"План мероприятий на период 2021 - 2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года"

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ НА ПЕРИОД 2021 - 2024 ГОДОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА

План мероприятий на период 2021 - 2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. N 1388-р (далее соответственно - План, Стратегия), разработан в целях реализации положений Стратегии и миссии Федеральной таможенной службы - содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты и правомерности взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).

Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа:

первый этап (2021 - 2024 годы);

второй этап (2025 - 2030 годы).

На каждом этапе реализации Стратегии осуществляется разработка отдельного плана реализации.

План состоит из 14 разделов. Разделы Плана соответствуют основным стратегическим направлениям развития таможенной службы Российской Федерации на период до 2030 года (один раздел Плана объединяет два стратегических направления, заключительный раздел Плана содержит мероприятия, направленные на ресурсное обеспечение реализации Стратегии).

Основными принципами формирования Плана являются:

целенаправленность: реализация мероприятий, предусмотренных Планом, направлена на достижение поставленных в Стратегии целей и задач;

нацеленность на результат: для каждого мероприятия Плана установлен ожидаемый результат деятельности таможенных органов и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций;

актуальность: ожидаемый результат реализации мероприятий Плана сохраняет свою актуальность и востребованность для государства, общества и бизнеса на всех этапах реализации Стратегии;

полнота (всесторонность): мероприятия Плана охватывают направления развития, имеющие наибольшую значимость как для субъектов ВЭД в части создания благоприятного делового климата и всемерного содействия развитию внешней торговли, так и для целей обеспечения национальной безопасности и иных интересов государства во взаимосвязи с безусловной реализацией возложенных на таможенные органы функций.

Учитывая одну из целей Стратегии - переход от электронной таможни к таможне интеллектуальной, реализация мероприятий, предусмотренных Планом, нацелена на полномасштабную цифровизацию и автоматизацию деятельности таможенных органов, в том числе:

внедрение искусственного интеллекта;

применение международных электронных систем верификации и сертификации происхождения товаров;

автоматизацию процесса контроля сведений о перемещаемых товарах и о внешнеторговых сделках;

автоматизацию таможенных операций по администрированию денежных средств, поступающих на счета Федерального казначейства и предназначенных для уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и администрированию обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

развитие и обеспечение удобства и бесперебойного функционирования интерактивных сервисов взаимодействия таможенных органов с участниками таможенных правоотношений;

развитие информационного взаимодействия на основе интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) посредством национальных механизмов "единого окна", направленного на использование разрешительных документов и иной таможенно значимой информации в электронном виде при совершении таможенных операций и таможенного контроля, в том числе в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений;

повышение результативности борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, в том числе с использованием новейших цифровых платформ и технологий;

поэтапное развитие информационно-программных комплексов, используемых правоохранительными подразделениями таможенных органов, внедрение новых элементов автоматизации административного расследования и дознания, распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов;

повышение уровня экспертных возможностей;

создание международной договорно-правовой базы как основы взаимодействия с зарубежными таможенными и иными компетентными ведомствами, позволяющей осуществлять обмен информацией, в том числе онлайн, реализацию совместных проектов и мероприятий, взаимодействие по ключевым направлениям деятельности таможенных органов;

повышение уровня оснащенности таможенных органов, развитие социальной сферы, кадрового потенциала.

На первом этапе реализации Стратегии наиболее приоритетными мероприятиями Плана станут:

Разработка и реализация перспективной модели "интеллектуального" пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации (с учетом специфики видов транспорта).

Полномасштабная автоматизация процессов, оснащение современными техническими средствами и внедрение новейших технических решений в организацию работы всех государственных органов, организаций транспортно-логистического комплекса и иных организаций, осуществляющих свою деятельность в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункт пропуска), позволит осуществлять прохождение пунктов пропуска для безрисковых поставок в автоматическом режиме без непосредственного участия должностных лиц государственных контрольных органов и сократить сроки проведения контрольных мероприятий в отношении поставок, требующих проведения дополнительных контрольных мероприятий.

Основой функционирования данной модели должна стать единая цифровая платформа, которая будет интегрирована не только с базами данных всех контролирующих органов, но и с программным обеспечением технических средств контроля: комплексов потокового сканирования и весогабаритных измерений, системы радиационного контроля, распознавания номеров транспортных средств.

Создание условий для формирования единой системы транзита

Создание и функционирование эффективной транзитной системы является мощным интеграционным фактором не только внутри существующих экономических блоков (союзов), но и в масштабе укрупненных экономических и географических регионов.

Заключение отдельного соглашения о системе транзита позволит создать условия, при которых любое из государств сможет присоединиться к региональной транзитной системе, функционирующей на пространстве ЕАЭС, положительно скажется на развитии российской экономики, приведет к увеличению транзитного потенциала как Российской Федерации, так и ЕАЭС.

Внедрение электронных навигационных пломб позволит упростить транзитные процедуры, обеспечить отслеживаемость перемещения товаров, минимизирует риски заявления недостоверных сведений при дальнейшем таможенном декларировании товаров и будет способствовать обеспечению собираемости таможенных платежей.

Дальнейшее развитие института уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО) на основе международных стандартов

Статус УЭО позволяет уменьшить для участников ВЭД количество контрольных мероприятий, обеспечивая при этом прозрачность осуществляемой ими внешнеторговой деятельности, безусловную нацеленность на полное и своевременное соблюдение установленных законодательством требований, в том числе достоверность заявляемых таможенным органом сведений.

Учитывая мировой опыт, наибольшие перспективы развития института УЭО, особенно для производственных предприятий ориентированных на развитие экспорта, связаны с взаимным признанием статуса УЭО иностранными государствами. Это предполагает продолжение имплементации разработанных Всемирной таможенной организацией (далее - ВТамО) Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли. Так, имплементация требований по обеспечению УЭО безопасности цепочек поставок и организации менеджмента, позволит перейти от применяемого в настоящее время со стороны таможенных органов контроля после выпуска товаров УЭО к эффективным механизмам "самоконтроля" УЭО, тем самым существенно снизить уровень административной нагрузки на них.

Расширение трансграничного взаимодействия между таможенными службами путем взаимодействия национальных механизмов "единого окна" посредством информационных систем

Реализация механизма получения электронного документа, сформированного в процессе подготовки товара к отправке, в частности электронных инвойсов, транспортных документов (авианакладная, коносамент) из "единого окна", функционирующего в иностранной юрисдикции, позволит отказаться от необходимости предоставления документов российскими участниками ВЭД, перевозчиками и другими лицами. Кроме того, документ, однократно полученный в российский сегмент "единого окна", станет доступным (в пределах установленных прав доступа) для его использования всеми государственными органами для принятия ими необходимых решений. В итоге это позволит сократить временные и финансовые затраты участников ВЭД.

Развитие таможенного администрирования интернет-торговли

Международная электронная торговля по сути стала новой разновидностью ВЭД. В условиях активного роста ее объемов, включая тенденцию замещения торгового оборота посредством увеличения количества небольших партии товаров, поступающих в адрес физических лиц, необходимо обеспечить минимизацию потерь федерального бюджета и риски ввода в обращение потенциально опасной продукции.

В условиях отсутствия таможенных границ данные мероприятия должны быть максимально унифицированы во всех государствах - членах ЕАЭС.

Трансформация таможенного контроля на основе дальнейшего совершенствования применения системы управления рисками

Таможенные органы при осуществлении контроля товаров и сделок во внешней торговле помимо таможенного контроля осуществляют и иные формы государственного контроля и операции в интересах других государственных контролирующих органов.

Реализация соответствующих целей и задач Стратегии потребует переход на новый уровень межведомственного взаимодействия, основанного на электронном документообороте и внедрении новейших информационно-технических решений при принятии юридически значимых решений. Для этих целей также потребуется совершенствование законодательного и иного нормативно-правового регулирования, уточнения принципов и понятий в соответствующих областях регулирования, функций и полномочий контролирующих органов.

Принятие решения о необходимости применения мер по минимизации рисков будет зависеть от совокупности характеристик товара, условий его перемещения через таможенную границу и степени добросовестности декларанта.

Планируется внедрить технологию автоматической оценки уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени, способствующей снижению административной нагрузки на добросовестных и законопослушных участников ВЭД, а также повышению точности таргетирования объектов контроля.

С учетом реализации национальных целей и приоритетов предусмотрена реорганизация системы контроля за перемещаемыми товарами для определения различных подходов к формированию системы контроля отдельно для экспортируемых и импортируемых товаров.

Внедрение института таможенного аудита и технологии таможенного мониторинга как дополнительных инструментов таможенного контроля будут влиять на полноту взимания таможенных платежей, при этом не повлекут дополнительную финансовую нагрузку на проверяемых лиц.

Трансформация фискальной функции таможенных органов на основе создания межведомственных интегрированных информационных систем

Проведение скоординированного государственного контроля в части обеспечения своевременного и полного поступления таможенных, налоговых и иных обязательных платежей, исполнения соответствующих судебных решений и своевременного погашения задолженностей обеспечит минимизацию рисков неуплаты обязательных платежей в бюджет Российской Федерации с одновременным упрощением соответствующих административных процедур и уменьшением временных и финансовых затрат участников ВЭД.

Для этих целей предполагается создавать соответствующие межведомственные информационные системы на основе современных цифровых решений и платформ. Повышению эффективности таможенного контроля также будет способствовать использование интеллектуальных технических средств контроля и организации современных сетевых технологий сбора данных.

Совершенствование правоохранительной функции таможенных органов

Таможенные органы являются неотъемлемой частью правоохранительной системы Российской Федерации.

Реализация первого этапа Стратегии в части совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов будет направлена на развитие системы профилактики нарушений законодательства Российской Федерации, отнесенных к компетенции таможенных органов, внедрение современных цифровых платформ для своевременного выявления и установления всех обстоятельств подготавливаемых и совершенных правонарушений, а также обеспечение своевременности и неотвратимости наказания за совершенные нарушения, в том числе контрабанду.

Предусмотрено дальнейшее развитие межведомственного электронного взаимодействия с правоохранительными, надзирающими и иными государственными органами Российской Федерации, а также переход на новый этап цифровизации при производстве по делам об административных правонарушениях.

Трансформация информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов

Построение Главного центра обработки данных Федеральной таможенной службы нового поколения позволит реализовать в деятельности таможенной службы централизацию информационных ресурсов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) с их полным резервированием.

К реализации планируется ряд значимых проектов за счет наполнения цифровых систем таможенных органов элементами искусственного интеллекта для накапливания и обработки больших данных, решения нелинейных задач в многомерном пространстве и принятия юридически значимых решений.

Обеспечить информационную технологическую независимость информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволит поэтапный переход на оснащение таможенных органов информационно-техническими средствами, общесистемным и офисным программным обеспечением отечественного производства.

Реализация мероприятий по цифровизации станет платформой для обеспечения прозрачности принимаемых решений при взаимодействии с бизнес-сообществом и свяжет таможенные органы и контролирующие органы, что позволит обеспечить эффективное противодействие угрозам национальной безопасности и полноту взимания таможенных платежей.

Дополнительное внимание в Плане уделено мероприятиям по созданию достойных и конкурентных условий службы в таможенных органах. апелляция

Реализация ряда мероприятий Плана потребует привлечения дополнительного финансирования из федерального бюджета как в части ФТС России, так и в части иных федеральных органов исполнительной власти.

Финансовое обеспечение выполнения мероприятий Плана за счет средств федерального бюджета будет уточняться ежегодно в установленном порядке при подготовке проектов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

N п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Форма реализации

Ожидаемый результат

Ответственные исполнители