаторов и показателей инновационной деятельности для соотнесения их с критериями, установленными пунктом 23 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с методикой, учитывающей особенности деятельности конкретного института инновационного развития, утверждаемой уполномоченным органом института инновационного развития по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим координацию его деятельности.

25. Интегральная оценка эффективности использования средств государственной поддержки в отношении института инновационного развития осуществляется органом, уполномоченным на проведение оценки, по состоянию на период проведения оценки.

Незавершенность процесса формирования институтом инновационного развития совокупности инвестиционных и неинвестиционных финансовых вложений (расходов) сама по себе не является основанием для заявления возражений по существу проводимых органом, уполномоченным на проведение оценки, мероприятий и выявленных им результатов инновационной деятельности (поддержки инновационной деятельности) института инновационного развития.

Выводы об эффективности использования институтом инновационного развития средств государственной поддержки орган, уполномоченный на проведение оценки, формирует с учетом как целевых (достигнутых или прогнозных), так и промежуточных результатов инновационной деятельности института инновационного развития, а также с учетом фактической и прогнозируемой динамики достижения целевых результатов. При этом при формировании выводов об эффективности использования средств государственной поддержки в отношении института инновационного развития не принимаются во внимание обстоятельства, возникшие после завершения участия института инновационного развития, его дочернего общества в реализации инновационного проекта.

26. В отношении инновационных проектов, реализованных за счет средств государственной поддержки, полученных институтом инновационного развития в виде взноса в уставный капитал или бюджетных инвестиций, и завершенных по состоянию на период проведения оценки эффективности использования средств государственной поддержки, орган, уполномоченный на проведение оценки, определяет и оценивает во всей совокупности (интегрально) достигнутые показатели возвратности инвестиций с учетом дополнительных экономических, финансовых, социально-экономических, научно-технических результатов (эффектов) от реализации таких инновационных проектов, а в отношении инновационных проектов, реализация которых продолжается по состоянию на период проведения проверки, интегрально промежуточные и плановые (прогнозные) показатели возвратности инвестиций, а также интегрально промежуточные и плановые (прогнозные) дополнительные экономические, финансовые, социально-экономические, научно-технические результаты (эффекты) реализации таких проектов и обоснованность осуществленного институтом инновационного развития планирования (прогнозирования), а также фактическую и прогнозируемую динамику достижения целевых результатов реализации указанных проектов.

В отношении инновационных проектов, реализованных за счет средств государственной поддержки, полученных институтом инновационного развития в виде взноса в уставный капитал или бюджетных инвестиций, от дальнейшего финансирования которых институт инновационного развития отказался, а также в отношении досрочно прекращенных инновационных проектов орган, уполномоченный на проведение оценки, определяет и оценивает (в зависимости от наличия) интегрально достигнутые показатели возвратности инвестиций, интегрально достигнутые экономические, финансовые, социально-экономические, научно-технические результаты (эффекты) указанных проектов, а также обоснованность отказа института инновационного развития от дальнейшего финансирования таких проектов, обоснованность досрочного прекращения инновационных проектов.

27. В отношении инновационных проектов, реализованных за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, полученных институтом инновационного развития в формах, не указанных в пункте 26 настоящих Правил, и неинвестиционных финансовых вложений (расходов) института инновационного развития орган, уполномоченный на проведение оценки, определяет и оценивает наличие и соблюдение институтом инновационного развития процедуры финансирования таких проектов, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами института инновационного развития, а также определяет интегрально в отношении завершенных по состоянию на период проведения оценки проектов факт достижения положительных социально-экономических и (или) научно-технических результатов, а в отношении проектов, реализация которых продолжается по состоянию на период проведения оценки, оценивает интегрально промежуточные и плановые (прогнозные) социально-экономические и (или) научно-технические результаты (эффекты) реализации таких проектов, а также фактическую и прогнозируемую динамику достижения целевых результатов реализации указанных проектов.

28. Органом, уполномоченным на проведение оценки, учитываются в качестве дополнительных положительных результатов соответствующие целям и задачам предоставления государственной поддержки достигнутые и (или) плановые (прогнозные) социально-экономические и научно-технические результаты (эффекты) инновационной деятельности института инновационного развития, выражающиеся в том числе:

а) в создании новых и расширении действующих объектов инновационной инфраструктуры, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационную деятельность;

б) в увеличении степени загрузки (использования) созданных объектов инновационной инфраструктуры;

в) в увеличении затрат из внебюджетных источников на проведение и (или) расширение проводимых фундаментальных и прикладных научных исследований на территории Российской Федерации, развитие и разработку инновационных технологий в ходе осуществления научно-технической деятельности, финансирование производства, и (или) масштабирования, и (или) коммерциализации новых товаров (услуг);

г) в увеличении результативности проводимых фундаментальных и (или) прикладных научных исследований на территории Российской Федерации, выражающейся в количестве результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых оформлены и представлены в установленном порядке заявки на получение патентов, свидетельств о государственной регистрации, а также результатов, в отношении которых получены патенты (свидетельства о государственной регистрации), и иных предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности, в количестве научных публикаций в периодических и непериодических изданиях, включенных в перечень рецензируемых научных изданий, требования к которым и правила формирования в уведомительном порядке перечня которых устанавливаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, количестве научно-технических и опытно-конструкторских разработок, в том числе учтенных в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения";

д) в степени вовлеченности достигнутых результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, в том числе в увеличении доходов от реализации или коммерциализации таких результатов по мере их появления;

е) в создании новых высокопроизводительных и (или) высокотехнологичных рабочих мест на территории Российской Федерации, в том числе за счет привлечения иностранных специалистов, в расширении подготовки квалифицированных кадров в сфере инновационной деятельности;

ж) в трансфере инновационных технологий как на территорию Российской Федерации, так и с территории Российской Федерации путем получения от нерезидентов Российской Федерации, а также предоставления резидентами Российской Федерации прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав на использование таких результатов (лицензий, сублицензий);

з) в создании и (или) расширении производства на территории Российской Федерации и (или) экспорта инновационной продукции;

и) в увеличении объема выручки и (или) прибыльности инновационной деятельности;

к) в реализации иных задач и достижении иных результатов, имеющих положительный социально-экономический и (или) научно-технический эффект, в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, стратегией (политикой) института инновационного развития и долгосрочной программой развития института инновационного развития.

29. При оценке эффективности использования средств государственной поддержки орган, уполномоченный на проведение оценки, учитывает, что сами по себе не являются признаками неэффективности использования средств государственной поддержки и могут быть допустимыми действия (сделки, операции) института инновационного развития, его дочернего общества:

а) по предоставлению финансирования "портфельным" компаниям и (или) конечным получателям государственной поддержки в форме займов, в том числе без обеспечения, а также конвертируемых займов, то есть таких займов, условия которых предусматривают возможность предоставления кредитору ценных бумаг, корпоративных прав, иного имущества или имущественных прав вместо возврата (в счет погашения) задолженности по займу;

б) по предоставлению "портфельным" компаниям и (или) конечным получателям государственной поддержки финансирования в форме грантов или в иной форме, не предполагающей возврат средств, в соответствии с условиями которого получатель является ответственным за соблюдение условий предоставления финансирования, а соответствующий институт инновационного развития - за проведение текущего и (или) последующего мониторинга соблюдения получателем условий предоставления финансирования и (или) результатов реализации поддержанных инновационных проектов;

в) по приобретению институтом инновационного развития опционов эмитентов, являющихся "портфельными" компаниями или конечными получателями государственной поддержки, а также ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении представляемых такими ценными бумагами ценных бумаг (производных ценных бумаг);

г) по отказу института инновационного развития от защиты своих имущественных интересов в связи с экономической нецелесообразностью подачи искового заявления на основании оценки суммы предполагаемых судебных расходов, либо информации о неплатежеспособности возможного должника, либо в связи с наличием обоснованно высокого риска раскрытия в ходе рассмотрения искового заявления информации, являющейся государственной и (или) коммерческой тайной;

д) по проведению институтом инновационного развития, являющимся в том числе лицом, закупочная деятельность которого регулируется в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если это прямо не запрещено законодательством Российской Федерации и обосновано целесообразностью такой закупки по экономическим, научно-техническим или иным обстоятельствам, к числу которых может относиться в том числе необходимость соблюдения режима коммерческой тайны, оперативного решения задач и достижения целей, сохранения положительной репутации закупщика, использования профессионального опыта и специальных знаний единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе опыта и знаний, накопленных в ходе взаимодействия с осуществляющим закупку лицом либо с его партнерами по осуществляемым инновационным проектам;

е) по вложению средств в уставные (складочные) капиталы "портфельных" компаний и (или) конечных получателей государственной поддержки, в имущество партнерств и инвестиционных фондов, созданных или имеющих место своего нахождения или основное место ведения предпринимательской деятельности в зарубежных государствах, за исключением государств, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

ж) по предоставлению гарантий (поручительств) "портфельным" компаниям и (или) конечным получателям государственной поддержки, используемых в качестве обеспечения по займам коммерческих банков, привлекаемым "портфельными" компаниями и (или) конечными получателями государственной поддержки.

30. Оценка эффективности использования средств государственной поддержки, осуществляемая органом, уполномоченным на проведение оценки, включает в себя оценку качества финансового планирования производимых институтом инновационного развития расходов на финансовое участие в реализации инновационных проектов и (или) финансовую поддержку инновационной деятельности за счет средств государственной поддержки.

Утверждаемые уполномоченными органами института инновационного развития бюджеты, бизнес-планы, программы (планы) финансирования и (или) иные решения относительно финансовой поддержки инновационной деятельности могут предусматривать возникновение не израсходованных институтом инновационного развития по окончании установленного Федеральным законом "О бухгалтерском учете" отчетного периода остатков средств государственной поддержки с учетом особенностей организационно-правовых форм институтов инновационного развития и применяемых инструментов государственной поддержки инновационной деятельности.

31. При оценке эффективности использования средств государственной поддержки, осуществляемой органом, уполномоченным на проведение оценки, учитывается высокорисковый характер инновационной деятельности, неопределенность рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут повлечь за собой потерю финансовых и иных ресурсов, вложенных в инновационные проекты, а также снижение стоимости активов или их полное обесценение, в частности, путем получения убытков или иного отрицательного экономического, социально-экономического или научно-технического результата (эффекта) на любой стадии осуществления инновационной деятельности, в том числе на любой стадии реализации конкретного инновационного проекта или нескольких таких проектов либо после его завершения.

32. Если иное не установлено в локальном нормативном акте института инновационного развития, в целях применения абзаца третьего пункта 10 статьи 16.5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" в случае отчуждения институтом инновационного развития доли участия в юридическом лице, реализующем инновационный проект, приобретенной с использованием средств государственной поддержки, стоимость отчуждаемой доли (части доли) признается определенной, а цена отчуждения признается соответствующей рыночной при осуществлении такого отчуждения:

в ходе размещения ценных бумаг на бирже (с участием организатора торгов);

в ходе отчуждения через инвестиционные (краудфандинговые) платформы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

при исполнении принятых обязательств по отчуждению доли (части доли) по опционным соглашениям, исполнению предложения (требования) о выкупе (в том числе обязательного предложения), в ходе продажи акций, доли (части доли) совместно с другими акционерами (участниками, пайщиками, товарищами);

в ходе аукционов и конкурсов, в том числе в рамках процедур банкротства.

В указанных случаях привлечение независимого оценщика не требуется, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае привлечения независимого оценщика оценка рыночной стоимости отчуждаемой доли в уставном капитале юридического лица, реализующего инновационный проект, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки Российской Федерации и (или) международными стандартами оценки и (или) с учетом международных стандартов финансовой отчетности.

Особенности применяемых подходов и методов оценки рыночной стоимости могут быть установлены институтом инновационного развития с учетом следующих факторов:

структура капитала юридического лица;

наличие у юридического лица на праве собственности или на ином праве объектов движимого и (или) недвижимого имущества;

сфера деятельности юридического лица;

уровень готовности технологий, разрабатываемых и (или) используемых в рамках реализации инновационного проекта;

специфика индустрии и рыночных условий;

способность юридического лица извлекать прибыль или выручку, в том числе на постоянной основе;

сценарные условия реализации инновационного проекта;

сопоставление инновационного проекта, сделки с аналогичными инновационными проектами, сделками;

другие факторы, специфические для юридического лица, в том числе обстоятельства, при которых продажа по меньшей цене может обеспечить необходимую доходность либо отказ от продажи может принести институту инновационного развития убытки с учетом высокой рискованности реализации инновационных проектов и достаточности обеспечения разумного значения возвратности государственных инвестиций.

33. Прекращение реализуемого с участием института инновационного развития, его дочернего общества полностью или частично за счет средств государственной поддержки инновационного проекта либо прекращение участия института инновационного развития в реализации инновационного проекта до дня получения ожидавшихся (прогнозных) результатов такого участия само по себе не свидетельствует о том, что использование средств государственной поддержки для финансирования такого проекта являлось неэффективным. При этом обоснованием прекращения инновационного проекта или прекращения участия в реализации инновационного проекта является определенное решением уполномоченного органа института инновационного развития, или уполномоченного им лица, или уполномоченного органа его дочернего общества, или уполномоченного им лица существенное изменение рыночной ситуации, возникновение новых или повышение существующих экономических, научно-технических и (или) социально-политических рисков и (или) возможностей до уровня, делающего дальнейшую реализацию инновационного проекта или дальнейшее участие в нем или в его поддержке института инновационного развития, или его дочернего общества, "портфельной" компании, или конечного получателя государственной поддержки нецелесообразным.

34. При оценке эффективности использования средств государственной поддержки, осуществляемой органом, уполномоченным на проведение оценки, учитывается опыт использования институтом инновационного развития в ходе осуществления им инновационной деятельности (поддержки инновационной деятельности) общепринятых, в том числе в сфере венчурных и (или) прямых инвестиций, и не противоречащих законодательству Российской Федерации практик, обычаев, стандартов и рекомендаций международных организаций, объединяющих национальные органы регулирования и (или) национальных участников рынков прямых и венчурных инвестиций, в том числе Европейской ассоциации прямых и венчурных инвестиций, включая:

а) практику применения при планировании деятельности института инновационного развития основных количественных показателей эффективности использования им средств государственной поддержки и (или) иных механизмов повышения эффективности использования институтом инновационного развития средств государственной поддержки;

б) практику определения размера вознаграждения за управление инвестициями на день заключения договора об управлении инвестициями и в течение определяемого им срока исходя из стоимости предполагаемого (запланированного) общего объема имущества в управлении;

в) практику самостоятельного определения институтом инновационного развития направлений (статей) расходования средств, полученных в качестве вознаграждения за управление инвестициями либо в качестве процентов от нахождения на расчетном счете денежных средств в результате их временного бронирования по условиям договора банковского счета с определением лимитов расходования средств по отдельным статьям расходов исключительно решениями уполномоченного органа института инновационного развития или уполномоченного им лица;

г) практику диверсификации рисков недостижения результата при реализации инновационных проектов, в том числе путем:

финансирования институтом инновационного развития самостоятельно, либо через инвестиционный фонд, либо через "портфельные" компании инновационных проектов, близких по содержанию, научно-технической и экономической направленности, предполагающих достижение аналогичных результатов, но имеющих отличия в применяемых технологических решениях, реализуемых на различных рынках, с различным составом участников и (или) имеющих иные особенности;

осуществления неинвестиционных финансовых вложений в проекты и (или) программы, близкие по содержанию, научно-технической и (или) экономической направленности, предполагающие достижение аналогичных результатов, но имеющие отличия в применяемых технологических решениях, реализуемые на различных рынках, с различным составом участников и (или) имеющие иные особенности;

совершения инвестиций в инновационные проекты через российские и (или) иностранные инвестиционные фонды, входящие в одни и те же группы инвестиционных фондов, в том числе в инвестиционные фонды, находящиеся под управлением одной и той же управляющей компании или одной группы управляющих компаний;

д) практику применения институтом инновационного развития в своей деятельности утвержденных или одобренных к применению уполномоченными органами института инновационного развития подготовленных самим институтом инновационного развития или иными лицами, в том числе рекомендуемых Европейской ассоциацией прямых и венчурных инвестиций, типовых требований к условиям и порядку совершения сделок, условиям и порядку прекращения (исполнения, расторжения) сделок;

е) практику поэтапного финансирования инновационных проектов с определением уполномоченным органом института инновационного развития либо по соглашению сторон любых сроков, последовательности и частоты совершения отдельных платежей равного или неравного между собой размера во исполнение обязательств по финансированию инновационных проектов;

ж) практику применения институтом инновационного развития в заключаемых им с партнерами по инновационным проектам договорах любых допускаемых законодательством Российской Федерации, законодательством страны места совершения сделки условий и оговорок о применении общих или специальных способов защиты (обеспечения) имущественных интересов, о реструктуризации и (или) конвертации кредиторской или дебиторской задолженности, о реализации или об отказе от реализации преимущественных прав, в том числе права вето при принятии решений органами управления "портфельных" компаний, об установлении, осуществлении или отказе от осуществления прав, предоставленных опционами, содержание которых определяется законодательством места совершения сделки или места осуществления опционного права, иных условий и оговорок, обычно применяемых в соглашениях, заключаемых и исполняемых в связи с поиском, отбором, осуществлением, управлением и завершением инновационных проектов, в том числе условий и оговорок, рекомендуемых к включению в соответствующие договоры Европейской ассоциацией прямых и венчурных инвестиций.