Срок действия документа ограничен 31 декабря 2025 года.

XIV. Требования охраны труда по сцепке и буксировке трамваем на линии

XIV. Требования охраны труда по сцепке и буксировке

трамваем на линии

154. Передвижение трамвайных вагонов, не имеющих собственного хода, с неисправной тормозной системой должно производиться буксировкой исправным вагоном или средствами технической помощи.

155. Запрещается транспортировка трамвая без сопровождения бригадой технической помощи в случае, если:

1) не работает стеклоочиститель во время дождя, снегопада;

2) неисправны аккумуляторная батарея, внешние световые приборы (в темное время суток и в условиях недостаточной видимости);

3) неисправен звуковой сигнал.

156. Перед производством сцепки и буксировки подвижной состав должен быть освобожден от пассажиров.

157. При сцепке трамвайных вагонов должны выполняться следующие требования:

1) буксируемый трамвайный вагон должен быть предварительно заторможен;

2) буксирующий трамвайный вагон должен подаваться к буксируемому трамвайному вагону медленно, толчками (на первой позиции контроллера), по сигналу работника, производящего сцепку. При сцепке водитель должен пользоваться ручным тормозом (кроме трамвайных вагонов, у которых этот тормоз не предусмотрен конструкцией);

3) сцепку трамвайных вагонов следует производить с применением СИЗ рук;

4) при разнотипных сцепных приборах должна применяться специально изготовленная буксировочная сцепка;

5) запрещается движение трамвая по соседнему пути.

158. Руководство организацией работ по сцепке и буксировке вагонов возлагается на:

водителей трамвайных вагонов или руководителя бригады машины технической помощи - при технической неисправности на линии;

на руководителя бригады машины технической помощи - при буксировке в пункт ремонта;

на диспетчера по организации движения, руководителя бригады машины технической помощи на участках повышенной опасности;

на мастера или составителя - на территории трамвайного депо.

159. В случае, если при сцепке вагонов водителю необходимо выйти из вагона, он обязан выполнять следующие требования:

1) затормозить вагон ручным (стояночным) тормозом и убедиться в эффективности торможения;

2) поставить рукоятку реверсора (контроллера) в положение "О" и взять ее с собой (где это предусмотрено конструкцией);

3) отключить все высоковольтные цепи;

4) надеть сигнальный жилет.

160. В темное время суток, в условиях недостаточной видимости, а также в туннелях, под эстакадами, мостами и путепроводами, место производства работ по сцепке и расцепке вагонов должно быть освещено переносным фонарем или фарами трамвая.

161. Буксировка вагонов сцепными приборами, установленными на вагонах, не допускается и должна производиться запасными (буксировочными) сцепными приборами с головками типа "Рукопожатие".

162. На горизонтальном участке пути трамвайный вагон любого типа может буксировать не более одного вагона.

163. Сцепка вагонов на линии разрешается только водителю неисправного вагона. В случае необходимости помощь оказывает водитель исправного вагона.

164. Если неисправный вагон находится впереди исправного, водитель неисправного вагона руководит подачей исправного вагона, находясь около заднего борта неисправного вагона на безопасном расстоянии (не менее 1 м от наружного рельса) с правой стороны по ходу движения.

165. Если неисправный вагон находится позади исправного, водитель неисправного вагона должен находиться на задней площадке исправного вагона и руководить его подачей к неисправному.

166. Водителям трамвая осуществлять подъем, переноску и установку сцепных приборов разрешается только вдвоем.

167. Руководство буксировкой возлагается на водителя исправного вагона в случае движения исправного вагона перед неисправным и на водителя неисправного вагона в случае движения неисправного вагона перед исправным.

168. В процессе буксировки нельзя допускать толчков и ударов, которые могут вызвать повреждение сцепных приборов.

169. В случае разрыва сцепных приборов водитель неисправного вагона обязан принять меры к остановке вагона.

170. Перед автоматическими стрелками поезд необходимо остановить. Водитель неисправного вагона обязан отключить рубильник автоматического перевода стрелок, перевести стрелки вручную, а после проезда стрелок вновь включить рубильник.

171. Для обеспечения безопасности движения водитель обязан производить технические остановки на всех остановочных пунктах, оборудованных остановочными указателями.

172. Расцепка вагонов должна производиться на горизонтальном участке пути.

173. Буксировка поезда на уклонах может быть начата только при отсутствии на уклоне других поездов.

Скорость движения на уклонах (спусках) при буксировке не должна превышать 5 км/ч.

174. При сцепке и буксировке двухвагонных поездов в случае неисправности цепей управления на первом вагоне, когда нельзя осуществить движение поезда с помощью выключателя "Аварийное передвижение", водитель обязан немедленно сообщить по телефону о неисправности центральному диспетчеру и вызвать машину технической помощи для буксировки поезда.

175. При букировке неисправных вагонов между водителями должна применяться следующая сигнализация:

1) с помощью громкоговорящей установки, имеющейся на вагоне;

2) свистком, звонком, световыми сигналами подвижного состава;

3) в ночное время фонарем.