Решение Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 <О внесении изменений в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации>

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 12 ноября 2020 года

Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев в заседании вопрос о внесении изменений в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации, принятый Решением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 1995 года N 2-1/6 в редакции Решения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2011 года, с изменениями от 8 июля 2014 года, от 2 июля 2015 года, от 19 июля 2016 года, от 10 ноября 2016 года, от 10 октября 2017 года и от 25 октября 2018 года,

решил:

1. Внести в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации следующие изменения:

1.1. В параграфе 1:

а) в пункте 2 слова "одного из заместителей" заменить словом "заместителя";

б) пункт 3 исключить;

в) в абзаце первом пункта 5 слово "Секретариата" заменить словом "аппарата".

1.2. В параграфе 2 пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. На рабочие совещания судей не распространяется действие пункта 8 части первой статьи 18 и части пятой статьи 72 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".".

1.3. Параграф 7 исключить.

1.4. В параграфе 8 подпункт 6 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"6) утверждает штатное расписание аппарата Конституционного Суда, а также представляет на рассмотрение Конституционного Суда численность и структуру аппарата Конституционного Суда, положение о Секретариате Конституционного Суда;".

1.5. В параграфе 9:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. В случаях, когда Председатель Конституционного Суда не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда.";

б) пункт 2 исключить;

в) в пункте 3 слова "ни одним из заместителей" заменить словом "заместителем".

1.6. Параграф 10 изложить в следующей редакции:

"§ 10. Приостановление полномочий судьи по состоянию здоровья

1. В случае временной нетрудоспособности судьи, препятствующей его участию в заседаниях Конституционного Суда, Конституционный Суд может принять решение о приостановлении полномочий этого судьи на период его временной нетрудоспособности. Такое решение не может быть принято, если отсутствие судьи не препятствует проведению заседания Конституционного Суда.

2. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного Суда в случае прекращения временной нетрудоспособности, подтвержденного медицинскими документами, либо в случае, если временная нетрудоспособность перестала препятствовать судье участвовать в заседаниях Конституционного Суда.".

1.7. В параграфе 12 в абзаце втором пункта 1 слова "один из заместителей" заменить словом "заместитель".

1.8. В параграфе 13:

а) в пункте 2 цифры "3 - 8" заменить цифрами "1, 3 - 8";

б) в пункте 5 цифру "6" заменить цифрой "7";

в) из пункта 7 исключить слова "(внести в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судьи)";

г) пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Особенности процедуры прекращения полномочий судьи по отдельным основаниям установлены параграфами 14 - 20 настоящего Регламента.".

1.9. В параграфе 14:

а) подпункт 1 пункта 2 изложить в следующей редакции:

"1) о прекращении полномочий судьи;";

б) пункт 3 исключить.

1.10. В параграфе 15 в пункте 1 слова "двух третей от общего числа судей" заменить словами "предусмотренного частью второй статьи 12 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

1.11. Параграф 17 изложить в следующей редакции:

"§ 17. Прекращение полномочий судьи ввиду вынесенного в отношении него обвинительного приговора, вступившего в законную силу

По вступлении в законную силу обвинительного приговора, вынесенного в отношении судьи, Конституционный Суд принимает решение о прекращении полномочий судьи и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии.".

1.12. В параграфе 18:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"§ 18. Прекращение полномочий судьи ввиду признания его недееспособным или безвестно отсутствующим, объявления его умершим, а также в случае смерти судьи";

б) пункт 2 исключить;

в) из пункта 3 исключить слова "либо утраты им гражданства Российской Федерации".

1.13. Главу 2 дополнить новым параграфом 18.1 следующего содержания:

"§ 18.1. Прекращение полномочий судьи в случае утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства

1. При поступлении в Конституционный Суд официальной информации об утрате судьей гражданства Российской Федерации, приобретении им гражданства (подданства) иностранного государства, получении им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, Председатель Конституционного Суда ставит вопрос о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. В начале заседания по рассмотрению вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Председатель Конституционного Суда (председательствующий в заседании Конституционного Суда) предлагает судье подтвердить или опровергнуть факты, содержащиеся в официальной информации, указанной в пункте 1 настоящего параграфа. Если судья подтверждает эти факты, судьи переходят к голосованию по вопросу о прекращении его полномочий. Если судья опровергает эти факты или указывает, что они имеют место помимо его волеизъявления, для проверки соответствующих обстоятельств Конституционный Суд по каждому такому случаю образует из числа судей комиссию и определяет срок ее работы, по истечении которого соответствующий вопрос выносится на рассмотрение Конституционного Суда.

3. Комиссия, указанная в пункте 2 настоящего параграфа, вправе направлять запросы, в том числе инициировать запросы в иностранные органы публичной власти через уполномоченные государственные органы Российской Федерации, для проверки наличия соответствующих оснований и по итогам своей работы представляет заключение Конституционному Суду.

4. При решении вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", на голосование ставится сначала предложение сохранить за судьей его полномочия, а затем предложение прекратить полномочия судьи. Принятие первого предложения исключает постановку на голосование второго. Если ни одно из предложений не получило большинства голосов, судья сохраняет свои полномочия.

5. По результатам рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд принимает одно из следующих решений:

1) о прекращении полномочий судьи;

2) об отсутствии оснований для прекращения полномочий судьи.".

1.14. В параграфе 19:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"§ 19. Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи ввиду совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, занятия деятельностью или совершения действий, не совместимых с его должностью, неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин";

б) в пункте 2 слова "осуществлении им занятий" заменить словами "его занятии деятельностью";

в) пункты 4 и 5 исключить;

г) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. При решении вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктами 6 - 8 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", на голосование ставится сначала предложение сохранить за судьей его полномочия, а затем предложение прекратить полномочия судьи. Принятие первого предложения исключает постановку на голосование второго. Если ни одно из предложений не получило большинства голосов, судья сохраняет свои полномочия.";

д) подпункт 1 пункта 7 изложить в следующей редакции:

"1) о прекращении полномочий судьи;";

е) подпункт 2 пункта 7 после слова "судьи" дополнить словами "(в том числе с наложением на него дисциплинарного взыскания в виде предупреждения)";

ж) пункт 8 исключить.

1.15. Главу 2 дополнить новым параграфом 20.1 следующего содержания:

"§ 20.1. Направление предложения Президенту Российской Федерации обратиться в Совет Федерации с представлением о прекращении полномочий судьи

Если в ходе рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи в соответствии с параграфами 14, 17, 18.1 и 19 (по основаниям, предусмотренным пунктами 6 или 7 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации") настоящего Регламента возникнут основания полагать, что соответствующие обстоятельства нуждаются в дополнительной проверке, Конституционный Суд может вместо решения о прекращении полномочий судьи в том же порядке принять решение о направлении предложения Президенту Российской Федерации обратиться в Совет Федерации с представлением о прекращении полномочий судьи.".

1.16. В параграфе 21:

а) наименование дополнить словами "без прекращения его полномочий судьи";

б) в пункте 1 слова "не менее чем пяти судей" заменить словами "судьи (судей)";

в) в пункте 2 слова "не менее чем пятью судьями" заменить словами "судьей (судьями)";

г) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Конституционный Суд принимает решение об отсутствии оснований для дальнейшего рассмотрения вопроса либо для проверки фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении Председателем Конституционного Суда, заместителем Председателя Конституционного Суда должностных обязанностей, образует из числа судей комиссию и определяет срок ее работы, по истечении которого соответствующий вопрос выносится на рассмотрение Конституционного Суда.";

д) в пункте 4 подпункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда, заместителя Председателя Конституционного Суда по соответствующей должности;";

е) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Решение, предусмотренное подпунктом 1 пункта 4 настоящего параграфа, принимается, если за него проголосовали не менее двух третей от числа действующих судей. При этом Председатель Конституционного Суда, заместитель Председателя Конституционного Суда, в отношении которого рассматривается вопрос о досрочном прекращении полномочий, участия в голосовании не принимает. Данное решение незамедлительно направляется Президенту Российской Федерации.".

1.17. В параграфе 22.1 абзац второй пункта 2 дополнить новым предложением следующего содержания:

"Положения настоящего абзаца не применяются, если обращение от имени и в интересах лица подается через личный кабинет его представителем, соответствующим требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", что подтверждается прилагаемыми к обращению документами, предусмотренными пунктом 2 части первой статьи 38 данного Федерального конституционного закона.".

1.18. В параграфе 23 пункт 1 дополнить словами ", как правило, в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации обращения.".

1.19. В параграфе 24:

а) в пункте 1 второе предложение изложить в следующей редакции:

"При этом не позднее чем за 10 дней до даты заседания всем судьям рассылаются проекты определений Конституционного Суда, а в автоматизированной информационной системе "Судоделопроизводство" к соответствующему заседанию также размещаются для изучения указанные проекты, копии выносимых на рассмотрение обращений, приложений к ним и при необходимости другие материалы.";

б) дополнить новым пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. Судья, не согласный с проектом определения, вынесенным на рассмотрение в заседании, вправе предложить альтернативный проект определения либо письменные замечания к проекту, которые по его требованию рассылаются судьям и размещаются в автоматизированной информационной системе "Судоделопроизводство" не позднее дня, предшествующего дню заседания.".

1.20. Параграф 25 изложить в следующей редакции:

"§ 25. Распределение обращений между судьями

Распределение обращений между судьями для предварительного изучения в порядке, установленном статьей 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", производится Председателем Конституционного Суда с учетом принципа равномерности нагрузки судей.".

1.21. Параграф 27 изложить в следующей редакции:

"§ 27. Направление материалов и требований при предварительном изучении обращений судьями

1. Судья, проводящий предварительное изучение обращения, может направлять копии обращения и приложенных к нему документов и материалов органу или должностному лицу, издавшему либо подписавшему оспариваемый акт, или государственному органу, компетенция которого оспаривается, а также другим государственным органам с предложением направить позицию, имеющую значение для решения вопроса о принятии обращения к рассмотрению, в Конституционный Суд.

2. Судья, проводящий предварительное изучение обращения, может требовать у органов, должностных лиц и иных лиц предоставления информации, кроме предполагающей проведение исследований, проверок, экспертиз, и документов, необходимых для формирования позиции по обращению.

3. Взаимодействие с иными государственными органами и должностными лицами в ходе предварительного изучения обращения судьей, по согласованию с ними, может осуществляться посредством межведомственного электронного документооборота.".

1.22. В параграфе 28:

а) в пункте 1 абзац третий изложить в следующей редакции:

"Размещение в автоматизированной информационной системе "Судоделопроизводство" к соответствующему заседанию для изучения копий внесенных в повестку дня обращений, иных, связанных с обращением, документов и материалов (а если судья, указанный в абзаце первом настоящего пункта, предлагает отказать в принятии обращения к рассмотрению - также проекта определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению) производится не позднее чем за пять дней до дня заседания. По решению судьи дополнительно может быть произведена рассылка судьям копий обращения, заключения (справки) структурного подразделения Секретариата, проекта решения Конституционного Суда.";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. В случае, если это допускается частью первой статьи 47.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд вправе прийти к выводу о наличии оснований (условий) для рассмотрения дела без проведения слушания. В этом случае в решении Конституционного Суда о принятии обращения к рассмотрению указывается, что Конституционный Суд предполагает разрешить дело без проведения слушания.";

в) дополнить новым пунктом 6 следующего содержания:

"6. Любой судья после принятия обращения к рассмотрению может поставить вопрос о необходимости указания в соответствии с частью второй статьи 98 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" на необходимость приостановления исполнения судебного постановления до вынесения постановления Конституционного Суда и пересмотра конкретного дела, в котором был применен оспариваемый нормативный акт. В случае, если это предложение будет поддержано Конституционным Судом, определение о принятии жалобы к рассмотрению излагается в виде отдельного документа.".

1.23. В параграфе 29:

а) в пункте 2 второе предложение изложить в следующей редакции:

"Направляя стороне, не являющейся заявителем, оспариваемый акт, копии обращения и приложенных к нему документов, судья-докладчик предлагает ей представить в течение месяца или в другой указанный в уведомлении срок письменный отзыв.";

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. В случае, если Конституционный Суд принял к рассмотрению жалобу на нарушение конституционных прав и свобод, судья-докладчик уведомляет об этом органы, указанные в статье 98 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". При этом в случае, предусмотренном пунктом 6 параграфа 28 настоящего Регламента, определение Конституционного Суда о принятии жалобы к рассмотрению незамедлительно направляется в суды, рассматривавшие дело, на необходимость приостановления исполнения судебного постановления по которому указывается в данном определении, и в орган, осуществляющий в соответствии с федеральным законом исполнение данного судебного постановления.".

1.24. В параграфе 34:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Решение о проведении экспертизы принимается в форме определения Конституционного Суда по предложению судьи-докладчика или другого судьи и должно содержать указание на лицо, которое будет выступать в качестве эксперта. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются Конституционным Судом по предложению судьи-докладчика в том же заседании либо, если перечень вопросов на это заседание судьей-докладчиком не был представлен либо был признан требующим корректировки, в другом заседании. Конституционным Судом может быть определен срок представления заключения эксперта.";

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Экспертное заключение должно содержать данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени и ученого звания; название дела, в связи с рассмотрением которого производилась экспертиза; ответы на вопросы, поставленные перед экспертом; указание на методику, использованную при подготовке заключения; воспроизведение текста присяги эксперта, содержащегося в пункте 2 параграфа 44 настоящего Регламента; подпись эксперта под текстом заключения, заверенную в установленном законодательством порядке.";

в) пункт 4 исключить.

1.25. Параграф 35 изложить в следующей редакции:

"§ 35. Привлечение специалиста

1. Судья-докладчик или Конституционный Суд вправе привлекать для консультаций, проведения проверок, исследования отдельных документов специалиста (специалистов), не заинтересованного в исходе дела. Требование судьи-докладчика о производстве проверок, исследований, о представлении письменного профессионального мнения специалистов направляется по согласованию с Председателем Конституционного Суда, которое осуществляется в письменной или устной форме. При отказе Председателя Конституционного Суда в таком согласовании судья-докладчик может вынести вопрос о направлении данного требования на рассмотрение Конституционного Суда.

2. В случае необходимости задание, для выполнения которого приглашен специалист, формулируется судьей-докладчиком в письменном виде.".

1.26. Параграф 36 изложить в следующей редакции:

"§ 36. Рассылка и размещение в автоматизированной информационной системе материалов по обращениям, принятым к рассмотрению

1. В ходе подготовки дела к слушанию или к разрешению без проведения слушания, но во всяком случае не позднее чем за три дня до заседания (а в отношении документов, указанных в части первой статьи 51 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", - не позднее чем за десять дней до проведения слушания) судья-докладчик размещает все документы, полученные в процессе подготовки дела, кроме материалов к проекту итогового решения в соответствии с параграфами 41 или 54 настоящего Регламента, в материалах дела в автоматизированной информационной системе "Судоделопроизводство".

2. В ходе подготовки дела к слушанию, но не позднее чем за десять дней до начала заседания, за исключением случаев, когда в части первой статьи 51 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" установлено иное, судья-докладчик в обязательном порядке направляет сторонам материалы дела, указанные в части первой статьи 51 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в том числе все документы, полученные в процессе подготовки дела к слушанию от другой стороны, а также заключения экспертов, инициативные научные заключения.

3. Правила рассылки материалов сторонам в ходе подготовки дела к разрешению без проведения слушания устанавливаются параграфом 53 настоящего Регламента.".

1.27. В параграфе 38 в пункте 1 третье предложение изложить в следующей редакции:

"С учетом общественной значимости Конституционный Суд может при определении очередности рассмотрения дел назначить дела к слушанию в ином порядке, чем обращения были приняты к рассмотрению.".

1.28. В параграфе 41:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Судья-докладчик в качестве материалов к проекту решения Конституционного Суда при разрешении дела с проведением слушания готовит и представляет на первое закрытое совещание (по подготовке итогового решения), как правило, не позднее чем за три дня до заседания в зависимости от характера и сложности дела:

материалы к проекту решения, содержащие сведения, предусмотренные пунктами 4 - 10.1 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

либо перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в процессе закрытого совещания судей (по принятию итогового решения). При этом судьей-докладчиком должны быть предложены мотивированные ответы на эти вопросы, в том числе формулировка резолютивной части решения (варианты этой формулировки).";

б) в пункте 2 слова "статьями 43 и" заменить словом "статьей".

1.29. В параграфе 42 в пункте 2 абзац второй изложить в следующей редакции:

"Представители этих органов, иные лица или их представители могут быть заслушаны в заседании Конституционного Суда.".

1.30. В параграфе 43 пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. В случаях, предусмотренных или допускаемых Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", по решению Конституционного Суда в слушании дела принимают участие эксперты, свидетели, переводчики.".

1.31. В параграфе 48:

а) пункт 1 дополнить новым предложением следующего содержания:

"Допуск в зал судебных заседаний осуществляется в порядке следующего приоритета: представители средств массовой информации, представители органов, организаций и иные лица, предоставившие разъяснения, консультации, профессиональные мнения по рассматриваемому делу по требованию Конституционного Суда, организованные студенческие группы, граждане, подавшие через электронный сервис на официальном интернет-портале Конституционного Суда уведомления о желании посетить заседание Конституционного Суда, иные граждане.";

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Представители средств массовой информации аккредитуются на заседание Конституционного Суда пресс-службой Конституционного Суда и проходят в зал судебных заседаний по представленным ею спискам.".

1.32. В параграфе 52 пункт 3 исключить.

1.33. В параграфе 53:

а) в наименовании слово "заявителей" заменить словом "сторон";

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Полученные Конституционным Судом отзывы стороны направляются судьей-докладчиком заявителям в течение двух рабочих дней с предложением в десятидневный срок со дня их получения представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по указанным отзывам. При направлении заявителям указанных отзывов должно обеспечиваться подтверждение факта и даты их получения заявителями. При направлении указанных отзывов заявителям, направившим обращение в Конституционный Суд в электронном виде, указанные отзывы считаются полученными заявителями в день их отправления.";

в) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Дополнительно полученные от стороны документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей-докладчиком другой стороне.".

1.34. В параграфе 54:

а) в пункте 1 цифру "10" заменить цифрой "10.1";

б) в пункте 2 слова "статьями 43 и" заменить словом "статьей".

1.35. Параграф 59 изложить в следующей редакции:

"§ 59. Особое мнение, мнение судьи

1. В особом мнении или мнении судьи, не согласного с решением Конституционного Суда, принятым в ходе осуществления конституционного судопроизводства, не должны высказываться суждения и оценки, не относящиеся непосредственно: по постановлению или заключению - к вопросу о конституционности или неконституционности объекта конституционного контроля или к мотивировке таковой; по определению - о наличии или отсутствии оснований для принятия обращения к рассмотрению.

2. Текст особого мнения или мнения судьи должен быть представлен не позднее 14 дней со дня провозглашения (принятия - при разрешении дела без проведения слушания) итогового решения Конституционного Суда либо принятия определения Конституционного Суда.

3. Особое мнение или мнение судьи приобщается к протоколу заседания Конституционного Суда и хранится вместе с ним. При предоставлении протокола проведенного Конституционным Судом слушания для ознакомления сторонам, иным участникам процесса особое мнение или мнение судьи не предоставляется.".

1.36. Параграф 61 изложить в следующей редакции:

"§ 61. Разъяснение постановления, заключения Конституционного Суда

1. Для подготовки к рассмотрению вопроса о разъяснении постановления, заключения Конституционного Суда, если отсутствуют явные основания для отказа в удовлетворении ходатайства о разъяснении решения, Председатель Конституционного Суда поручает судье-докладчику или иному судье, если полномочия судьи, являвшегося судьей-докладчиком, прекращены, изучить ходатайство о разъяснении постановления, заключения и доложить о нем в заседании Конституционного Суда. На заседании Конституционного Суда ходатайство о разъяснении постановления, заключения принимается к рассмотрению или в принятии его к рассмотрению (удовлетворении ходатайства) отказывается.

2. Определение Конституционного Суда по вопросу о разъяснении постановления, заключения принимается в порядке, предусмотренном статьей 70 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

3. Сторонам дела, по которому вынесено постановление, ходатайство о разъяснении которого принято Конституционным Судом к рассмотрению, направляется данное ходатайство и предлагается письменно представить свой отзыв по поставленному в ходатайстве вопросу в определенный срок, за исключением случаев, когда официальное разъяснение не терпит отлагательства.

4. Копии определения Конституционного Суда о разъяснении решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, направляются органам и лицам, заявившим соответствующее ходатайство, сторонам, органам и должностным лицам, перечисленным в статье 77 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также в печатные издания, в которых было опубликовано данное решение Конституционного Суда.".

1.37. Параграф 62 изложить в следующей редакции:

"§ 62. Направление решения Конституционного Суда

1. Решение Конституционного Суда, принятое в ходе осуществления конституционного судопроизводства, подлежащее опубликованию, направляется для опубликования в официальных и иных (по решению Конституционного Суда) изданиях, для размещения на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в форме копии. Подписи судей в копии не воспроизводятся. Текст копии решения Конституционного Суда, вынесенного по итогам рассмотрения дела, завершается формулой "Конституционный Суд Российской Федерации".

2. Копия решения Конституционного Суда, принятого в ходе осуществления конституционного судопроизводства, направляется также для размещения в электронных базах данных (справочных правовых системах) и в базе данных информационной системы Конституционного Суда.

3. Заявителям, органам и лицам, перечисленным в статье 77 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", решения направляются в форме, указанной в пункте 1 настоящего параграфа.

4. При размещении решений Конституционного Суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" содержащиеся в них персональные данные подлежат исключению в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".".

1.38. В параграфе 65 пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Аппарат Конституционного Суда осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное, финансовое, кадровое, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности Конституционного Суда.".

1.39. В параграфе 68:

а) в наименовании слово "заместителей" заменить словом "заместителя";

б) в пункте 1 в абзацах первом и третьем слово "заместителей" заменить словом "заместителя";

в) в пункте 2 слово "заместителями" заменить словом "заместителем".

1.40. Параграф 69 изложить в следующей редакции:

"§ 69. Информационное обеспечение Конституционного Суда

1. В деятельности Конституционного Суда применяется автоматизированная информационная система "Судоделопроизводство", порядок использования которой при предварительном рассмотрении обращений в Конституционный Суд и при рассмотрении дел, а также для осуществления делопроизводства в Конституционном Суде определяется Инструкцией по делопроизводству.

2. Для хранения документов, перечень которых определяется Конституционным Судом в соответствии с законодательством об архивном деле, Конституционный Суд образует Архив Конституционного Суда Российской Федерации.

3. В целях обеспечения оперативности и полноты информации в Конституционном Суде ведется банк данных, содержащий тексты решений Конституционного Суда в электронном виде.".

1.41. Параграф 72 изложить в следующей редакции:

"§ 72. Вопросы, связанные с государственной пошлиной

1. Об освобождении заявителя от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, отсрочке (рассрочке) ее уплаты или об отказе ему в этом Конституционный Суд выносит протокольное решение.

2. Если в предусмотренных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" случаях обращение не принято Конституционным Судом к рассмотрению или возвращено заявителю в процессе изучения его в предварительном порядке Секретариатом Конституционного Суда, а также в случае, если принято решение о признании оспариваемой нормы неконституционной либо о выявлении конституционно-правового смысла оспариваемой нормы, влекущем пересмотр дела заявителя, государственная пошлина, поскольку это не противоречит законодательству о налогах и сборах, возвращается заявителю. Для возврата государственной пошлины выдается справка за подписью руководителя Секретариата Конституционного Суда. В случае, если обращение было подано заявителем в порядке, предусмотренном параграфами 22.1 или 22.2 настоящего Регламента, указанная справка выдается в виде бумажного документа на основании приложенной к обращению электронной копии документа об уплате государственной пошлины; по ходатайству заявителя, подавшего обращение в указанном порядке, ему может быть выдана справка на возврат государственной пошлины в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью управомоченного сотрудника аппарата Конституционного Суда, имеющего таковую, с одновременным направлением при необходимости информации о выдаче такой справки в уполномоченный на возврат государственной пошлины налоговый орган. При этом заявителю разъясняются требования федерального законодательства о необходимости представления в налоговые органы подлинных платежных документов. В таком же порядке заявителю по его требованию возвращается излишне уплаченная государственная пошлина.".

1.42. В параграфе 73:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"§ 73. Вопросы возмещения расходов, понесенных в связи с участием в конституционном судопроизводстве";

б) пункт 1 исключить;

в) в пункте 2 слова "граждан (объединений граждан)" заменить словами "лиц, имеющих право на такое возмещение в соответствии с частью второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",";

г) в пункте 3 исключить слова "гражданам (объединениям граждан)".

1.43. В параграфе 74:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Делегаты на Всероссийский съезд судей от Конституционного Суда избираются на общем собрании судей Конституционного Суда.";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Члены Совета судей Российской Федерации от Конституционного Суда избираются собранием делегатов Всероссийского съезда судей от Конституционного Суда.";

в) пункт 4 исключить;

г) в пункте 5 второе предложение исключить.

1.44. В параграфе 77 пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Конституционный Суд поддерживает связи с органами конституционного контроля зарубежных стран, а также с международными организациями, действующими в сфере правосудия.".

1.45. В параграфе 79 пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящий Регламент, равно как и вносимые в него изменения размещаются (опубликовываются) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). В решения Конституционного Суда о внесении изменений в настоящий Регламент включается пункт о таком порядке их размещения (опубликования).".

2. Изменения в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации, внесенные настоящим Решением, вступают в силу со дня принятия настоящего Решения.

3. Текст настоящего Решения, а также текст Регламента Конституционного Суда Российской Федерации в актуальной редакции (с учетом изменений, внесенных настоящим Решением) подлежат размещению на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

4. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации в актуальной редакции (с учетом изменений, внесенных настоящим Решением) подлежит размещению на официальном интернет-портале Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН